Развитие принципа природосообразности в работах классиков зарубежной педагогики 17-18 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Чувствительность – это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни. Сюда следует добавить еще ряд естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию. У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности в зарубежной классической
педагогике

Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики…………………. 6 с.
Социально-исторический фон развития педагогических идей в
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………… 13 с.

Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв

Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского………………………… 14 с.
Развитие принципа природосообразности в педагогической теории
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
Принцип природосообразности в педагогической теории
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод……………………………………………………………………… 27 с.

Заключение………………………………………………………………... 28 с.

Список литературы……………………………………………………….. 29 с.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Отстаивая роль воспитания в развитии ребенка, И.Г. Песталоцци критически переосмыслил французских материалистов 18 в., которые, рассматривая человека как продукт среды и воспитания, в конечном итоге растворяли воспитание в совокупности всех оказывающих на личность условий жизни.  Швейцарский педагог строго дифференцировал стихийные воздействия среды на формирование ребенка («жизнь формирует») и сознательное педагогическое воздействие, осуществляемое в школе и семье.

Идея развивающих целей  и задач воспитания положена в  основу разработанной И.Г. Песталоцци теории элементарного образования, которая подразделялась на теории умственного, физического и нравственного развития.  Назвав свою теорию образования элементарной, Песталоцци имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным.  Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.  Песталоцци выступил как новатор, дифференцировав содержательную и развивающую стороны обучения.  Однако задаче развития способностей ребенка порой подчинялась другая, не менее важная задача обучения, - вооружение учащихся необходимыми знаниями.

В педагогической деятельности и теории И.Г. Песталоцци получила отражение  проблема психологизации обучения.  Умственное образование должно быть построено в соответствии с «естественным путем познания» ребенка.  Поскольку чувственное восприятие – исходный момент этого пути, элементарное умственное образование должно соответственно содействовать переходу от беспорядочных и смутных впечатлений эмпирически воспринимаемого внешнего мира к ясным представлениям и четким понятиям.  И.Г. Песталоцци придавал решающее значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними.  Здесь И.Г. Песталоцци пошел дальше Я.А. Коменского, в значительной мере раскрыв роль наглядности в обучении и развитии у детей логического мышления. 

 

Вывод:

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского,  неоднократно встречается в педагогических системах 18 и 19 веков, причем каждый из крупных  теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.) понимает этот принцип  несколько различно. Но всех их объединяет решительная и резкая критика сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка.  Их педагогические идеи пронизаны духом гуманизма.

          Заключение

 

В ходе данной работы была дана характеристика принципа природосообразности на различных этапах его развития.  Нами были выявлены следующие этапы развития принципа природособразности в истории мировой педагогики:  1) античный мир и 2) начало Нового времени.

Педагогическая система  античного мира послужила источником и основой развития принципа природосообразности.  В Древней Греции учитывалась лишь возрастная периодизация, все другие элементы природосообразного воспитания не применялись в полной мере.  Во втором рассмотренном нами этапе были названы имена выдающихся педагогов того времени  (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци) и дана оценка их вклада в разработку принципа природосообразности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Ананьев Б.  Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Я. Коменского// Советская педагогика, 1971. №2, с.48.
    2. Венгер Л.А. и др.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.  М.:  Просвещение, 1988.     
    3. Горностаев П.В.  Проблема развивающего обучения в наследии  

И.Г. Песталоцци// Начальная  школа, 1996. №7, с.6-10.            

    1. Долженко О.В.  Очерки по философии образования. М.:  Промо-Медиа, 1995.
    2. Духавнева А.В., Столренко Л.Д.  История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
    3. Зейлигер-Рубинштейн Е.И.  Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., ЛГУ, 1978.
    4. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.  М.: Просвещение, 1982.
    5. Керженцев А.  Основоположник теории развивающего обучения. К 225-летию со дня рождения И.Г. Песталоцци// Народное образование, 1971. №2, с.90-92.
    6. Керженцев А.  Любите детство: О педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо// Дошкольное воспитание, 1988. №6, с.60-65.
    7. Коменский Я.А.  Дидактические принципы:  Отрывки из великой дидактики.  М.: Учпедиздат, 1940.
    8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. т.2.  М.: Педагогика, 1982.
    9. Коменский Я.А.  Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни.  М., Учпедиздат, 1957.
    10. Кушнир А.  Природосообразность и народная педагогика// Народное образование, 1999. №1-2, с.86-90.
    11. Лордкипадзе Д.О.  Дидактика Яна Амоса Коменского.  М.: Учпедиздат, 1949.
    12. Педагогическое наследие:  сост. В.М. Кларин, А.Н. Дружинский.  М.:  Педагогика, 1988.
    13. Песталоцци И.Г.  Статьи и отрывки из педагогических сочинений.  М.:  Учпедиздат, 1939.
    14. Пискунов А.И.  Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.  М.:  Просвещение, 1981.
    15. Руссо Ж.-Ж.  Педагогические сочинения: в 2-х т.  М.:  Педагогика, 1981.
    16. Философия:  Учебник/ под ред. В.Н. Лавриенко.  М.:  Юристъ, 1998.
    17. Философский энциклопедический словарь.  М.: Инфра-М, 1998. 

             




Информация о работе Развитие принципа природосообразности в работах классиков зарубежной педагогики 17-18 вв