Автор: n**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:50, реферат
Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Очевидно, что
такой взгляд на природу предполагает
осмысление ее не с позиций соотнесенного,
т.е. не с точки зрения одного из полюсов
градации. Здесь, как и у Фалеса, точкой
отсчета, с которой осмысляется мир, является
середина, промежуточное, которое делит
непрерывную среду на активные, противоположные
части.
Анаксимен (585 - 525
гг. до н.э.) - третий представитель милетской
натурфилософии, ученик и последователь
Анаксимандра, автор сочинения "О природе".
Как и его
предшественники, другие милетские
философы, Анаксимен осмысливает
реальность с позиции противоположностей.
Однако в качестве бесконечной, непрерывной
среды - "апейроса", в отличие от Анаксимандра,
он принимает одну из стихий - воздух. Последний,
сгущаясь и разрежаясь порождает все видимое
многообразие мира. По свидетельству того
же Симпликия "разрежаясь, (воздух) становится
огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком,
(сгустившись) еще больше - водой, потом
землей, потом камнями, а из них- все остальное".
Отсюда следует, что непрерывная среда,
"апейрос", вне зависимости от того,
что принимается за ее основу - одна из
стихий или некая иная природа, представляет
собой и материал для построения мира
и порождающую его силу.
Сказанное об учениях
милетских философов
Осознание природы
как непрерывно меняющегося целого,
как некой динамической среды, представляющей
собой и субстанциальное и
генетическое начало имело большое
значение для формирования мышления
первых натурфилософов, у которых
все сущее мыслится как подвижное
отношение противоположностей. Таким
образом, первые греческие философы нашли
тот единственный инструмент, ту единственную
абстракцию, которая помогла внести упорядоченность
в текущую неопределенность вещей и событий
и, тем самым, обеспечили переход к мышлению
не только классификационными, но и сравнительными
понятиями -противоположностями,- одной
из первых тотальных формализаций, прошедшей
затем через всю историю философии.
2.2 ПИФАГОР И
ПИФАГОРЕЙЦЫ
В то время, как
на востоке Греции, в Ионии, последователи
Фалеса объясняли единство и многообразие
чувственного мира посредством противоположностей,
на западе, в Сицилии и Южной Италии заговорили
о новом единстве мира, выражаемом через
количественные понятия. Это были пифагорейцы.
Реконструкция их философского учения
дело весьма неблагодарное, поскольку
материалов о самой школе, а также о ее
основателе - Пифагоре сохранилось немного.
В основном, это сведения, полученные от
других авторов.
Пифагор (571 - 497 гг.
до н.э.) - выходец с острова Самос.
Он был первым, кто называл исследователей
природы и рассуждающих о смысле жизни
любителями мудрости или философами. По
совету Фалеса в поисках знаний Пифагор
отправился в Египет, где пробыл 22 года.
Помимо своей воли оказался в Вавилонии,
где пробыл еще 12 лет. Говорят, что Пифагор
побывал даже в Индии, где освоил учение
о переселении душ. Таким образом, после
34 летнего обучения и странствий, он возвращается
в "Великую Грецию", где на юге Аппенинского
(итальянского) полуострова в Кротоне
основывает свою религиозно-философскую
школу - Пифагорейский союз. Это была закрытая
организация, в которую принимались свободные
люди обоего пола; в союзе было 2 ступени:
акусматики (послушники) и математики
(ученые). Учение пифагорейцев было тайным.
Рассказывают
историю о том, как однажды, проходя мимо
кузницы, Пифагор обратил внимание на
то, что удары неодинаковых по весу молотов
вызывают разные звуки. Зная вес молотов,
можно было легко соотнести интенсивность
звука с числом. Отсюда развивалось учение,
согласно которому основой всего сущего
признавалось число, поскольку числовые
отношения отражают мировую гармонию.
Кроме того, исследуют пифагорейцы и отношения
между самими числами, закладывая тем
самым основы теории чисел и принципы
арифметики, посредством которых решают
многие геометрические задачи.
В отличие от
философов милетской школы, которые
между реально существующими
вещами находят динамические отношения,
пифагорейцы ищут количественные зависимости,
пропорции. Поэтому вместо традиционного
осмысления бытия как отношения противоположностей,
пифагорейцы осмысливают его с позиции
соотнесенного. Для греческой философии
это был совершенно новый взгляд на реальность.
