Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:27, реферат
Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. к государствам Ближнего Востока - Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах было тесно связано с возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины. Именно древне-вавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы. И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады.
3. Основные этапы
развития мировой философии
(временной разрез)
Условно можно выделить следующие этапы
в развитии мировой философии:
В связи с тем, что практически
все вышеуказанные этапы весьма
подробно будут рассмотрены в
последующих специальных
^ Философия Древнего
мира
Первые сведения о философии Древнего
мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия
до н. э. к государствам Ближнего Востока
- Вавилону и Египту. Зарождение философской
мысли в этих государствах было тесно
связано с возникновением первооснов
научных знаний в области астрономии,
математики, космологии, медицины. Именно
древне-вавилонские и египетские ученые
создали лунно-солнечный календарь, установили
периодичность затмений. Делаются попытки
философского осмысления явлений природы.
И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская
мысль не достигла уровня, характерного
для более развитых рабовладельческих
стран, однако их достижения оказали немалое
влияние, в частности, на культуру Эллады.
В дальнейшем развитие философской мысли
перекочевывает на Восток (Индия, Китай,
Центральная Азия, Иран) и на север - в Древнюю
Грецию. Рассмотрим некоторые из них.
В Древней
Индии зачатки философского мышления
относятся к глубокой древности (2500 - 2000
до н. э.). Они содержатся в Ведах, в которых
зафиксированы такие обобщенные представления
и понятия, как бытие, пространство, время,
первовещество, причина и т. п. в ведах
в мифической форме выражена идея бытия
как безразличимого единства, заключающего
в себе понятие становления, перехода от
неразличимой водной бездны к качественному
разнообразию мира.
Эти исходные принципы послужили основой
последующих философских систем: чарвака
(локайята), джайнизм, ньяя, вайшешика,
санкхья, йога, миманса и веданта, которые
сложились в период VII - II вв. до н. э.
Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда,
Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и
Бадарайна, считающиеся основателями
этих философских школ, оставили после
себя так называемые сутры,
в которых изложена суть их учения. Вплоть
до современности эти сутры являются предметом
комментариев, дополнений и обновлений
в соответствии с потребностями исторических
условий.
В духовной истории Индии важную роль
играл материализм, элементы которого
присущи почти всем индийским философским
системам. Даже буддизму не чужды материалистические
взгляды. Характерными чертами развития
индийской философии являлись наличие
ярко выраженной тенденции к диалектической
трактовке явлений реального мира и широкое
распространение идей атомизма. На почве
атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика
и др.
Больших успехов индийская философия
добилась в разработке вопросов логики,
диалектики и теории познания. Наиболее
распространенной из материалистических
школ принято считать школу чарваков (локайятов),
которые учили, что первоосновой всего
являются четыре элемента: огонь, вода,
земля и воздух; сознание связано только
с живым телом, со смертью тела умирает
и сознание. Рассудок целиком зависит
от внешних восприятий: он знает только
то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки
подвергали острой критике жрецов, обвиняя
их в мошенничестве и стяжательстве.
Идеалистические системы индийской философии
во многом сходны между собой: все они
признают, что природа совершает непрерывный
цикл движения, не имеющий ни начала, ни
конца, и исходят из принципа возрождения
души, согласно которому жизнь и смерть
суть лишь две фазы единого цикла развития.
Все признают карму как
вечный нравственный закон мира; признают,
что “свобода” (у буддистов - нирвана}
может быть достигнута человеком путем
преодоления невежества, т. е. через познание
окружающей его природы и самого себя.
Древнекитайская
философия складывалась в тесной связи
с зачатками научных знаний, зарождение
которых относится к XVIII -XII вв. до н. э. Древние
книги “Го юй” и “Цзю чжуань” свидетельствуют
о том, что философская мысль в Древнем
Китае развивалась в направлении уяснения
первооснов мира, которыми признавались
такие элементы, как: вода, огонь, древо,
металл и земля. Предание гласит, что первым
крупным философом Древнего Китая был
Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), учение которого
носит атеистический характер и проникнуто
элементами наивной диалектики. Лао-Цзы
считал, что жизнь развивается по естественному
пути - Дао,
который мыслился как универсальная закономерность,
вместе с первовеществом ци и
составляющая основу мира. Вещь, достигнув
в своем развитии определенного уровня,
превращается в свою противоположность.
Само развитие совершается по кругу. Это
учение, впервые сформулировавшее логическую
категорию закономерности, носило, однако,
созерцательный характер: оно утверждало,
что люди способны только понимать вещи,
но не распоряжаться ими; усердие людей
бесполезно, поскольку оно приводит к
результатам, противоположным замыслу.
Находить удовлетворение в спокойствии
- вот принцип разумного поведения. Учение
Лао-Цзы в последствии получило название даосизма.
Последователь Лао-Цзы Ян Чжу (около
395 - 335гг до н. э.), проповедуя принципы Лао-Цзы,
учил, что душа неотделима от тела и исчезает
вместе со смертью последнего.
Родоначальником систематизированного
нравственного нравоучения и идеалистического
направления в философии был Конфуций (551
- 479гг до н. э.). Основной этической категорией
его учения является “гуманность” - нравственный
принцип, согласно которому должны определяться
отношения между людьми в обществе и семье:
уважение и любовь к старшим по возрасту
и положению, действие в соответствии
со своим общественным положением, взаимное
великодушие, соблюдение культа предков,
нравственное и умственное самосовершенствование.
Конфуцианство заимствовало из древней
религии понятие неба как верховного божества,
являющегося первопричиной, диктующей
свою волю человеку.
