Принцип работы банкоматов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Банковские карты прочно входят в нашу жизнь, всё чаще и чаще заменяя бумажные банкноты. Постоянный рост количества операций по картам служит основным двигателем для развития банковских систем. Второй двигатель прогресса – растущая конкуренция между банками, которая требует от них вывода на рынок новых видов услуг. Необходимы всё большие мощности – быстродействие оборудования, расширение функциональных возможностей систем, высокая пропускная способность каналов. В настоящий момент банки предъявляют повышенные требования к банковским системам.
Вместе с ростом количества банковских пластиковых карт, увеличивается число подделок и мошенничеств. Больше внимания стало уделяться и обучению кассиров, они чаще стали спрашивать документы. В вопросе безопасности очень важно и поведение самих держателей карт, которые разглашают свой ПИН-код друзьям и не утруждают себя следовать инструкциям по безопасности при вводе кода на самом банкомате. Без участия и понимания вопроса самим обладателем карты вряд ли ситуация быстро начнет исправляться.
Таким образом, тема работы является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы – изучить банковские системы по работе банковских электронных карт. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть принцип работы банковских систем;
- рассмотреть процессинг банковских карт;
- рассмотреть требования, которым должна удовлетворять банковская система по работе с банковскими электронными картами;
- провести обзор банковских систем по работе с банковскими электронными картами.

Содержание

Введение 3
1. Принципы работы банковских систем по работе с банковскими картами 4
1.1 Процессинговые центры 4
1.2 Процессинг пластиковых карт 5
1.3 Внедрение решение по процессингу 7
2. Банковские системы по работе банковских электронных карт 9
2.1 Требования к банковским системам по работе банковских электронных карт 9
2.2 Обзор информационных систем по работе с банковскими электронными картами 13
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

принцип работы банкоматов.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Принципы  работы банковских систем по  работе с банковскими картами 4
1.1 Процессинговые  центры 4
1.2 Процессинг  пластиковых карт 5
1.3 Внедрение  решение по процессингу 7
2. Банковские  системы по работе банковских  электронных карт 9
2.1 Требования  к банковским системам по работе  банковских электронных карт 9
2.2 Обзор  информационных систем по работе  с банковскими электронными картами 13
Заключение 20
Список  использованной литературы 21
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Банковские  карты прочно входят в нашу жизнь, всё чаще и чаще заменяя бумажные банкноты. Постоянный рост количества операций по картам служит основным двигателем для развития банковских систем. Второй двигатель прогресса – растущая конкуренция между банками, которая требует от них вывода на рынок новых видов услуг. Необходимы всё большие мощности – быстродействие оборудования, расширение функциональных возможностей систем, высокая пропускная способность каналов. В настоящий момент банки предъявляют повышенные требования к банковским системам.

     Вместе  с ростом количества банковских пластиковых  карт, увеличивается число подделок и мошенничеств. Больше внимания стало  уделяться и обучению кассиров, они  чаще стали спрашивать документы. В  вопросе безопасности очень важно  и поведение самих держателей карт, которые разглашают свой ПИН-код друзьям и не утруждают себя следовать инструкциям по безопасности при вводе кода на самом банкомате. Без участия и понимания вопроса самим обладателем карты вряд ли ситуация быстро начнет исправляться.

     Таким образом, тема работы является актуальной на сегодняшний день.

     Цель  работы – изучить банковские системы  по работе банковских электронных карт. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть принцип работы банковских  систем;

     - рассмотреть процессинг банковских  карт;

     - рассмотреть требования, которым  должна удовлетворять банковская  система по работе с банковскими  электронными картами;

     - провести обзор банковских систем  по работе с банковскими электронными  картами.

 

  1. Принципы работы банковских систем  по работе с банковскими картами

    1.1 Процессинговые центры

     Процессинговый  центр - специализированная сервисная  организация - обеспечивает обработку  поступающих от эквайеров (или непосредственно  из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off- line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки.

     Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку  ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает  итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры. Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

     Процессинговый  центр функционирует в достаточно жестких условиях, гарантированно обрабатывая  в реальном масштабе времени интенсивный  поток транзакций. Действительно, использование дебетовой карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.

     Не  меньшие требования к вычислительным возможностям процессингового центра предъявляет и подготовка данных для проведения взаиморасчетов по итогам дня, поскольку обработке подлежат протоколы значительной (если не подавляющей) части транзакций, а требуемые сроки выполнения расчетов невелики - несколько часов.

     Помимо  вычислительных мощностей, процессинговый центр, если он осуществляет весь спектр сервисных функций, должен быть оснащен  также оборудованием для персонализации пластиковых карточек (включая, возможно, и смарт-карты), а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов.

1.2 Процессинг пластиковых карт

     Банки стремятся работать с международными платежными системами и ставят западные решения по процессингу пластиковых карт.

     В условиях активного развития банками  розничного направления бизнеса  хорошо отлаженный процессинг пластиковых  карт становится на рынке очень сильным конкурентным преимуществом.

     Безусловно, присматриваясь к различному программному обеспечению по процессингу пластиковых карт, формулируя условия тендера для поставщиков, банк, как и в отношении всего остального программного обеспечения, будет исходить из собственных конкретных нужд и целей.

