Развитие конфликтов в философии Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:21, доклад

Описание работы

Конфликтология – наука молодая. В завершённом виде она появилась только в середине ХХ века. Но, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы видим, что конфликты существовали всегда, то есть там, где есть люди, есть и конфликты. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнения людей о нём. Мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

Работа содержит 1 файл

Развитие конфликтов в философии Нового времени.docx

— 17.67 Кб (Скачать)

Развитие конфликтов в  философии Нового времени.

Конфликтология – наука молодая. В завершённом виде она появилась только в середине ХХ века. Но, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы видим, что конфликты существовали всегда, то есть там, где есть люди, есть и конфликты. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнения людей о нём. Мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

В Новое время, в XVIII веке, когда социальные конфликты  стали наиболее острыми, учёные очень  много размышляли о противоречиях  в природе, обществе, мышлении, о  борьбе между людьми, классами, государствами. Они попытались осознать целостную  логику мирового развития, рассмотреть  общественную жизнь в рамках мировой  истории. В работах мыслителей этого  времени много внимания уделялось  поиску рациональных форм организации  общественной жизни, устранению причин социальных конфликтов, коренящихся  в отживших формах государственного устройства гражданского мира. Они  открыто выступали с критикой вооружённых конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия, рассматривая всё это как пережиток «варварской  эпохи» и полагали, что только ликвидация феодальных устоев приведёт к «вечному миру».

 

Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) в  своих сочинениях «Рассуждение о  происхождении и основаниях неравенства  между людьми» (1755), «Об общественном договоре" (1762) и других представляет оптимистический подход к пониманию  природы социального конфликта. В частности он считал, что человек  по своей природе добр, миролюбив, свободен и самодостаточен, он просто не нуждается в других людях. А  источниками конфликтов в современном  обществе являются недостатки в его  организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим  инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и  согласия должно стать создаваемое  ими по взаимному договору демократическое  государство, опирающееся в основном на ненасильственные воспитательные средства, которые в наибольшей степени  соответствуют сущности человека. То есть всемирно-исторический процесс  у него состоял из трёх моментов: вначале существует «естественное  состояние», когда люди свободны и  равны. Затем развитие цивилизации  приводит к утрате людьми состояния  равенства, свободы и счастья  в силу «естественных» же причин, и  тогда под угрозой гибели человеческого  рода, путём заключения общественного  договора они обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный  мир», согласие и единство. Трактат  «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень  актуально, поскольку идеи общественного  договора составляют основу современного демократического общества.

Понятие общественного  договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В  том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан  свои силы и волю, Руссо видит  логическую основу общественного, гражданского состояния. Рассматривая общество как  продукт договора между индивидами Руссо считал, что возникшая в  результате ассоциация начинает жить собственной жизнью, по своим собственным  законам.

 

"Общественный договор" 
 
Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

 

Оптимистический подход представлен  французским философом Жан-Жаком  Руссо (1712-1778), который в отличие  от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его  мнению, явились недостатки в его  организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего, их приверженность частной собственности. Важнейшим  инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и  согласия должно стать создаваемое  ими по взаимному договору демократическое  государство, опирающееся преимущественно  на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени  соответствуют сущности человека. 


Информация о работе Развитие конфликтов в философии Нового времени