Все последующее развитие китайской философии
характеризуется борьбой между основными
направлениями в китайской философии
- конфуцианством, даосизмом и буддизмом.
Древнегреческая
философия возникла в VI веке до н. э.,
и формировалась в неразрывной связи с
зачатками научных знаний, искусством
и мифологией. Первые античные мыслители
- представители милетской или ионической
школы - Фалес (624-547
гг. до н. э.), Анаксимандр (около
610 - 546гг до н. э.) и Анаксимен(около
588 - 525гг до н. э.), обобщая эмпирические
знания того времени, искали естественные
основы бытия.
Крупным мыслителем, способствовавшим
возникновению объективного идеализма,
был Сократ (469-399гг
до н. э.). Направив мысль на духовный мир
человека, Сократ дал мощный толчок развитию
логики и диалектики, которые получили
свое наиболее полное развитие у Платона (около
427 - 347гг до н. э.); последний впервые отделил
философию - диалектику - от физики и этики.
Философская мысль Древней Греции достигла
своего высшего подъема у Аристотеля (384
- 322гг до н. э.), который осуществил систематизацию
философских и научных знаний своего времени.
^ Философия средних
веков
В средние века рабовладельческое общество
сменилось новой общественно-экономической
формацией - феодализмом, господствующей
идеологией которого была религия. После
превращения христианства в господствующую
религию “отцами церкви” были сделаны
попытки сформулировать философские основы
христианства. Господствующей формой
философского знания являлась схоластика.
Расцвету схоластики в Западной Европе
в XIII веке предшествовало прогрессивное
развитие арабской философии и философии
Средней Азии.
Одной из главных философских проблем
средневековья была проблема реальности
или нереальности общих родов бытия, или
универсалий. Происходила борьба между
реалистами и номиналистами.
^ Философия эпохи
Возрождения и западноевропейская философия
XV-XVIII вв.
Эпоха Возрождения и последующие XV - XVIII
вв. являются периодом мощного подъема
в развитии науки и философии, который
был вызван, в конечном счете, ростом производительных
сил и материальными потребностями общества.
В социальном отношении этот период характеризуется
разложением феодализма и формированием
новой общественно-экономической формации.
Философия начала искать начало мира в
самом мире, а не в боге. В тесном союзе
с естествознанием, искусством и литературой,
которые спускались с заоблачных небес
на землю, философия вновь засверкала
яркими красками материализма. И чем решительнее
освобождалась буржуазия от оков феодализма,
тем острее был разрыв между философией
и теологией. Первый и уже непоправимый
удар феодальной идеологии нанесли мыслители
эпохи Возрождения: Николай Кузанский
(1401 - 1464гг), Б. Телезио (1509 - 1588гг), Джордано
Бруно (1548 - 1600гг), Т. Кампанелла (1568 -1639гг)
и др. они закладывали фундамент научного
мировоззрения, основывая свои теоретические
построения на данных естествознания.
^ Философия Нового
времени
Основоположниками философии Нового времени
являются английский философ Ф. Бэкон
(1561 - 1626гг) и французский философ, ученый
Р. Декарт (1596 - 1650гг).
Взгляды Бэкона и Декарта оказали большое
влияние на английских философов Т. Гоббса
(1588 - 1679гг) и Дж. Локка (1632 -1704гг). Гоббс стремился
обосновать значение для наук математического
способа мышления и механической причинности
в объяснении природы.
Важнейшим этапом в развитии философской
мысли рассматриваемого периода является
французский материализм XVIII века, который
решительно боролся как с религией и идеализмом,
так и с социально-политическим строем
тогдашней Франции. Ранними представителями
французского просвещения были Ш. Л. Монтескье
(1689 - 1755гг) и Вольтер (1694 - 1778гг). Крупнейшими
представителями материалистического
направления французского просвещения
XVIII века были Ж. О. Ламетри (1709 1751гг), К.
А. Гельвеций (1715 - 1771гг), Д. Дидро (1713 - 1784гг)
и П. А. Гольбах (1723 - 1789гг). Французские
материалисты впервые в истории философии
сделали из материализма атеистические
и социально-политические выводы, направленные
против феодального мировоззрения и существующего
общественного строя.
^ Немецкая классическая
философия
Одним из весьма заметных этапов в развитии
Западной философии второй половины XVIII
вв. является зарождение и развитие немецкой
классической философии, она представлена
такими видными мыслителями как И. Кант
(1724-1804гг), И. Г. Фихте (1762-1814гг), Ф. Шеллинг
(1775-1854гг) и наконец, выдающимся диалектиком
Г. Гегелем (1770-1831гг).
Их философия явилась концентрированным
отражением изменений в политическом
и социальном развитии Европы того периода,
а также разительных достижений в области
естественных наук и технических открытий.
Всё это, в конечном счете, привело к разработке идеи развития (диалектики)
как теории и метода познания действительности.
^ Постклассическая
философия и философия XX века
Дальнейшее развитие философской мысли
в Европе представлено зарождением и развитием
ряда крупных философских учений постклассического
периода (философии марксизма, классический
позитивизм О. Конта, эмпириокритицизм
Маха и Авенариуса, философия жизни Ницше
и другие), многие из которых (кроме философии
марксизма) трансформировались в такие
влиятельные философские течения и направления
как неопозитивизм (Рассел, Карнап), экзистенциализм
(Сартр, Камю), неотомизм (Маритен, Жильсон),
философская антропология (Плеснер, Гелен),
структурализм (Лакан, Фуко), фрейдизм
и неофрейдизм (Фрейд, Фромм) и др. Широкое
распространение, особенно во второй половине
XX столетия приобрели многочисленные
философско-социологические учения и
концепции.