Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:58, реферат
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная
культура - уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально
во всех областях духовной и материальной
деятельности. Всего три поколения культурных
деятелей, жизнь которых практически
укладывается в классический период истории
Древней Греции, заложили основы европейской
цивилизации и создали образы для подражания
на тысячелетия вперёд. Отличительные
черты древнегреческой культуры: духовное
многообразие, подвижность и свобода
- позволили грекам достичь небывалых
высот прежде народы подражать грекам,
строить культуру по созданным ими образцам.
1. Зарождение древнегреческой
Скачок в развитии
производительных сил вследствие перехода
от бронзы к железу, появление товарно-денежных
отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств,
рост оппозиции традиционной религии
и ее идеологам в лице сословия жрецов,
критика нормативных нравственных установок
и представлений, усиление критического
духа и рост научных знаний – вот некоторые
факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая рождению
философии.
В античной
Греции философия формируется в тот период,
когда смысл человеческой жизни, ее привычный
строй и порядок оказываются под угрозой,
когда прежние традиционно-мифологические
представления рабовладельческого общества
обнаруживают свою недостаточность, свою
неспособность удовлетворять новые мировоззренческие
запросы.
Кризис мифологического
сознания был вызван рядом причин. Главную
роль здесь сыграло экономическое развитие
Греции, экономический подъем в IX – VII
веках до н.э.: расширение торговли и судоходства,
возникновение и расширение греческих
колоний, увеличение богатства и его перераспределение,
рост народонаселения и прилив его в города.
В результате развития торговли, мореходства,
колонизаций новых земель расширялся
географических горизонт греков, Средиземное
море стало известным до Гибралтара, куда
достигали ионийские торговые суда, а
тем самым гомеровское представление
о Вселенной обнаружило свою неадекватность.
Но самым важным было расширение связей
и контактов с другими народами, открытие
прежде незнакомых грекам обычаев, нравов
и верований, что наводило на мысль об
относительности, условности их собственных
социальных и политических установлений.
Эти факторы способствовали социальному
расслоению и разрушению прежних форм
жизни, вели к кризису традиционного уклада
и к утрате прочных нравственных ориентиров.
В Греции в
VI веке до н.э. происходит постепенное
разложение традиционного типа социальности,
предполагавшего более или менее жесткое
разделение сословий, каждое из которых
имело свой веками устоявшийся уклад жизни
и передавало как этот уклад, так и свои
навыки и умения из поколения в поколение.
В качестве той формы знания, которая была
общей для всех сословий, выступала мифология;
и хотя каждая местность имела своих собственных
богов, по характеру своему и способу отношения
к человеку эти боги принципиально друг
от друга не отличались.
Социально-экономические изменения, происходившие
в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению
сложившихся форм связи между людьми и
требовали от индивида выработки новой
жизненной позиции. Философия и была одним
из ответов на это требование. Она предлагала
человеку новый тип самоопределения: не
через привычку и традицию, а через собственный
разум. Философ говорил своему ученику:
не принимай все на веру — думай сам. На
место обычаев приходило образование,
место отца в воспитании занимал учитель,
а тем самым и власть отца в семье ставилась
под вопрос.
К социокультурным предпосылкам возникновения
античной философии прежде всего можно
отнести поэмы Гомера и творчество гномических
поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение,
греческое – стихотворный афоризм), создававших
стихотворные афоризмы.
Протофилософское значение гомеровского
эпоса можно выразить в следующих позициях:
Гомеровские поэмы структурированы в
соответствии с чувством гармонии, пропорции,
меры, которые впоследствии в контексте
философии станут онтологическими принципами;
Гомеровский стих обнаруживает подлинное
искусство мотивации, то есть поэт не просто
излагает факты, а находит им объяснение,
отыскивает их причины и мотивы. Данный
способ изложения фактов подготовил греческую
ментальность к восприятию философии,
которая тоже будет искать истоки, основания
вещей; Гомеровский эпос представляет
реальность мифопоэтическими средствами,
но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский
стих содержит вопрос: какова роль человека
в универсуме? Вопрос, который станет «классическим»
вопросом греческой философии. Философия
также будет стремиться выразить реальность
во всей ее полноте, но в форме рациональных
понятий.
К социокультурным предпосылкам античной
философской мысли можно, конечно же, отнести
и общественную религию, орфические мистерии.
