Автор: n**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:50, реферат
Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Мнения философов “О
началах”: Анаксимен,
сын Эвристрата, милетец, утверждал, что
начало сущих — воздух, ибо из него все
рождается и в него вновь разлагается. “Как
душа наша, — говорит он, — сущая воздухом, скрепляет
нас воедино, так дыхание и воздух объемлют
весь космос” (“воздух” и “дыхание” здесь употребляются синонимически).
Он так же, как Анаксимандр: ошибается,
полагая, что животные состоят из простого
и однородного воздуха или пневмы, ибо
не может существовать одно начало всех
вещей — материя,
но необходимо принять также и творящую
причину. Так, одного серебра недостаточно
для того, чтобы оно стало кубком, если
нет творящей причины, т. е. серебряных
дел мастера; то же самое справедливо и
для меди, и для дерева, и для любого другого
материала.
Заключение
Такие мыслители, как
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
положили начало новому типу мышления
о природе, сделав ее предметом системного
беспристрастного исследования. Милетские “физики” — типичные
философы ранней греческой философии.
Аристотель дал собирательный образ этим
мыслителям, назвав их “физиками”, философами, которые изучают
природу. Именно они пытаются первыми
увидеть мир умственным взором и пытаются
начать поиск единства с миром. По их убеждению
не было бы существенным ничего, что не
было бы природой. Люди, божества, мир образуют
единый универсум, весь находящийся как
бы в единой плоскости — они суть части или аспекты
одной и той же природы, в которой действуют
одни и те же силы.
Милетских физиков
считали материалистами натурфилософии,
потому что они ограничивались одной причиной
бытия — материальным
первоначалом, чем у Фалеса являлась вода,
у Анаксимандра — “беспредельное”, у Анаксимена — воздух. Но у Анаксимандра
можно встретить существенный шаг вперед.
Возможно, их размышления кажутся нам
нелепыми, но это будет неверное суждение.
Потому что в их суждениях просматривается
некая закономерность, которую они пытаются
объяснить уже рациональной мыслью. И
именно эта интеллектуальная революция
(переход от мифологии к рациональному
мышлению), представляющая столь внезапный
и глубокий переворот, получила название “греческое
чудо” (это
понятие ввел известный французский филолог,
историк религии и философии Эрнест Ренан).
И, действительно, если проследить ход
развития досократовской философии, то
будет видно, что она произвела свое влияние,
возможно, даже на всю последующую философию,
и на некоторые вопросы еще не найдены
ответы.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Известно, что
древнегреческая философия
Будучи центром
ремесла и торговли, греческие поселения
постепенно выдвигаются как большие культурные
центры, одним из которых был город Милет,
где возникает первая философская школа.
С конца VII до конца VI в. здесь жили три
первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Выгодное географическое
положение и территориальная
близость к культурным центрам Ближнего
Востока позволила милетским
мыслителям раньше, чем это удалось
другим философам Греции, встретиться
с естественнонаучными ценностями Египта
и других культурных стран Азии. Дополняя
их сведениями, полученными из мифологии,
науки и собственного опыта, они достаточно
четко осознали существование мира как
единого целого, упорядоченного, гармоничного
и доступного пониманию человеческим
разумом. Глубина и последовательность
мышления, отличавшая первых натурфилософов
от мыслителей древнего Востока, означали
значительный шаг в формировании целостного
представления о мире. Впервые сознательно
был поставлен вопрос об основных принципах
мирового устройства, о первых причинах,
определяющих изменение действительности.
Этот вопрос
поставил Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.)
- первый математик и физик Ионии,
основатель милетской школы. И не
только поставил, но и с определенной
точки зрения его решил, поскольку
рассматривал реальность с промежуточной
позиции, как совокупность противоположных
начал, как "сгущение" и "разрежение".
Будучи купцом,
он много путешествовал, расширяя свои
научные знания в самых различных
областях человеческой деятельности.
