Основные этапы возникновения и развития античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 00:13, реферат

Описание работы

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.). Особенность этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и становление античной философии.docx

— 22.33 Кб (Скачать)

    Возникновение и становление  античной философии.

      Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия  сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти  принципиально новое решение  с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута  первыми греческими философами, представителями  Милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.). Особенность этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего.

      Опираясь  на мировоззрение Гомера и Гесиода, на достижения ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской, — последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершли прорыв от мифа к логосу, создав парадигму  научного мышления. Основным принципом  мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а  не из внешних (гетерономных) причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.

      Основателем милетской философской школы  был Фалес (ок 625 – 547 до н. э.). По преданию, Фалес считался одним из семи мудрецов. Его называли «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом». Он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы. Фалес предсказал солнечное затмение (585 г. до н. э.). Ему было известно годовое движение солнца. Он разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней.

      Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой  всего сущего Фалес считал воду. Согласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Тем самым, вода понималась и как первооснова, и как первоначало, из которого возникают все вещи.

      Фалесу  приписывают следующие изречения:

      Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.

      Прекраснее  всего — мир, ибо он сотворение бога.

        Больше всего — пространство, ибо оно объемлет все. 

      Быстрее всего — ум, ибо он обегает  все.

      Сильнее всего — неизбежность, ибо она  властвует всем.

      Мудрее  всего — время, ибо оно раскрывает все.

 

       Его спросили, что на свете трудно? — «Познать себя». Что легко? —  «Советовать другому». Что приятнее всего? — «Удача».

Что божественно? — «То, что не имеет ни начала, ни конца». Что он видел небывалого? — «Тирана в старости».

      Когда легче всего сносить несчастье? — «Когда видишь, что врагам еще  хуже».

      Какая жизнь самая лучшая? — «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

      Кто счастлив? — «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание».

      Учеником  и последователем Фалеса был Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н. э.). Все его работы утрачены, среди них называют его сочинение «О природе». За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон — абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. У Анаксимандра апейрон активен. Благодаря его движению одни вещи рождаются, другие умирают. Анаксимандр был стихийным диалектиком. Он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего как борьбу тепла и холода. Анаксимандр был первым в греческой философии, поставившим вопрос о происхождении животных и человека.

      Учеником  и последователем Анаксимандра был  философ Анаксимен. (585 – 524 до н. э.) Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые он стремился объяснить естественным путем. В своих философских взглядах Анаксимен придерживался учения Анаксимандра, но вносил в это учение ряд существенных изменений. Так, первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, — превращается в ветер, затем — в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами.

      Пифагорийская школа. Пифагор (2-я половина VI в. до н.э.) — основоположник и создатель пифагорейского союза. Он родился, по-видимому, на острове Самосе в Ионии, который был вынужден покинуть из-за тирании Поликрата. Отправившись по совету Фалеса в Египет, он учился там на протяжении 22 лет у египетских жрецов. Когда в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами, Пифагор вместе с другими пленными был отправлен на восток, где на протяжении 12 лет проходил обучение у жрецов Вавилонии, а также, возможно, и у мудрецов Индии. Попав в дальнейшем в «Великую Элладу», он основал в городе Кротоне пифагорейский союз — школу, научно-философское и этико-политическое сообщество, чье учение было тайным, а организация — закрытой для посторонних. В союз принимались свободные граждане обоего пола, выдержавшие многолетнюю предварительную проверку.

      Об  учении самого Пифагора известно довольно мало. Ряд источников приписывает  этому ученому и философу различные  сверхъестественные способности, другие авторы прямо обвиняют его в фабрикации подобных «чудес». Пифагор, равно как  и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых  воплощениях, первым из которых был  сын бога Гермеса Эфиальт. Выделяя  себя из массы людей, Пифагор считал, что на свете, кроме богов и  людей, есть еще и «подобные Пифагору», происходящие из семени лучшего, чем  человеческое.

      Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. Этот вывод был сделан Пифагором на основе собственных эмпирических наблюдений за связью между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню.

      Пифагор слывет великим математиком, много  сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую. Ему приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и открытие явления  несоизмеримости. Ему приписывается  идея о связи пяти физических элементов  с пятью видами правильных многогранников. В астрономии с его именем связывается  открытие косого положения зодиака  и определение продолжительности  «великого года». Пифагор — в числе первых геоцентристов и создатель учения о «гармонии сфер».