В греческой религии различают две формы:
публичную и религию мистерий. В определенной
части собственного содержания они совпадают,
но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации
понятий смысла жизни, предназначения,
судьбы, человека. При этом для интерпретации
генезиса философии важнее рассмотрение
религии мистерий. По мнению Б. Рассела,
именно благодаря религиозным мистическим
сообществам «возникла концепция философии
как образа жизни (way of life)».
Возникнув
в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития, пресекшегося
в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным
и значительным явлением культурной жизни
античного общества. Она возникла в греческих
городах-государствах на рубеже VII–VI вв.
до н. э. Сначала на западном побережье
Малой Азии (в Ионии), затем в греческих
городах Южной Италии, в прибрежных греческих
городах острова Сицилия и, наконец, в
собственно Греции – в Афинах (V в. до н.
э.). Испытав период блестящего расцвета
в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции
продолжала развиваться в эпоху образования
монархии Александра Македонского (IV в.
до н. э.) и при его приемниках, а затем под
властью Римской империи и в период разделения
ее – в Восточной империи – вплоть до
начала VI в. н. э.
Совокупную проблематику античной философии
можно тематически определить следующим
образом: космология (натурфилософы), в
ее контексте тотальность реального виделась
как "физис" (природа) и как космос
(порядок), основной вопрос, при этом: "Как
возник космос?"; мораль (софисты) была
определяющей темой в познании человека
и его специфических способностей; метафизика
(Платон) декларирует существование интеллигибельной
реальности, утверждает, что реальность
и бытие неоднородны, причем, мир идей
выше чувственного; методология (Платон,
Аристотель) разрабатывает проблематику
генезиса и природы познания, при этом,
метод рационального поиска понимается
как выражение правил адекватного мышления;
эстетика разрабатывается как сфера решения
проблемы искусства и прекрасного самого
по себе; проблематика протоаристотелевской
философии может быть сгруппирована как
иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, "обратное влияние" механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее "обратное" воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.
Очевидно, в теоретическом знании современный человек не только удовлетворяет потребность в познавательной деятельности, но и наращивает какую-то свою глубинную состоятельность, порой, ценой утраты собственно человеческих качеств. Но и утрачивая человеческое в себе, субъект познания не отказывается от теории.
Парадоксально,
что при этом современный человек
не разрушается как существующий.
Наращивание способности к
Теория
становится неким миром, своеобразной
"робинзонадой", в пространстве
которой человек создает собственное
представление о своей человеческой и
профессиональной состоятельности. Здесь,
наконец-то, он может ценить свое мнение
о себе гораздо более, чем мнение окружающих
по этому же поводу. В пределах мира теории,
что очень важно, никто не оспаривает самооценку
человека - Робинзона познания. Таким образом,
очевидно, преодолевается кризис идентичности.
Что, в свою очередь, является еще одним
аргументом в пользу понимания мышления
в качестве "непрерывного чувствования".
Тем самым, наше мышление гораздо более
"психологично" и детерминировано
психологическими комплексами, чем это
обычно принято думать.
2.3.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков,
в Древней Греции было 288 философских учений,
из которых помимо великих философских
школ выделяется учение киников и киренских
философов. В Афинах существовало четыре
большие школы: Академия Платона, Ликей
Аристотеля, Портик (стоическая школа)
и Сад (эпикурейская школа).
Ионийская
(или милетская, по месту возникновения)
школа – древнейшая натурфилософская
школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская
философия – это протофилософия. Для нее
характерно еще отсутствие поляризации
на материализм и идеализм…, наличие многих
образов мифологии, значительных элементов
антропоморфизма, пантеизма, отсутствие
собственно философской терминологии,
представление физических процессов в
контексте моральной проблематики»[3].
Но ионийская философия уже философия
в основном смысле этого слова, потому
что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен – стремились понять то или
иное начало как субстанцию (вода, воздух,
огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно
(в этом смысле ионийские философы – монисты),
оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве
этого начала определял одну из стихий.
