Развитие философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:34, реферат

Описание работы

Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Работа содержит 1 файл

фил 2.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
 
 
 

1

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО 

Кафедра философии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии  на тему:

«Восточная философия»  

Введение 

 Философия  в собственном смысле возникла  в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое  сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.

 В отличие  от мифа философия основывается  на разуме, логике, понятийном освоении  мира. Хотя на первых порах  она еще очень тесно связана  с мифом, поскольку сама философия  зарождается в лоне мифологии,  и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии. Мифология не вытесняется философией, она всегда соседствует с философией.

 Переход от  мифа к философии подготовили  следующие факторы социального,  экономического и духовного характера: 

 ·                   переход от бронзы к железу;

 ·                   развитие аграрного и промышленного  производства;

 ·                   разложение первобытнообщинного  строя и возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни; 

 ·                   постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

 Эти, общие  для всего Древнего мира предпосылки,  дали импульс различным направлениям  восточной философии.  

1. Основные направления  и школы древнеиндийской философии 

Философия ведийского периода 

Брахманизм –  это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые  считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.

 Самую древнюю  часть Вед составляют четыре  санхиты (сборника). Далее следуют: 

 ·                   Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии  к текстам Вед; 

 ·                   Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.

 Заключительная  часть Вед – упанишады[1] –  содержит трактаты религиозно-философского  характера, и именно они имеют  для философии первостепенное  значение.

 В упанишадах  развивается тематика Вед: 

 ·                   идея единства всего сущего,

 ·                   космологическая тематика,

 ·                   поиск причинно-следственных связей  и т.д. 

 В упанишадах  основное внимание уделяется  внутренней стороне бытия и  явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

 В качестве  первоосновы бытия в упанишадах  выступает Брахман – универсальная,  безличная мировая душа, духовное  начало, из которого возникает  весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

 С этим  связано и учение о Сансаре  (круговороте жизни) и Карме  (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая  жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).

 Поэтому важнейшая  задача человека (и главная категория  упанишад) – освобождение (Мокша)  его от «мира объектов и  страстей», постоянное нравственное  совершенствование. Это освобождение  реализуется посредством познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек – «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения.

Философия эпического периода 

 В это время  эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии.  

Неортодоксальные  школы в Древней и Средневековой Индии

Чарвака – это  материалистическое учение, которое  отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего  сущего здесь выступает материя  в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может  мыслить. Смерть – конец всему.

 Онтологической  сущности этого учения соответствует  и теория познания, основа которой  – чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что воспринимается  чувствами. 

 В основе  этической концепции чарваков  лежит неограниченное наслаждение  – гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.

 В центре  джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность  личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между ними – Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность.

 Джайнизм  признает два вида познания: несовершенное,  основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета.

 Характерной  особенностью философско-этической  концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

 Правильная  жизнь человека связывается с  аскетическим поведением, которое  ведет к освобождению души  от Сансары. 

 Основатель  буддизма Гаутама (Будда) после  многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

 Характерная  особенность этого учения –  его этико-практическая направленность, а центральный вопрос – бытие  личности. В основе буддизма –  «четыре благородные истины»: 

 ·                   существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

 ·                   существует причина страдания,  которой является жажда (стремление  к жизни), ведущая через радости  и страсти к перерождению;

 ·                   существует освобождение от страдания;

 ·                   существует путь, ведущий к освобождению  от страданий, который отвергает  как жизнь, посвященную только  чувственным наслаждениям, так и  путь аскезы и самоистязания. 

 Важнейшая  концепция буддизма – концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель – просветление, или состояние нирваны.

 В системе  буддизма определяющим является  принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вредные для человека.

 Таким образом,  философия буддизма, как и джайнизма,  носит эгоцентрический и интровертивный характер.

Ортодоксальные  школы в индийской философии 

Философское учение «Бхагавадгиты» опирается на авторитет  Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты»  и часто называется просто «Гита».

 Согласно  «Гите», вечно изменяющаяся природная,  материальная реальность не является  первичной реальностью – пракрити. Первичное, вечное и неизменное  бытие – это высший Брахман. 

 «Бхагавадгита»  обращает внимание на нравственные  проблемы и отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге – комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия.

 «Гита» положила  начало новому направлению религиозной  мысли – индуизму.

Философские системы  индуизма

Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары  заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, – это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Знание освобождает душу.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой  – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.

Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной  мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование  абсолютной души (пуруши), благодаря  которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны  с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует  в соответствии с законом Кармы.

Ньяя (логика, правило) – это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

2. Основные школы  и направления древнекитайской  философии 

 Китайская философия зародилась в XVIII–XII вв. до н.э. Она уходит своими корнями в мифологическое мышление. Затем, когда получило распространение религиозное мировоззрение, начало развиваться и философское мышление. Складываются представления о темном и светлом началах. Постепенно эти представления начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием.

 Свое развитие  философское мышление этой страны  получило в учении о пяти  стихиях. Оно изложено в «Книге  истории», написанной в начале I тыс.  до н.э. Согласно этому учению, весь материальный мир состоит в конечном счете из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли. Это материалистическое учение развивалось и в дальнейшем.

Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И цзине» – «Книге перемен».

Ян – это  мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь  – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет скорее о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи.

 Найти гармонию, согласие между этими началами  – одна из задач тогдашней  философии. 

Информация о работе Развитие философии