Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат
Философия как «естественная, склонность» человека. Кому нужна и кому не нужна философия. «Тайна» философского творчества. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм. Основные части философии.
Философия как «естественная склонность» человека
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означае
Федеральное Агентство по Образованию
ГОУ СПО Тюменский Лесотехнический Техникум
Реферат на тему:
Философия, её предмет и роль в обществе
Выполнил: Боярских М.С.
Проверил: Мосунов Г.М.
Тюмень 2008
Философия как «естественная, склонность» человека. Кому нужна и кому не нужна философия. «Тайна» философского творчества. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм. Основные части философии.
Философия как «естественная склонность» человека
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия — это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.
Начиная с античных времен (в Европе — с VI-VII вв. до н. э.), философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество,— философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в
душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этого слова).
Немецкий мыслитель Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными» вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии! Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы па которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во-вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую — ценностную, или смысложизненную,— окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.
'. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха, в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире, по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают, осознают границы и перспективы своих возможностей.
Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной плоскости, чем мысль ученого.
Ученый ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ — главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решать для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования». Но между философией и религией есть тоже существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.
Философия, таким образом, заключает в себе два начала. По выражению английского философа Б. Рассела (1872-1970), философия — это «ничейная зем-ля», расположенная между наукой и религией; с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией — выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта.
Но точнее было бы все же говорить о близости философии не к религии (ведь были и философы-атеисты, резко критиковавшие религиозное миросозерцание), а к духовно-практичесному способу освоения человеком мира вообще. Еще точнее следовало бы, видимо, сказать так: философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т.е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй — это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания. \
Такая «двукомпонентность» философского сознания (и философского знания) во многом объясняет и особенности историко-философского процесса, т.е. реального бытия философии в пространстве и времени культуры, о чем специально будет идти речь в следующей главе.
В духовном мире человека философские воззрения переплавляются в убеждения — это значит, что они не сводятся к сумме готовых знаний или сведений, почерпнутых индивидом из книг, лекций или учебников, как это имеет место в обычной системе образования, а самостоятельно выработаны, выстраданы им на пути личных, самостоятельных исканий истины, оплачены тяжелой ценой трагических ошибок, роковых заблуждений и горьких разочарований. С позиций более зрелого опыта, более развитой общественно-исторической практики преодолеваются ошибочные, т.е. односторонние, абстрактные философские идеи и теории, уступая место системам и учениям более содержательным, более глубоким и конкретным. Но «ошибки» и «заблуждения» теоретической мысли, именно потому что они воспроизводят и по-своему выражают зигзагообразный, внутреннепротиворечивый ход самого исторического процесса, вплетаются в живую ткань общественного сознания и не могут, не должны быть просто отброшены, проигнорированы как якобы плод невежества или «недомыслия» наших предшественников.
Философские идеи не могут быть поэтому привнесены в головы людей чисто «книжным» путем. Они воспринимаются не только «головой», т.е. доводами разума, но и «сердцем» — только тогда человек готов принять их как собственную жизненную программу поведения и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Отказ от прежних взглядов, самокритика и переосмысление их, конечно, возможны. Но, как ц любая переоценка ценностей, оии переживаются человеком всякий раз как потрясение, как душевный надлом и кризис, духовная драма, но не просто как обретение но»ых знаний, новой информации.
Философские произведения несут па себе глубочайший отпечаток личности их автора, и потому они неповторимы, поистине уникальны (как неповторимы и уникальны произведения искусства). И в этом же еще одна причина того, что идейные построения философии обладают огромной притягательной силой. Они в концентрированном, концептуальном виде выражают реальные противоречия, глубинные тенденции своего времени. И если это время пришло, то никакие преграды и препятствия (цензура, административно-уголовная борьба с инакомыслием и т.п.) не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников. Но справедливо и обратное: искусственный, тем более насильственный «экспорт* философского мировоззрения из одной страны или эпохи в другие условия, в другие культуры невозможен, если только собственный социальный опыт этих людей не подготовил их к восприятию «чужих» идей как своих собственных.
Не учет этого обстоятельства мог приводить и приводил к трагическим последствиям. Так произошло, например, с марксистской идеей, рожденной более 150 лет назад в Западной Европе как естественное следствие классовых противоречий развитого капиталистического общества. Но эта же идея в крестьянской России — с иными традициями и иной историей — до неузнаваемости изменилась, трансформировалась в религиозно-культовую идеологию, столкнувшись в массовом сознании с мессианской идеей, выношенной и взращенной на сугубо национальной русской почве*.
Интернационализация, глобализация общественной жизни в Х1Х-ХХ вв. значительно сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции, распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но и в наше время судьба философских идей во многом сложна и неоднозначна, так как и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных, внетеоретических факторов (стереотипов массового сознания, национальной психологии, особенностей языка и культуры).
Кому нужна и кому не нужна философия
Итак, философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Философское сознание — родовое самосознание человечества. Но из этих (в целом верных) положений отнюдь не следует, что для подлинного развития философского творчества безразличны социальные и культурные условия общественной жизни. Напротив, как свидетельствует история, философия возникла и по-настоящему развивалась лишь там и тогда, где и когда общественные отношения и образ жизни людей требовали, предполагали философствование — как необходимый элемент духовного производства, как естественный фактор развития, самообновления общества.
Ибо не любому обществу нужна философия. Не в любом обществе она возможна. Философия рождена свободой и для свободы. Только там, где от непреложной, природной необходимости люди поднимаются к свободному управлению своей жизнью, где перед ними возникает реальная возможность (а следовательно — и реальная проблема) жизненного выбора, и сделать этот выбор они должны сами, сообразуясь только с собственным разумом и собственной совестью, а не по велению традиции, не по готовому рецепту и стандарту,— только там возникает потребность в стратегии решений, т.е. в стратегии свободы. А разработка стратегии свободы — это и есть философия.
Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало б форме мифа — первой исторической формы социального регулятива.
По сравнению с мифом, религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.
Но и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия не нужна и невозможна. Вспомним историю. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык — но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и жителями Пелопонеса в культурной памяти человечества!
Афины — это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами: Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) — это и есть «греческое чудо? — колыбель всей западной культуры и цивилизации.
Что же явила собой и что оставила после себя древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостное подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития своей личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.
Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй; их образ жизни не знал «проблем»: всем было все «ясно», каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал потому, что от него лишь требовалось выполнять команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому избирать сбою судьбу, самому судить о приоритетах я ценностях жизни, самому — на свой страх и риск — принимать решения, а следовательно — и нести ответственность за них. Спартанец «обходился» без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии.
Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнений. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно — способность сомневаться и удивляться миру, они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее напряжение которого — философская мысль — стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива. Философское знание по природе своей антидогматично, антиавторитарно. Природа и лоно философии, ее главная функция и предназначение в обществе — критика. Критика наличного знания, суд над ним есть — опосредованно — критика бытия, т.е. существующего строя и образа жизни, ибо именно она породила «свое» сознание. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношению к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без подвижничества героических энтузиастов — философов — «зачахла б нива жизни»*.