Фалес – основатель милетской, или ионийской
школы, – первой философской школы. Он
был одним из родоначальников философии
и математики, первым сформулировал геометрические
теоремы, изучал астрономию и геометрию
у египетских жрецов. Фалес стал основателем
натурфилософии и сформулировал две ее
основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится
земля, а мир считал наполненным богами,
одушевленным. Также Фалес разделил год
на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается
из огня путем разрежения и сгущения и
через определенные периоды сгорает. Огонь
символизирует борьбу противоположностей
в космосе и его постоянное движение. Также
Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) –
принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных
начал. Логос управляет миром, и познать
мир можно только через него. Анаксимандр
(610 – ок. 540 годы до н.э.) считал началом
всего бесконечную природу – нечто среднее
между четырьмя элементами. Он говорил,
что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра,
считал первоначалом воздух. Разрежаясь,
воздух становится огнем, сгущаясь – ветром,
водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена,
ввел понятие Нуса (Ума), организующего
космос из смеси беспорядочных стихий.
С ионийской школой связывают зарождение
основ астрономии, математики, географии,
физики, биологии и др. наук.
Независимо
от этих древних малоазиатских ионийцев
в нижне-италийских колониях греков выступают
мыслители, проникнутые той же идеей мирового
единства. К ним относятся прежде всего
Пифагор и его ученики, которые исследовали
мировое целое. Они замечали прежде всего
правильность в движении небесных тел
и от них пытались перенести эту правильность
на земные явления, явления физического
и морального миров. Пифагорейская школа
была основана Пифагором в Кротоне (Южная
Италия) и просуществовала до начала IV
в. до н.э., хотя гонения на нее начались
практически сразу после смерти Пифагора
в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-философское
аристократическое братство, оно имело
большое влияние на греческие полисы Южной
Италии и Сицилии. Союз отличался строгими
обычаями и высокой нравственностью. Однако
и облик, и поведение были лишь следствием
взглядов философов на человеческую душу
и ее бессмертие, подразумевавших в здешней,
земной жизни определенное воспитание.
Пифагорейская школа положила начало
математическим наукам. Числа понимались
как суть всего существующего, им придавался
мистический смысл. Основу пифагорейской
математики составляет учение о декаде:
1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все
процессы, происходящие в мире. Им мировой
порядок представлялся в виде господства
чисел; и в этом смысле они переносят на
мир, «как целое, понятие космос, первоначально
означавшее порядок, украшение». Если
задать себе вопрос «философской направленности
Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью
сказать, что это была прежде всего философия
числа, этим оно резко отличалось от ионийской
натурфилософии, стремившейся свести
все существующее к той или иной материальной
стихии с подчеркиванием ее качественного
своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам
принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном
звукоряде, отражающем гармонию Солнечной
системы, где каждой планете соответствует
определенная нота, а все вместе они создают
интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено
и начало музыкальной психологии: музыка
использовалась как средство воспитания
и исцеления души и тела. В пифагорейской
школе начали развиваться астрономия
и медицина. Ею создано множество аллегорических
комментариев Гомера, а также грамматика
греческого языка. Таким образом, пифагорейцев
можно считать родоначальниками гуманитарной,
естественной, точной и систематической
наук.
Элейской школой называется
древнегреческая философская школа, учения
которой развивались, начиная с конца
VI в. вплоть до начала второй половины
V в. до н.э. с темя крупными философами
– Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два
первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом
италийском городе Элея, а третий – Мелисс
– был уроженец далекого от Элеи Самоса.
Но так как основные учения школы были
выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами
из города Элеи, то школа в целом и получила
название элейской[4]. И если пифагорейцы
рассматривали мировой порядок исключительно
с его количественной стороны, то в противоположность
им в VI веке выступают направления, которые
подобно древним ионийским мыслителям,
понимают идею мирового единства качественно,
однако, видят при этом мировое единство
не в едином мировом веществе, а в едином
правящем мировом принципе, в едином понятии,
господствующем над сменой всех явлений.
Для элеатов таким понятием служит бытие,
которое остается постоянным при всяком
изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом
на потребность демократии в образовании
и науках. Странствующие учителя за деньги
могли обучить любого искусству речи.
Их главной целью было подготовить молодежь
к активной политической жизни. Деятельность
софистов, релятивизировавшая всякую
истину, положила начало поискам новых
форм достоверности знания – таких, которые
могли бы устоять перед судом критической
рефлексии. Эти поиски продолжил великий
афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы
до н.э.), сперва ученик софистов, а затем
их критик. Различие Сократа от софистов
в том, что мерилом при оценке поступков
для него служит соображение, какими мотивами
определяется решение, что полезно и что
вредно. Мысли Сократа послужили основой
для развития большинства последующих
философских школ, которые основывали
его ученики, в том числе и Академия Платона.
