Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа
Чувствительность – это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни. Сюда следует добавить еще ряд естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию. У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.
Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности в зарубежной классической
педагогике
Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики…………………. 6 с.
Социально-исторический фон развития педагогических идей в
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………… 13 с.
Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв
Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского………………………… 14 с.
Развитие принципа природосообразности в педагогической теории
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
Принцип природосообразности в педагогической теории
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод……………………………………………………………………… 27 с.
Заключение………………………………………………………………... 28 с.
Список литературы……………………………………………………….. 29 с.
Отстаивая роль воспитания в развитии ребенка, И.Г. Песталоцци критически переосмыслил французских материалистов 18 в., которые, рассматривая человека как продукт среды и воспитания, в конечном итоге растворяли воспитание в совокупности всех оказывающих на личность условий жизни. Швейцарский педагог строго дифференцировал стихийные воздействия среды на формирование ребенка («жизнь формирует») и сознательное педагогическое воздействие, осуществляемое в школе и семье.
Идея развивающих целей и задач воспитания положена в основу разработанной И.Г. Песталоцци теории элементарного образования, которая подразделялась на теории умственного, физического и нравственного развития. Назвав свою теорию образования элементарной, Песталоцци имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным. Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Песталоцци выступил как новатор, дифференцировав содержательную и развивающую стороны обучения. Однако задаче развития способностей ребенка порой подчинялась другая, не менее важная задача обучения, - вооружение учащихся необходимыми знаниями.
В педагогической деятельности и теории И.Г. Песталоцци получила отражение проблема психологизации обучения. Умственное образование должно быть построено в соответствии с «естественным путем познания» ребенка. Поскольку чувственное восприятие – исходный момент этого пути, элементарное умственное образование должно соответственно содействовать переходу от беспорядочных и смутных впечатлений эмпирически воспринимаемого внешнего мира к ясным представлениям и четким понятиям. И.Г. Песталоцци придавал решающее значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Здесь И.Г. Песталоцци пошел дальше Я.А. Коменского, в значительной мере раскрыв роль наглядности в обучении и развитии у детей логического мышления.
Вывод:
Принцип природосообразности
Заключение
В ходе данной работы была дана характеристика принципа природосообразности на различных этапах его развития. Нами были выявлены следующие этапы развития принципа природособразности в истории мировой педагогики: 1) античный мир и 2) начало Нового времени.
Педагогическая система античного мира послужила источником и основой развития принципа природосообразности. В Древней Греции учитывалась лишь возрастная периодизация, все другие элементы природосообразного воспитания не применялись в полной мере. Во втором рассмотренном нами этапе были названы имена выдающихся педагогов того времени (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци) и дана оценка их вклада в разработку принципа природосообразности.
Список литературы:
И.Г. Песталоцци// Начальная школа, 1996. №7, с.6-10.