Интересовался, в частности, арифметикой,
геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических
решений, касающихся доказательства равенства
вертикальных углов, углов при основании
равнобедренного треугольника, умел вписать
прямоугольный треугольник в круг и др.
Все эти знания
Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии,
Египте и стремился упорядочить их в систему.
Кроме того, он обучал математике, пытаясь
излагать ее в отвлеченной, теоретической
форме. В Элладе Фалес ввел календарь,
определив продолжительность года в 365
дней, предсказал солнечное затмение,
которое по данным современных астрономов
произошло 28 мая 585 года до н.э. Однако,
как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал
небесных явлений. Он просто опирался
на известную ему периодичность.
Еще в античности
ему были приписаны следующие сочинения:
"О началах", "О солнцестоянии",
"О равноденствии", "Морская астрология".
Не случайно Фалеса и его последователей,
которые с позиции разума первыми занялись
изучением единства природы, античные
авторы называли физиками или фисиологами.
Рассматривая мир
как непрерывно изменяющееся целое, Фалес
полагает, что он обусловлен различными
состояниями одного и того же материального
начала, некой субстанции, ее "сгущением"
и "разрежением". Это свидетельствует
о том, что на вопрос о первой причине,
начале мира, он дает вполне однозначный
и разумный ответ - это отношение противоположностей.
Так, зародившись в мифологии, эта идея
находит свое воплощение и развитие в
науке, становится ядром древнегреческой
философии.
Фактически, для
Фалеса главной точкой зрения - была
античная идея справедливости - Дике, благодаря
которой весь непрерывный мир осмысливался
им с позиции промежуточного. И если, например,
в едином процессе рассматривалось отношение
между горячей и холодной сторонами, то
было отчетливо видно, как эти противоположности
постепенно переходят в промежуточное
состояние. И так было во всем, с любыми
противоположными свойствами или сторонами:
белым и черным, женским и мужским, сгущенным
и разреженным и т.п.
Видимо, подобные
факты убеждали античных философов
в том, что все противоположности вне зависимости
от их качественного содержания самопроизвольно
могут уничтожаться в промежуточное, которое
противоречиво постольку, поскольку содержит
в себе противоположные начала. И напротив,
из промежуточного могут возникать не
любые, а только противоположные вещи.
В античности этот
вывод был распространен
Что же касается
другого взгляда на реальность, т.е.
с позиции соотнесенного, то этот
подход, видимо, не привлекал внимания
Фалеса, поскольку не давал возможности
увидеть причину происходящих в мире изменений.
Анаксимандр (610-546
гг. до н.э.) - ученик и последователь
Фалеса, также был разносторонне
образованным человеком. Интересовался
математикой, физикой, астрономией, географией,
изучал происхождение жизни и др.
Не отрицая
по существу учения Фалеса, его основного
взгляда на мир, Анаксимандр в
то же время считал, что вода, будучи
промежуточным только между твердым
и парообразным состояниями, не могла
служить основой всего сущего, поскольку
каждая вещь происходит "из своих собственных
начал". Например, горячее и холодное
- из теплого, белое и черное - из серого
и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой
пары противоположностей должно быть
свое, особое начало, особое промежуточное.
Но в таком случае должно было быть и начало
всех начал - первоначало, которое порождает
мир в целом. И оно не может быть ни водой,
ни какой-либо другой стихией (землей,
воздухом, огнем), но это должна быть какая-то
другая беспредельная природа, которая
в одинаковой степени присуща всем стихиям.
Эту бесконечную, активную, содержащую
в себе противоположности среду Анаксимандр
называет апейрон. Именно в ней, по мысли
философа, заключается причина всеобщего
возникновения и уничтожения.
Можно предположить,
что Анаксимандр представлял себе некую
от точки к точке изменяющуюся материальную
среду, наподобие перехода от белого цвета
к черному. Это позволяло философу взглянуть
на нее с промежуточной позиции и увидеть
противоположности как избыток и недостаток.
