Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:12, реферат
Слово философия пришло к нам из греческого языка. В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор, но широкое применение оно получило в Υ веке до н. э. В настоящее время философию можно определить как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек).
Специфика философии состоит в ее направленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Предмет философии – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
В отношении макро-
и микромира перед
Наконец, в-четвертых. Как бы мы не рассуждали об общественных про-цессах, всегда и всюду в них присутствуют и действуют люди со своими целя-ми и стремлениями реализовать собственные интересы. Иначе говоря, в отли-чие от естествознания, от познания физической и биологической природы, в социальной философии человек как субъект неустраним из объекта, и потому сознание есть для неё активный фактор, а субъекты социальной деятельности – это элементы общества и объекты для социальной философии. Но особые объекты, которых нет за границей философского знания. Потому социальная философия – это специфический раздел философии, объектами которого являются субъекты: от личности и семьи, до предприятия и государства, общества, а предметом в них – их общие свойства и закономерности развития.
Необходимо сказать
о том, что в научной литературе
используются разные термины, обобщающие
философское знание о человеке и
обществе. Исторически ранний термин
«философия истории» употребляют и
в настоящее время, особенно часто
в западноевропейской научной литературе.
Используется он в смысле истолкования
и оценки истории и потому требует
оснований и критериев этих оценок.
Их у разных авторов, сторонников
этой позиции, к настоящему времени
накопилось большое множество, группирующееся
по двум основаниям. На основе «движущей
силы»: идеи, страсти, Бог, воля, экономика.
На основе отношения к наличию
или отсутствию социальных закономерностей:
историцизм или антиисторицизм. Сторонники
историцизма, в свою очередь, тоже неоднозначны.
Одни признают объективность, наличие
объективных законов в
Можно сказать, на критическом
отношении к философии истории
воз-никли другие позиции истолкования
проблем человека и общества, получившие
названия «исторический материализм»
и «социология». Историческим материализмом
был обозначен раздел марксистской
философии как учение об общественно-экономической
формации. Фактически в нем использован
механизм «философии истории», где
оценка человеческой истории дается
через развитие производства на основе
изменений форм собственности. Данная
закономерность была сформулирована К.
Марксом как прогрессивная
Что касается термина
«социология», то он возник как обозначение
специального научного знания об обществе
в изложении О. Конта. Однако здесь
следует напомнить, что Конт –
родоначальник позитивизма, который
отрицал самостоятельный статус
философии, а единственным социальным
объектом рассматривал исключительно
отдельного индивида. Очевидно, по этой
причине с XX века социология стала
трактоваться как особый вид исследования
умонастроения и группового поведения
людей и как форма организации
разработки, использования и интерпретации
методик и результатов этих исследований.
Появилось множество
С 90-х годов прошлого
века не только в российской философии
стал особенно широко использоваться
термин «социальная философия» именно
в качестве обозначения философского
учения о человеке и обществе. Как
рабочее понятие, как «нейтральное»
обозначение проблем, исследуемых
в рамках «философии истории», «исторического
материализма», «социологии», он употреблялся
многими авторами и ранее XX века.
В настоящее время социальная
философия как специальный
2. Социальная структура
общества
Социальная жизнь — это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.
Примитивные формы производства и организации труда — это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:
1) народности, нации;
2) классы;
3) социальные группы — городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;
4) первичные коллективы людей (например, трудовые);
5) семья;
6) индивиды.
Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.
Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы — это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.
Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.
Общественное разделение
труда обусловливает также
Важной составной
частью социальной политики является
нахождение разумного соотношения
общечеловеческого и
Для современного общества
характерно переплетение процессов
социальной интеграции (цельность) и
социальной дифференциации (различие).
Происходят расширение хозяйственноэкономических
связей, политических и культурных
контактов, интернационализация
По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия — профессиональные, культурнобытовые, возрастные, национальноязыковые.
В целом классовая
структура размывается, а внутриклассовая
и неклассовая социальная дифференциация
усиливается. Предположительно, что
полное упразднение социальных групп
невозможно. В дальнейшем социальный
организм будет усложняться, а не
превращаться в нечто однородное.
3. Гражданское общество
Гражданское общество
— термин, которым, начиная с XVIII
в., обозначали общественные, а в
узком смысле — имущественные
отношения. Недостаток теории гражданского
общества у английских и французских
материалистов проявлялся в непонимании
его зависимости от развития способов
производства. Они объясняли его
формирование естественными свойствами
человека, политическими задачами,
формами правления и
Гражданское общество,
т. е. совокупность общественных связей,
рассматривалось ими как среда,
в которой развертывается деятельность
индивидов. Г. Гегель, понимал под
гражданским обществом систему
потребностей, основанную на частной
собственности, имущественные и
сословные отношения, систему правовых
отношений, а также догадывался
о некоторых законах развития
общества. Идеализм Гегеля проявился
в признании зависимости
1) система потребностей;
2) отправление правосудия;
3) полиция и кооперация.
Для гражданского общества
необходимы не только функционирование
частной собственности, но и ее защита
со стороны закона, суда и полиции.
Гражданское общество и государство
по гегелевской концепции
К. Маркс, критикуя Гегеля,
использовал термин гражданского общества.
Он понимал под гражданским
Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо по логике марксизма основополагающей является социальноэкономическая сфера жизни общества. Эта сфера и присутствующие в ней отношения собственности характеризуются как основное звено развития гражданского общества.
Обобщая разработанные
концепции, можно сказать, что в
подлинно гражданском обществе каждый
человек имеет возможность
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия. Конспект лекций_Алексеев В.О_2008 -160 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2005. — с. 672.
4. Философия: Учебник.
2-е изд., перераб. и доп. Отв.
редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю.
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.