Суть собственной философии он объяснял
одной фразой: «Я знаю только одно, что
я ничего не знаю». В своих беседах Сократ
не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно
побуждая собеседника к самостоятельному
поиску истины. А когда тот, казалось бы,
близок к ней, находит новые аргументы
и доводы, чтобы показать тщетность этих
попыток. Основной философский интерес
Сократа сосредотачивается на вопросе
о том, что такое человек, что такое человеческое
сознание. «Познай самого себя» – любимое
изречение Сократа.
Платон
объединил в своем учении ценности двух
своих великих предшественников: Пифагора
и Сократа. У пифагорийцев он воспринял
искусство математики и идею создания
философской школы, которую он воплотил
в своей Академии в Афинах. Учениками Платона
были преимущественно «холеные молодые
джентльмены» из аристократических родов
(можно вспомнить хотя бы самого известного
его ученика – Аристотеля). Для занятий
была построена Академия в живописном
уголке на северо-западной окраине города.
Знаменитая философская школа просуществовала
до самого конца античности, до 529 года,
когда византийский император Юстиниан
закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу,
и считал, что взимание платы за мудрость
ничем не лучше взимания платы за любовь,
и так же, как и он, называл софистов «проститутами
от философии» за то, что они требовали
деньги с учеников, это не мешало Платону
принимать богатые подарки и всяческую
помощь от сильных мира сего. У Сократа
Платон научился и сомнению, и иронии,
и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают
интерес и учат размышлению над весьма
серьезными проблемами жизни, которые
не сильно изменились за две с половиной
тысячи лет. Наиболее значимыми в философии
Платона являются представления об Идеях,
Справедливости и Государстве. Он пытался
сочетать философское и политическое.
Он готовил в своей школе правителей-философов,
способных править справедливо, исходя
из принципов общего блага.
В
335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона,
основал собственную школу – Ликей, или
Перипат, отличавшуюся исключительно
философской направленностью. Однако
стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать
по его работам, представляющими из себя
зачастую сборники лекций и курсов. Одним
из самых важных результатов деятельности
Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского. На развалинах
Великой Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Если прежние этические учения видели
главное средство нравственного совершенствования
индивида в его включенности в общественное
целое, то теперь, напротив, философы считают
условием добродетельной и счастливой
жизни освобождение человека от власти
внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной
сферы. Такова в значительной мере установка
школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном
в конце IV в. до н.э., существовала еще во
времена Римской империи. Философия для
стоиков – не просто наука, но прежде всего
жизненный путь, жизненная мудрость. Только
философия в состоянии научить человека
сохранять самообладание и достоинство
в трудной ситуации, сложившейся в эпоху
эллинизма, особенно в поздней Римской
Империи, где разложение нравов в первые
века новой эры достигло высшей точки.
Свободу от власти внешнего мира над человеком
стоики считают главным достоинством
мудреца; сила его в том, что он не есть
раб собственных страстей. Настоящий мудрец,
согласно стоикам, не боится даже смерти;
именно от стоиков идет понимание философии
как науки умирать. Главной идеей стоицизма
является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике:
«Жить последовательно, то есть согласно
с единым и гармоническим жизненным правилом,
ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы».
Природа для стоика – это рок или судьба:
примирись с роком, не сопротивляйся ему
– вот одна из заповедей Сенеки.
Полный
отказ от социального активизма в этике
встречается у знаменитого материалиста
Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее
известным из римских эпикурейцев был
Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный
человек, а не общественное целое – вот
отправной пункт эпикуровской этики. Тем
самым Эпикур пересматривает определение
человека, данное Аристотелем. Индивид
– первичен; все общественные связи, все
отношения людей зависят от отдельных
лиц, от их субъективных желаний и рациональных
соображений пользы и удовольствия. Общественный
союз, согласно Эпикуру, не высшая цель,
но лишь средство для личного благополучия
индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается
близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах
он основал школу. В отличие от стоической,
эпикурейская этика гедонистична: целью
человеческой жизни Эпикур считал счастье,
понимаемое как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе не в
том, чтобы без всякой меры предаваться
грубым чувственным наслаждениям. Как
и большинство греческих мудрецов, он
был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием
считалось, как и у стоиков, невозмутимость
духа (атараксию), душевный покой и безмятежность,
а такое состояние может быть достигнуто
только при условии, что человек научиться
умерять свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно много внимания
эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями,
в том числе и с традиционной греческой
религией[5].
Информация о работе Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии