Автор: n**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:50, реферат
Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Плутарх
Об оракулах
Пифии, 18. 402 Е: Прежде философы излагали
свои учения и теории в стихах, подобно
Орфею Гесиоду, Пармениду, Ксенофану, Эмпедоклу
и Фалесу. Ни Аристарх, ни Тимохар, ни Аристилл,
ни Гиппарх не преуменьшили славы астрономии
тем, что писали прозой, тогда как Евдокс,
Гесиод и Фалес прежде писали в стихах,
если только Фалес взаправду сочинил,
приписываемую ему “Астрономию”. Ср.
А 18 – 20.
Псевдо-Гален
Комм. к “О соках”
Гиппократа, 1, 1 [т. XVI, 37 К]: Если даже Фалес
и говорит, что все состоит
из воды, тем не менее, он разумеет и
это тоже взаимопревращение элементов.
Но лучше приложить его собственные слова
из 2-й книги [трактата] “О началах”, которые
гласят: “Стало быть, пресловутые четыре,
из коих первыми как бы единственным элементом
мы полагаем воду, смешиваются меж собой
для соединения, затвердения в образования
внутримирных [тел]. А как — уже сказано
нами в первой книге”.
Анаксимандр
Этот выдающийся
и влиятельный мыслитель был
соотечественником Фалеса, и воззрения
последнего не могли остаться ему неизвестными,
даже если Фалес и не был его учителем
в узком смысле слова. Он родился в 610/09
г. до Р.Х. и умер вскоре после 547/46 г. Выдаваясь
среди своих соплеменников математическими
и географическими знаниями, он продолжил
самостоятельные исследования, начатых
Фалесом космологических изысканий. Свои
выводы он изложил в самостоятельном,
к сожалению, рано потерянном сочинении.
Анаксимандр является древнейшим греческим
прозаиком и первым философским писателем.
Началом всего он признал “беспредельное”,
т. е. бесконечную массу вещества, из которой
возникли все вещи, и в которую они возвращаются
после своей гибели, “платя друг другу
пеню и кару за неправедность, в надлежащем
порядке времени”. Под этим первовеществом,
однако, он не мыслил ни один из позднейших
четырех элементов, ни вещество, промежуточное
между воздухом и огнем или воздухом и
водой (таковы две гипотезы, которые упоминает
Аристотель без указания их авторов, и
которые многие толкователи Аристотеля,
отчасти противоречат своим собственным
иным показаниям, приписывают Анаксимандру),
ни, наконец, такое смещение отдельных
веществ, в котором последние пребывали
бы в своем определенном, качественно-многообразном
виде. Напротив, не только из определенного
свидетельства Феофраста, но и из суждений
Аристотеля следует, что Анаксимандр либо
решительно отличал свое “беспредельное”
от всех определенных веществ, либо же
— что более вероятно — совсем не высказывался
более определенно об его свойствах, но
все же хотел обозначить этим понятием
лишь то вещество, которое не обладает
ни одним из отличительных качеств отдельных
веществ. Таким образом, его “беспредельное”,
которое он мыслил пространственно неограниченным,
стало для него вместе с тем внутренне
или качественно неопределенным. В пользу
безграничности этого первовещества Анаксимандр
приводил, правда, неосновательно, то соображение,
что иначе оно исчерпалось бы при созидании
вещей. В качестве первовещества, беспредельное
не возникаемо и неуничтожимо, и столь
же вечно его движение. Последствием этого
движения является “выделение” определенных
веществ. Сначала отделились теплое и
холодное, из обоих возникло влажное; из
последнего выделилась Земля, воздух и
огненная сфера, которая окружила Землю,
как шарообразная скорлупа. Эта скорлупа
лопнула, и в ней образовались колесообразные
трубки, имеющие отверстия и заполненные
огнем. Трубки эти, движимые течениями
воздуха, вращаются вокруг Земли в наклонно-горизонтальном
направлении; огонь, который они изливают
при вращении из своих отверстий и который
постоянно восстановляется из земных
испарений, объясняет также явление проносящихся
по небу молний. (Это представление кажется
нам довольно странным. Но в действительности
оно есть первая, известная нам попытка,
механически объяснить правильное движение
звезд наподобие позднейшей теории сфер).
Земля имеет форму цилиндра. Благодаря
тому, что она находится со всех сторон
на одинаковом расстоянии от границ мира
(который, следовательно, мыслится, по-видимому,
в форме шара), она сохраняется в покое.
Вначале она находилась в жидком состоянии,
и при ее постепенном высыхании на ней
произошли живые существа. Люди первоначально
зародились в воде и были покрыты рыбообразной
чешуей; они покинули воду, лишь когда
настолько подросли, что могли существовать
на суше. Заслуживающие доверия источники,
которые берут начало от Феофраста, свидетельствуют,
что Анаксимандр, в согласии с предпосылками
своей космологии, принимал периодическую
смену миротворения и мироразрушения
и, в силу этого, безначальный и бесконечный
ряд сменяющихся во времени миров. Шлейермахер
без достаточного основания сомневается
в достоверности этого предания. Напротив,
представляется невероятным, чтобы Анаксимандр
утверждал совместное существование бесчисленных
миров в бесконечном пространстве.
Свидетельства.
Учение
Диоген Лаэртий
II, 1 – 2. (1) Анаксимандр,
сын Праксиада, Милетец.
Он утверждал, что
начало и элемент — бесконечное, не определяя
[это бесконечное] как “воздух”, “воду”
или какой-нибудь другой определенный
[элемент]; что части изменяются, а Целое
[=универсум] неизменно; что Земля покоится
посредине [космоса), занимая центральное
местоположение (в силу шарообразности,
а также что Луна сияет ложным светом и
освещается Солнцем, а Солнце [по величине]
не меньше Земли и есть чистейший огонь.
Плиний
Естественная
история, II, 31: 1. Передают, что наклонение
зодиака первым постиг Анаксимандр
Милетский в пятьдесят восьмую олимпиаду
[548 – 545 гг. до н. э., тем самым, отворив двери
[к познанию] вещей; зодиакальные созвездия
впоследствии [открыл] Клеострат, причем
вначале созвездия Овна и Стрельца, а саму
[небесную] сферу задолго до этого [открыл]
Атлант. 5 а.
Симпликий
Кoмм. к “Физике”,
24, 13:.Контекст см. к II А 13] Из полагающих
одно движущееся и бесконечное [начало]
Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник
и ученик Фалеса, началом и элементом сущих
[вещей] полагал бесконечное, первым введя
это имя начало. Этим [началом] он считает
не воду и не какой-нибудь другой из так
называемых элементов, но некую иную бесконечную
природу, из которой рождаются небосводы
[миры] и находящиеся в них космосы. А из
каких [начал] вещам рожденье в назначенный
срок времени” [12 В 1], как он сам говорит
об этом довольно поэтическими словами.
Ясно, что, подметив взаимопревращение
четырех элементов, он не счел ни один
из них достойным того, чтобы принять его
за субстрат [остальных], но [признал субстратом]
нечто иное, отличное от них. Возникновение
он объясняет не инаковением [качественным
превращением] первоэлемента, но выделением
противоположностей вследствие вечного
движения. Поэтому Аристотель и поставил
его в один ряд с философами типа Анаксагора.
Псевдо-Плутарх
Строматы, 2: После
него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ
Фалеса, сказал, что абсолютная причина
возникновения и уничтожения Вселенной
— бесконечное, из которого, по его словам,
выделились небосводы и вообще все бесконечные
космосы. Он утверждал, что совершается
гибель [миров-небосводов], а намного раньше
— (их) рождение, причем испокон бесконечного
веку повторяется — по кругу все одно
и то же. Он говорит, что Земля по форме
цилиндрообразна, высота же ее составляет
треть ширины. Он говорит, что при возникновении
этого космоса из вечного [?] выделилось
нечто чреватое горячим и холодным, а затем
сфера пламени обросла вокруг окружающего
Землю аэра (холодного тумана) словно кора
вокруг дерева. Когда же она оторвалась
и была заключена внутрь неких кругов,
возникли Солнце, Луна и звезды. Еще он
говорит, что вначале человек родился
от животных другого вида, основываясь
на том, что остальные животные скоро начинают
кормиться самостоятельно и лишь один
человек нуждается в долговременном вынянчивании,
поэтому он и вначале ни за что бы не выжил,
будучи таким [беспомощным].
Аристотель
О небе, В 13. 295 а
9: Поэтому, если теперь Земля покоится
насильственно, то и вихревое движение,
благодаря которому ее части собрались
в центр [космоса], тоже было насильственным.
Именно его все считают причиной, основываясь
на [наблюдении вихрей], происходящих в
жидкостях и в воздухе: в них более крупные,
а более тяжелые тела всегда устремляются
к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих
космогониях) порождает Небо [“Вселенную”],
это и объясняет, почему Земля собралась
в центр, а причину того, что она остается
на месте, им приходится искать [ниже следует
А 26].
Симпликий
Комм. к этому
месту, 149, 3: Также и среди физиков
одни полагают [началом] единое, другие
— многое. У полагающих единое, по его
словам, (можно выделить) два способа порождения
из него сущих. Все полагают это единое
чем-то телесным, но одни из них [полагают
это единое] одним из трех элементов; как,
например, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен
и Диоген — воздухом, Гераклит и Гиппас
— огнем (одну только землю никто не счел
возможным принять за начало вследствие
ее неподверженности изменениям), а некоторые
— чем-то отличным от трех элементов: более
плотным, чем огонь, но более топким, чем
воздух, или, как од говорит в Другом месте,
более плотным, чем воздух, по более тонким,
чем вода. Александр полагает, что [физик],
принявший за начало некую отличную от
элементов телесную природу, — Анаксимандр.
Однако Порфирий, исходя из того, что Аристотель
противопоставляет принимающих субстратное
тело без определений принимающим один
из трех элементов или нечто другое, среднее
между огнем, водой и воздухом, говорит,
что Анаксимандр полагает субстратное
(без определений) тело бесконечным, не
уточняя его вида [огонь, вода или воздух];
промежуточное же [тело] Порфирий, как
и Николаи из Дамаска, приписал Диогену
из Аполлонии. Но, по-моему, следуя тексту,
естественно толковать его не в смысле
противопоставления [неопределенного
субстратного] тела трем элементам и “промежуточному”
[телу], но скорее в смысле подразделения
на три [элемента, с одной стороны], и “промежуточное”
[тело — с другой]: “Тело-субстрат, — говорит
[Аристотель], — или одно из трех, или другое,
которое плотнее огня, но тоньше воздуха”.
Правда, его слова о том, что “они порождают
прочие [тела] разреженностью и плотностью”,
относятся ко всем вышеназванным [философам]
в целом, хотя Анаксимандр, как он сам же
говорит, объясняет возникновение не так,
а выделением из бесконечного. Но если
он именно его считал [физиком], принимающим
[за начало] тело без определений, то почему
же он привел возникновение путем качественного
изменения в качестве их общего мнения?
Их всех объединяет то, что они полагают
одно начало, но они разделяются на две
группы в соответствии со способом возникновения.
Одни порождают прочие [тела] из материального
единого посредством разреженности с
плотности, как Анаксимен.
Там же, 150, 20: Согласно
второму способу, причину [возникновения]
усматривают уже не в превращении
материи и объясняют
Олимпиодор
О священном
искусство философского камня, гл. 25;
Coll. alch. gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал
началом промежуточное вещество. Под промежуточным
веществом я разумею пар или дым, так как
пар есть нечто промежуточное между огнем
и землей. Вообще все промежуточное между
горячими и жидкими [веществами] есть пар,
а между горячими и сухими — дым.
Там же, гл. 27, с.
84: И Анаксимандр принимал промежуточное
вещество, то есть дым или пар.
Теофраст
Об огне, §§ 3
– 4: Пламя как бы постоянно находится
в возникновении и подобно движению. Возникая,
оно в то же время погибает, а когда кончается
горючее, то погибает и сам огонь. Именно
это имели в виду древние, когда говорили,
что “огонь всегда ищет пищу” — в том
смысле, что без дров он не может существовать.
Ахилл
Введение к
“Феноменам” Арата, 4. с. 34, .Т 12 Maass: То,
что земля остается неподвижной,
поясняют на следующем примере, если в
надувной пузырь положить просяное зерно
или зернышко чечевицы, а затем надуть
его и наполнить воздухом, то зернышко
окажется неподвижным во взвешенном состоянии
в центре пузыря; так и земля, испытывая
толчки воздуха со всех сторон, пребывает
неподвижно в состоянии равновесия в центре
[космоса]. Или другой пример: если взять
некое тело, привязать к нему со всех сторон
веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая
точное равновесие, то окажется, что, когда
его равномерно тянут во все стороны, оно
остается неподвижным. Ксенофан, однако,
отрицает, что земля парит в воздухе и
т. д. [следует 21 В 28]. Ср. 12 А 26.
Диодор сицилийский
Историческая
библиотека. 1, 7, 1: [По мнению “авторитетнейших
фисиологов”, признающих космос возникшим
и уничтожимым], при изначальном
образовании всего земля и
небо имели единый облик, поскольку
естество их было смешано. Затем, после
того как тела [элементов] отделились одно
от другого, космос воспринял все ныне
видимое в нем устройство. При этом воздух
приобрел непрерывное движение, причем
огнистая часть его стеклась в самые горные
места, поскольку подобной природе в силу
легкости свойственно устремляться вверх,
(по этой причине Солнце и прочее множество
светил были вовлечены во всеобщий вихрь),
а илистая и мутная [часть] в сочетании
с жидкой консистенцией осела в одно и
то же место в силу тяжести. (2) Непрерывно
вращаясь вокруг своей оси и сбиваясь
в комок, она произвела из жидких [частиц]
море, а из более твердых — землю, (поначалу)
грязеобразную и совершенно мягкую. (3)
Когда же воссиял огонь солнца, земля сперва
затвердела, а затем, поскольку от нагревания
поверхность [ее] забродила, некоторые
из влажных веществ во многих местах вздулись
[пузырями], в этих местах возникли гнильцы,
покрытые тонкими оболочками, что и теперь
еще наблюдается в топях и болотистых
местах, когда после охлаждения местности
воздух внезапно, а не путем постепенного
изменения становится раскаленным. (4)
Как только влажные вещества стали живородить
от нагревания указанным образом, (гнильцы]
начали по ночам получать пищу из тумана
[в виде росы], выпадающей из окружающего
[воздуха], а днем отвердевать от жара.
Наконец, когда утробные зародыши, вынашиваемые
[в гнильцах — пузырях], выросли до зрелого
состояния, обожженные оболочки растрескались
и произошли всевозможные породы животных.
Анаксимен
Анаксимен, также
уроженец Милета, слывет у позднейших
писателей учеником Анаксимандра, влияние
которого явственно сказывается на нем.
Время его жизни приходится, согласно
Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до
Р.Х. Из его сочинения, написанного ионийской
прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.
В своей физической
теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра
в том отношении, что в качестве
первоначала он признает не безграничное
вещество без какого-либо определения,
подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом,
— качественно определенное вещество.
С другой стороны, он примыкает к Анаксимандру
в том отношении, что выбирает такое вещество,
которое, по-видимому, обладает существенными
свойствами Анаксимандрова первоначала:
безграничностью и непрерывным движением.
То и другое присуще воздуху. Он не только
простирается в беспредельность, но вместе
с тем находится в постоянном движении
и изменении и является (согласно древнему
представлению, по которому душа совпадает
с дыханием) основой всей жизни и всякого
движения в живых существах. “Как воздух,
в качестве нашей души, держит нас, так
веющее дыхание и воздух объемлет весь
мир”. В силу своего безначального и бесконечного
движения воздух претерпевает изменение,
которое бывает двояким: разрежением или
размягчением и сгущением или уплотнением.
Первое есть вместе с тем нагревание, последнее
— охлаждение. Через разрежение воздух
становится огнем, через сгущение — ветром,
далее тучами, водой, землей, камнями. Эту
мысль Анаксимен, вероятно, ближайшим
образом извлек из наблюдения атмосферных
процессов и осадков. При возникновении
мира сперва образовалась Земля, которую
Анаксимен представлял себе плоской, наподобие
диска, и потому висящей в воздухе. Поднимающиеся
от нее испарения, разрежаясь, становятся
огнем. Части этого огня, сжатые воздухом,
суть звезды; имея форму, подобную Земле,
звезды (если только здесь не имеются в
виду планеты), витая в воздухе, вращаются
вокруг Земли боковым движением, подобно
шляпе, которую вертишь на голове. Вместе
с Анаксимандром и Анаксимен, согласно
достоверному преданию, принимал сену
миротворения и мироразрушения.
Свидетельства.
Учение
Диоген Лаэртий
Анаксимен, сын
Эвристрата, Милетец, был слушателем
Анаксимандра (некоторые говорят, что
он слушал и Парменида). Он считал началом
воздух и бесконечные Светила, которые,
по его мнению, движутся не под Землей,
а вокруг Земли.
Симпликий