Принципы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Содержание

1.Принципы социальной работы…………………………………………………3
2.Деятельность социальных служб помощи одаренным детям………………..9
3.Умения социального педагога………………………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..17

Работа содержит 1 файл

контроша по социальной пелагогике.docx

— 33.19 Кб (Скачать)

 

План

1.Принципы социальной работы…………………………………………………3

2.Деятельность социальных  служб помощи одаренным детям………………..9

3.Умения социального педагога………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Принципы социальной  работы

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими  правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов  осуществляется непосредственное соотнесение  теоретических положений, воплощенных  в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Более узкими по содержанию, но также  охватывающими различные стороны  социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно - деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимопроникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила  деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности — обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно  рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать  или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или  иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет  право оградить свою личную жизнь  от постороннего вмешательства в  той мере, в какой это не наносит  ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные  силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности — это важнейшее  орудие практического воздействия  на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей  и принципов следствия, запечатленные  в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению  проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей  и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Деятельность  социальных служб помощи одаренным  детям

Цель программы:

1.      Создание  благоприятных условий для развития  талантливых учащихся через оптимальную  структуру школьного  и дополнительного  образования.

2.      Формирование  системы  социально-психологической  поддержки одаренных и способных детей.

Задачи программы:

- совершенствование системы  выявления и сопровождения одарённых  детей, их специальной поддержки,  создание психолого-консультационной  службы для оказания психологической  помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных  систем обучения тех методов  и приёмов, которые способствуют  развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей  для участия способных и одарённых  школьников в районных, областных  олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных  конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализации программа  призвана способствовать:

- созданию условий для  сохранения и приумножения интеллектуального  и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  педагогов, социального педагога  и других специалистов для  работы с одарёнными детьми;

-   повышению качества  образования и воспитания школьников;

-   формирование банка,  технологии и программ для  ранней диагностики способных  и одаренных детей.

Основные мероприятия  программы 

- организация школьных  олимпиад, конкурсов, конференций,  выставок, интеллектуальных соревнований;

 

- приобретение оборудования  и материалов для исследовательской  и творческой деятельности школьников  в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной  и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и  исследовательской деятельности  одарённых детей;

- подбор и поддержка  руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических  конференций и семинаров по  проблемам работы с одарёнными  детьми.

   Ежегодно проводятся  школьные, районные олимпиады.

  Одним из пунктов  школьной программы «Одаренные  дети» является выявление способных  учащихся и направление их  на курсы, которые занимаются  подготовкой к поступлению в  ВУЗы на базе школы, учителями  нашей школы совместно с преподавателями  этих учебных заведений. 

   В школе ведётся  работа по повышению уровня  квалификации педагогов, работающих  с одарёнными детьми. Профессионализм  и ответственность, забота педколлектива  о будущем детей являются гарантом реализации программы.

       Концепция  подпрограммы

        Выявление  одаренных детей должно начинаться  уже в начальной школе на  основе наблюдения, изучения психологических  особенностей, речи, памяти, логического  мышления. Работа с одаренными  и способными детьми, их поиск,  выявление и развитие должны  стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Информация о работе Принципы социальной работы