     Определяющим обстоятельством станет то, какое место банк отводит «пластиковому» бизнесу в своей стратегии развития. Не секрет, что карты являются одним из наиболее эффективных инструментов продвижения розничного бизнеса, и если банк намерен стать полноправным участником международных платежных систем, то исходя из этого он и будет формулировать для себя показатели по объемам «пластикового» бизнеса.

     Одно  дело, если банк собирается выпустить  не более 5 тыс. карт и работать с  десятком банкоматов, и совершенно другое, когда речь идет об эмиссии сотен тысяч карт. Составив представление о том, какое количество транзакций будет проходить через его систему, какова будет пиковая нагрузка, банк может приступать к выбору процессинговой системы.

     Принципиальный  вопрос — будет ли банк сам выступать в качестве процессингового центра или воспользуется услугами других банков или компаний.

     С другой стороны, не менее важно и  то, какую линейку продуктов собирается предложить банк своим клиентам-владельцам пластиковых карт. Это может быть предоставление обычных услуг в рамках зарплатных проектов, а могут быть и кредитные продукты, оплата мобильной связи и жилищно-коммунальных услуг.

     На  российском рынке работают собственные  пластиковые карты (Union Сard» и т.п.), но в силу вполне очевидных обстоятельств сейчас карты отечественных систем имеют ограниченное хождение. А международные платежные системы имеют очень четкие требования к банкам.

     Существуют  многие тома описаний стандартов работы платежных систем, причем у разных платежных систем правила и технологии существенно различаются. Кроме того, международные платежные системы два раза в год публикуют обязательные для всех изменения в спецификациях и правилах работы. Поэтому очень важно, чтобы внедряемое программное обеспечение отвечало всем требованиям международных систем и постоянно обновлялось в соответствии с их требованиями.

     Необходимость столь тесной привязки решения к  требованиям международных платежных  систем привела к тому, что многие банки предпочли поставить у  себя западные технологические решения.

     Впрочем, есть целый ряд банков, которые  используют отечественные решения. Одним из лидеров в этом смысле является компания «Банковский производственный центр» (БПЦ), чье решение «SmartVista»  установлено, например, в Сбербанке  и Альфа-Банке. В любом случае, даже покупая западное решение, банки должны быть готовы к тому, что по крайней мере один модуль, а именно — бэк-офис по картам, им придется приобрести отечественный. Связано это с требованиями Центрального банка к отчетности.

     1.3 Внедрение решение по процессингу

     Сложности при внедрении решений по процессингу  пластиковых карт могут привести к трем основным сценариям развития. В первом случае — это успешно  функционирующая процессинговая система, построенная методом проб и ошибок и в конце концов удовлетворяющая базовым требованиям банка ценой потраченных на эксперименты лет и средств, в разы превышающих изначально предусмотренный бюджет.

     В большинстве малых и средних  банков развитие идет по другому сценарию: они отказываются от своего процессингового центра и пользуются услугами третьего процессора или банка-спонсора. В итоге это приводит к невозможности динамично развивать портфель предлагаемых услуг и создает ситуацию полной технологической зависимости банка, не позволяя ему занять лидирующие позиции на данном сегменте рынка.

     И, наконец, в третьем случае банк запускает  систему в том виде, в каком  она есть, выпускает несколько  тысяч карт и практически замораживает дальнейшее развитие карточных программ, поскольку техническое решение оказывается неспособным обеспечить оптимальный технологический процесс. Дальнейшее наращивание объемов приведет к снижению качества обслуживания клиентов и будет сопровождаться неадекватным ростом накладных затрат.

     В любом случае следует понимать, что  взаимодействие с компанией-поставщиком не завершается процессом установки и запуска системы в эксплуатацию. Поддерживать отношения придется постоянно. Как уже отмечалось, международные платежные системы два раза в год вносят изменения в свои стандарты. Со временем и банки тоже требуют реализации новой функциональности или установки новых модулей.

     Например, в какой-то момент банк сочтет необходимым  предоставлять через банкоматы  код для пополнения кредита мобильного телефона. То есть клиент банка может  вставить карточку, выбрать раздел «пополнить мобильный телефон»; система проверит, есть ли на счету запрашиваемая сумма, и, если ответ утвердительный, — распечатается чек с кодом. Затем следует набрать код на клавиатуре мобильного телефона, отправить его оператору мобильной связи, и кредит пополнится. Или, например, банк решит предоставлять своим клиентам различные предоплаченные услуги — но уже не через банкомат, а через мобильный телефон. Линейка продуктов в банках постоянно расширяется, и это требует включения в систему процессинга изменений или даже модулей. Соответственно, предлагаемое решение должно быть достаточно гибким и масштабируемым.

 

    2. Банковские системы по работе банковских электронных карт

    2.1 Требования к банковским системам по работе банковских электронных карт

     Для полноценного функционирования существует несколько функций, которые  должна уметь выполнять банковская системы. Рассмотрим основные требования.

     1. Требования к операции "просмотр финансовых возможностей клиента" (сумма на карточке). Данная операция предоставляет информацию клиенту, о том, каким количеством денежных средств он располагает. Операция должна осуществляться в любой точке обслуживания клиентов .

     Операция "просмотр финансовых возможностей клиента" должна осуществляться следующим образом:

Информация о работе Принцип работы банкоматов