Причем, посмотрев на каждую из противоположных
сторон в отдельности с позиций их промежуточного,
Анаксимандр мог увидеть новые противоположности
и так без конца. Видимо такой взгляд и
позволил Анаксимандру предположить,
что апейрон включает в себя все виды противоположностей,
которые порождают все тела "посредством
различий в плотности и разреженности
первоэлемента", что в свою очередь
является основанием для рождения и гибели
миров-небосводов, которое испокон веку
повторяется по кругу.
Анаксимандр написал
несколько сочинений: "Карта земли",
"Глобус", "О природе". По их названиям
можно судить о том, что философ в основном
изучал природу. От последнего труда в
свидетельствах Симпликия, одного из доксографов,
жившего на тысячу лет позже Анаксимандра,
сохранился один небольшой фрагмент: "А
из каких (начал) вещам рожденье, в те же
самые и гибель совершается по роковой
задолженности, ибо они выплачивают друг
другу правозаконное возмещение неправды
(=ущерба) в назначенный срок времени".
Этот отрывок
свидетельствует о том, что отношения
между вещами, возникающими из бесконечной
материальной среды, которую Анаксимандр
называет апейрон таково, как отношение
между "должником" и "кредитором",
что свидетельствует о взаимосвязи мировоззрения
Анаксимандра с мифологическим мировоззрением
и, прежде всего, с идеей компенсации -
Дике, как идеей космической справедливости
(Правды). Причем, у Анаксимандра несмотря
на мифологическую терминалогию уже нет
этих сверхестественных стражей меры,
поскольку все космические процессы совершаются
у него по своим имманентным законам, обусловленным
активностью самой материальной среды
- апейрона.
Поэтому смысл,
вложенный в понятие "возмещение
неправды" следует искать в мифологии
и, прежде всего, в греческой идее
компенсации - Дике, как идее космической
справедливости (Правды), в то время
как понятие "задолженность" ассоциируется
с идеей декомпенсации (Раздора).
Здесь наиболее
отчетливо проявляется связь
между мифологическим и философским
мышлением, которые на первых порах идут
рядом, имея своими источниками элементы
первоначального эмпирического знания.
Опираясь на объективные законы бытия,
мифологическое мировоззрение оказалось
уже способным представить идеи несправедливости
и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации
и компенсации в образе физического явления,
т.е. в образе весов в руках богини правосудия,
чаши которых в одном случае выходят из
положения равновесия, в другом - стремятся
к нему. В этом образе нашла свое конкретное
отражение характерная черта античности
- мышление противоположностями. Последние
понимаются здесь исключительно как "избыток"
и "недостаток" того или иного субстрата
относительно положения равновесия - того
промежуточного состояния, из которого
возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся
противоположности.
Поэтому, основным
вопросом милетской натурфилософии
было выявление сущности "промеджуточного",
сгущение и разрежение которого определяло
бы все многообразие чувственно воспринимаемого
мира. Это свидетельствует о том, что мифологическое
мышление, оперирующее не только представлениями,
но и сравнительными понятиями, не только
не произвольно, но напротив, обладает
весьма строгой логикой. Только эта логика
отличается от логики нашей сегодняшней
науки. Поэтому мифология является не
только продуктом воображения, но и результатом
строгого логико-теоретического мышления.
Однако увидеть это можно только в итоге
тщательного исследования тех мифологических
представлений, которые отражают отношение
противоположностей в процессе их компенсации
и декомпенсации. Не случайно в первой
части фрагмента Анаксимандр обращает
наше внимание на то, из чего все сущее
возникает и во что по необходимости оно
уничтожается. И если слова "возмещение
неправды" понимать как компенсацию,
а слово "задолженность" понимать
как декомпенсацию, то все становится
предельно ясным. Появляется возможность
определить "источник всеобщего возникновения
и уничтожения". Все это позволяет предположить,
что процессы "компенсации" и "декомпенсации"
связаны у Анаксимандра временными рамками
и в целом представляют собой своего рода
циклический процесс.