Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:34, реферат
Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
«Восточная философия»
Введение
Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Мифологическое
сознание характеризуется
В отличие
от мифа философия
Переход от
мифа к философии подготовили
следующие факторы социального,
· переход от бронзы к железу;
·
развитие аграрного и
·
разложение
· постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Эти, общие
для всего Древнего мира
1. Основные направления
и школы древнеиндийской
Философия ведийского периода
Брахманизм – это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:
· Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;
· Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.
Заключительная
часть Вед – упанишады[1] –
содержит трактаты религиозно-
В упанишадах развивается тематика Вед:
· идея единства всего сущего,
· космологическая тематика,
·
поиск причинно-следственных
В упанишадах
основное внимание уделяется
внутренней стороне бытия и
явлений. При этом главное
В качестве
первоосновы бытия в
С этим
связано и учение о Сансаре
(круговороте жизни) и Карме
(законе воздаяния) в
Поэтому важнейшая
задача человека (и главная категория
упанишад) – освобождение (Мокша)
его от «мира объектов и
страстей», постоянное
Философия эпического периода
В это время
эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»
служат средством выражения героического
и божественного в человеческих отношениях.
В этот период идеи Упанишад подвергаются
большой критике. Интуиция уступает место
исследованию, религия – философии.
Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии
Чарвака – это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может мыслить. Смерть – конец всему.
Онтологической
сущности этого учения
В основе
этической концепции чарваков
лежит неограниченное
В центре
джайнизма находится бытие
Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета.
Характерной
особенностью философско-
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары.
Основатель
буддизма Гаутама (Будда)
Характерная
особенность этого учения –
его этико-практическая
· существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
·
существует причина страдания,
которой является жажда (
· существует освобождение от страдания;
·
существует путь, ведущий к освобождению
от страданий, который
Важнейшая концепция буддизма – концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель – просветление, или состояние нирваны.
В системе
буддизма определяющим
Таким образом,
философия буддизма, как и джайнизма,
носит эгоцентрический и
Ортодоксальные школы в индийской философии
Философское учение «Бхагавадгиты» опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита».
Согласно
«Гите», вечно изменяющаяся природная,
материальная реальность не
«Бхагавадгита»
обращает внимание на
«Гита» положила
начало новому направлению
Философские системы индуизма
Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, – это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Знание освобождает душу.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.
Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.
Йога (напряжение,
глубокое размышление, созерцание) направлена
на практическое психологическое обучение.
Этические нормы йоги связаны
с формированием
Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.
Ньяя (логика, правило) – это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии
Китайская философия зародилась в XVIII–XII вв. до н.э. Она уходит своими корнями в мифологическое мышление. Затем, когда получило распространение религиозное мировоззрение, начало развиваться и философское мышление. Складываются представления о темном и светлом началах. Постепенно эти представления начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием.
Свое развитие
философское мышление этой
Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И цзине» – «Книге перемен».
Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет скорее о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи.
Найти гармонию, согласие между этими началами – одна из задач тогдашней философии.