      Известны  имена целого ряда ранних пифагорейцев, среди них: Парменикс, Перкопс, Петрон, Алкмеон, Бронтин, Теано (Дейноно) —  по одной версии дочь, а по другой — жена Бронтина, а возможно и  самого Пифагора, Гипас — второй после Пифагора лидер Пифагорейского союза.

      Гераклит  из Эфеса (ок. 520 – 460 до н. э.) — один из основоположников диалектики. От сочинений Гераклита, названных позднее «О природе», сохранилось около 150 фрагментов, а также несколько сот свидетельств о его учении. Гераклит происходил из Царского рода Кодридов, правившего в городе Эфесе (в Ионии). Как мыслитель он продолжил линию стихийного материализма милетских философов, развив ее наивную диалектику. Изложение идей Гераклитом отличалось трудностью, за что еще при жизни его прозвали «темным». Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, который управляется мировым логосом.

      Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, —  образ огня как жизнеопределяющего начала. Ритмичной пульсацией  вечно  живого огня, его размеренным возгоранием  и угасанием он объяснял мировые  процессы; возникновение и исчезновение  вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита — это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а и их борьба. Борьба — созидающее начало жизни и бытия

      Идея  борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых  в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «все течет, все изменяется» и Кратила «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» давно вошли в философскую культуру.

      Диалектика  Гераклита еще не была выражена в  понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и  смыслообразах.

      Зарождающаяся греческая философия хотя уже  вышла на уровень философских  проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова, а протофилософией, или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, неразработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.

      Элейская  школа. Известная под этим названием философская школа возникла, как и пифагорейский союз, в «Великой Элладе», в полисе Элея, на южном побережье Аппенинского полуострова, и относится к «философии италийцев». Философы, определившие лицо школы — Ксенофан (ее создатель), Парменид Зенон и Мелисс. Возможно, именно в философии элеатов, где с предельной остротой были поставлены проблемы теории познания, т.е. проблемы познания философской мыслью самой себя, происходит окончательное превращение античной протофилософии в собственно философское учение.

      Элеаты  сделали серьезный шаг вперед от некритически -нерасчлененного мышления первых философов к логическому  прояснению сложившихся философских  представлений и выработке новых  философских понятий.

      Парменид  впервые выработал философское  понятие «бытие». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом.

      В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о  соотношении бытия и небытия  Парменид отвечал: бытие есть, а небытия  нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие

      Бытие — это то, что всегда есть; оно  едино и вечно — вот главные  его признаки.

      Вечность  бытия и его единство для Парменида  неразрывно связаны. То, что у бытия  нет ни прошлого ни будущего, как  раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется.

      Невозможность движения доказывал последователь  Парменида Зенон в своих апориях  «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Логика доказательств  Зенона следующая: мыслить движение нельзя, так как мысль о возможности  движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

      Если  Парменид первым начал доказывать философские  тезисы, то Зенон вполне справедливо  назван Аристотелем отцом диалектики (имеется в виду искусство ведения  диалога, в котором опровергаются  утверждения оппонента).

      Метод, используемый Зеноном, — доказательство от противного. Если Парменид апеллировал  к «закону противоречия, то Зенон  добавил к нему «закон исключенного третьего». Знаменитые аргументы Зенона: «Ахиллес», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион»  и др. — получили название апории Зенона, ставшие камнем преткновения для многих, включая и наших современников, поколений философов.

      С именем Демокрита(ок. 460—370 до н. э.) и именем его учителя Левкиппа, хотя о нем практически нет сведений, связано создание атомистической теории. Демокрит был разносторонне образованным человеком. Его сочинения были посвящены различным отраслям знания: натурфилософии, теории познания, математике, астрономии, политике, этике. Античный писатель Диоген Лаэртский — автор книги по истории греческой философии — называет до 70 работ Демокрита, охватывающих практически все области знания того времени. Однако до наших дней не дошло ни одного труда Демокрита. Сейчас известны лишь отдельные высказывания Демокрита по различным отраслям знания, приводимые другими античными философами. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.

      Атомистическое  воззрение Демокрит распространял  не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образовывали особые атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.

      Важное  место в философии Демокрита  занимали проблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных на различении чувственного (темного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с  поверхностей предметов отделяются, «истекают» тончайшие образы («идолы»  по-гречески), которые улавливаются органами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (темное познание). К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это «темное» познание не способно само по себе дать знания атомов. Поэтому необходимо участие «истинного» познания —  разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимается чувствами. В этих воззрениях Демокрита проявлялась позиция, получившая позднее название материалистической тенденции в философии. Много  внимания Демокрит уделял этическим  и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние  души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.

Информация о работе Основные этапы возникновения и развития античной философии