Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:45, доклад
Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии, этапы
ее развития.
Философия,
как особая форма мировоззрения и духовной
культуры, зародилась лишь с возникновением
рабовладельческого общества. Ее первоначальные
формы появились в VII - VI веках до н.э. в
Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение
древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший
так людей, стремящихся к высокой мудрости,
правильному образу жизни, познанию
"единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным
поворотом в духовной истории человечества,
происходившим в период между VIII и II веками
до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал
этот уникальный период во всемирной истории
"осевым временем".
В эту эпоху были разработаны основные
категории, которыми мы мыслим по сей день,
заложены основы мировых религий, и сегодня
остающихся наиболее влиятельными. Именно
в это время человек осознает свое бытие
в целом, начинает ощущать себя как личность
перед лицом беспредельного мира. Во всех
направлениях совершался переход от замкнутости
к универсальности, заставивший многих
пересмотреть прежние, бессознательно
утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены,
осуществившиеся в эпоху "осевого времени",
имели огромное значение для последующего
духовного развития человечества. Произошел
резкий поворот в истории, означавший
появление человека такого типа, какой
сохранился по настоящее время. Ясперс
К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с.
32-33.
Философия, возникшая как закономерный
ответ на новые потребности духовного
развития общества в эпоху "осевого
времени", отличается от мифологии и
религии следующими качествами:
рациональным
характером объяснения действительности
(базиро-ванием на универсальных научных
понятиях, опорой на данные науки, логичностью
и доказательностью);
* рефлексивностью,
т.е. постоянным самоанализом, возвращением
к своим исходным предпосылкам, "вечным"
проблемам, критическим переосмыслением
их на каждом новом этапе. Философия является
рефлексивным "зеркалом" не только
для себя самой, но и для науки, культуры,
общества в целом. Она выступает как их
самоотражение, самосознание;
*свободомыслием
и критичностью, направленными против
предрассудков, сковывающего догматизма,
слепой веры в “абсолютные” авторитеты.
Критический дух философии, выраженный
в древнем изречении: "подвергай все
сомнению", является одним из ее стержневых
идеалов
Философия не стояла на месте, а постоянно
развивалась.
История мировой философии делится на
:
1. Возникновение мировой философской
мысли. Философия древних цивилизаций.
VII-VI века до нашей эры.
2. Античная философия. VI век до н.э. - V век
нашей эры
3. Средневековая философия V век н. э. -
XIV век н.э.
4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
5. Философия Нового времени (буржуазная
классическая философия) XVII век н.э. - сер.
XIX века н.э.
6. Неклассическая современная философия
сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных
этапов философии, основные идеи, высказываемые
философами того времени.
1.Философия возникает сразу в нескольких
очагах, наибольшего развития она получает
в Индии, Китае и Древней Греции. На этом
этапе наибольший интерес философов был
направлен на попытку открытия основ мироздания,
рассматривались вопросы смерти и бессмертия,
впервые развивался интерес к человеку.
Особого внимания заслуживает ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русская философия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет только наиболее яркие имена отечественных философов:
18 век: Ломоносов М.В. (1711-65гг.) - основоположник
материалистической философии
Первая четверть 19 в.: Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Славянофилы - И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого пути развития России.
Герцен Александр (1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Белинский (1811-1848), Чернышевский (1828-1889)
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть; Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Помимо приведенной выше классификации, совмещающей характеристики исторические и философские, ряд авторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.
Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".
В XVI - XVIII вв. началось выделение частных
наук из философии. Этот процесс наиболее
явно происходил в Европе, где он
стимулировался развитием капитализма
и связанным с этим растущим спросом
на точные, конкретные научные знания.
Именно в эту эпоху начинают развиваться
как самостоятельные области
знания такие науки как география,
математика, механика, астрономия, физика,
медицина и др. Процесс формирования
новых конкретных наук и дифференциации
старых продолжается и в настоящее
время. Так уже в ХХ веке возникли
такие науки как демография, информатика,
космонавтика, биотехнологические науки
и др. Дифференциация конкретных наук,
имевшая в прошлые века в основном
позитивное значение, в ХХ веке стала
обнаруживать все большие издержки.
Современная биология, медицина, физика,
технические науки
Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося в конце XX века, является формирование нового интегративного синтеза философии и конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себя функций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем (экологической, демографической, социально-экономического неравенства и др.). Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наук на решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтому философии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации и конструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развитию новых системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерских функций.
Таким образом, в данном параграфе
были рассмотрены история
Основные философские проблемы.
Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI - XIX веках процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.
Религия и примыкающие к ней направления философского идеализма рассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный, первичный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мир понимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющего Абсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. В противоположность этим представлениям наука и научное, материалистическое мировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое и неуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее до человека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественного развития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеи объективного существования мира, развития его по естественным законам и познаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистического мировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защиты науки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике и донаучным представлениям.
В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:
* различные решения вопроса
об отношении мышления к бытию
(в духе материализма или же
идеализма) ведут в конечном
итоге к принятию
* глубинные основания этого
вопроса коренятся во
* различное видение и решение
данного вопроса лежит в
Коренной вопрос философии имеет
ряд аспектов. Главным из них является
вопрос о том, какое из начал является
первичным и определяющим: дух
или материя. Различные решения
этого вопроса в истории
Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю". Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.
Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую призна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурным идеализмом".
Материализм также существует в
ряде различных форм, отражающих закономерные
этапы его развития. Первоначальные
формы материализма возникли вместе
с возникновением философии в
древних цивилизациях Востока и
древней Греции. Великолепной формулой
стихийного древнего материализма, с
необычайной емкостью выражающей суть
этого учения, является один из фрагментов
учения древнегреческого мыслителя
Гераклита: “Этот Космос, один и
тот же для всего сущего, не создан
никем ни из богов, ни из людей, но он
всегда был, есть и будет вечно
живым огнем, мерами возгорающимся
и мерами угасающим”. В эпоху
Нового Времени (XVI - XVIII вв.) в Европе
получил распространение
Информация о работе Возникновение философии, этапы ее развития