Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:21, доклад
Конфликтология – наука молодая. В завершённом виде она появилась только в середине ХХ века. Но, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы видим, что конфликты существовали всегда, то есть там, где есть люди, есть и конфликты. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнения людей о нём. Мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликтология – наука молодая. В завершённом виде она появилась только в середине ХХ века. Но, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы видим, что конфликты существовали всегда, то есть там, где есть люди, есть и конфликты. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнения людей о нём. Мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
В Новое время,
в XVIII веке, когда социальные конфликты
стали наиболее острыми, учёные очень
много размышляли о противоречиях
в природе, обществе, мышлении, о
борьбе между людьми, классами, государствами.
Они попытались осознать целостную
логику мирового развития, рассмотреть
общественную жизнь в рамках мировой
истории. В работах мыслителей этого
времени много внимания уделялось
поиску рациональных форм организации
общественной жизни, устранению причин
социальных конфликтов, коренящихся
в отживших формах государственного
устройства гражданского мира. Они
открыто выступали с критикой
вооружённых конфликтов, с осуждением
завоеваний и насилия, рассматривая
всё это как пережиток «
Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своих сочинениях «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре" (1762) и других представляет оптимистический подход к пониманию природы социального конфликта. В частности он считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, свободен и самодостаточен, он просто не нуждается в других людях. А источниками конфликтов в современном обществе являются недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся в основном на ненасильственные воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека. То есть всемирно-исторический процесс у него состоял из трёх моментов: вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны. Затем развитие цивилизации приводит к утрате людьми состояния равенства, свободы и счастья в силу «естественных» же причин, и тогда под угрозой гибели человеческого рода, путём заключения общественного договора они обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство. Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. Рассматривая общество как продукт договора между индивидами Руссо считал, что возникшая в результате ассоциация начинает жить собственной жизнью, по своим собственным законам.
"Общественный договор"
Между тем, именно общество оказалось
в центре внимания самой известной работы
Руссо - "Об общественном договоре, или
Принципы политического права" (1762).
Заключая общественный договор, люди поступаются
частью своих суверенных естественных
прав в пользу государственной власти,
охраняющей их свободу, равенство, социальную
справедливость и выражающей, тем самым,
их общую волю. Последняя не тождественна
воле большинства, которая может противоречить
подлинным интересам общества. Если государство
перестает следовать общей воле и выполнять
свои моральные обязательства, оно утрачивает
нравственную основу своего существования.
Обеспечение этой нравственной опоры
власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую
религию, призванную объединить граждан
на основе веры в Бога, в бессмертие души,
в неотвратимость наказания порока и торжества
добродетели. Таким образом, философия
Руссо была достаточно далека от деизма
и материализма многих его прежних друзей.
Оптимистический подход представлен
французским философом Жан-
Информация о работе Развитие конфликтов в философии Нового времени