Выбрав другую
позицию для осмысления мира, пифагорейцы
пересмотрели и понятие "противоположности",
совокупность которых приводит Аристотель
в виде таблицы. Она состоит из десяти
пар. Это предел и беспредельное, нечет
и чет, единое и многое, правое и левое,
мужское и женское, покоящееся и движущееся,
прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло,
квадратное и прямоугольное. Аристотель
никак не комментирует эту таблицу. Но
нам видно, что не все из этих парных понятий
являются противоположностями, как их
понимали древние физики - ионийцы, а именно:
как сгущение и разрежение относительно
промежуточного состояния. Поэтому такие
пары как предел и беспредельное, нечет
и чет, единое и многое, покоящееся и движущееся,
прямое и кривое, квадратное и прямоугольное
нельзя называть противоположностями.
Это действительно различия, но к противоположному
они не имеют никакого отношения. Причем,
эти десять парных понятий, декада рассматривалась
пифагорейцами как символ гармонии и полноты.
И вообще, они считали, что в природе решительно
все обязательно должно быть упорядочено,
гармонично.
В произведении
"О небе" Аристотель рассказывает
о пифагорейской "гармонии сфер",
обусловленной движением планет сквозь
пневму (эфир). В зависимости от своего
размера, скорости движения и удаленности
от Земли, занимающей центральное положение,
они находятся между собой в определенных
отношениях, а следовательно, издают монотонные
звуки разных тонов. Поэтому, движение
небесных тел, понимаемое как "гармония
сфер", производит музыку Вселенной,
которую мог слышать только Пифагор. В
своей совокупности эти тона образуют
гармоничное созвучие.
Одно из наиболее
полных изложений взглядов пифагорейцев
мы находим у Аристотеля, который писал:
"Они видели, что свойства и соотношения,
присущие гармонии, выразимы в числах;
так как, следовательно, им казалось, что
все остальное по своей природе явно уподобляемо
числам и что числа - первое во всей природе,
то они предположили, что элементы чисел
суть элементы всего существующего и что
все небо есть гармония и число. И все,
что они могли в числах и гармониях показать
согласующимися с состояниями и частями
неба и со всем мироустроением, они сводили
вместе и приводили в согласие друг с другом;
и если у нихгде-то получался тот или иной
пробел, то они стремились восполнить
его, чтобы все учение было связным... Во
всяком случае, очевидно, что они число
принимают за начало и как материю для
существующего, и как (выражение) его состояний
и свойств, а элементами числа они считают
четное и нечетное... По-видимому,- предполагает
Аристотель,- они определяют элементы
как материальные, ибо, говорят они, из
этих элементов как из составных частей
и образована сущность". Таким образом,
мир согласно учению пифагорейцев, прерывен,
а начала его - числа и пустота.
Увлекаясь математикой,
где решающую роль играет число, пифагорейцы
поднимались с философского уровня
мышления на научный, поскольку в числах
и количественных отношениях они находили
гармоничные соотношения, обусловливающие
начало самого мироздания. Им даже казалось,
что знание гармонических отношений, выраженных
в арифметической и геометрической пропорциях,
т.е. в числах, позволяет фиксировать сущность
даже этических явлений. При этом пифагорейцы
не отделяли числа от вещей. Аристотель
указывает, что это сделал Платон, а "если
взять пифагорейцев, то в этом вопросе
на них никакой вины нет", поскольку
числа пифагорейцев "не были числами,
наделенными самостоятельным существованием".
У пифагорейцев
еще нет полного размежевания
физического и математического,
хотя исходной парадигмой познания у них
выступает "соотнесенное". Тогда
как физика древних опиралась на другое
сравнительное понятие - "противоположное".
И хотя Аристотель
в целом относился к
Вместе с тем,
пифагорейское понимание
Но даже в
тех случаях, когда отношение
противоположностей рассматривалось
пифагорейцами правильно, т.е. с точки
зрения идеи компенсации, все равно они
видели в этом только уничтожение противоположностей
в чем-то среднем, их равновесие. Выходит,
что последователи Пифагора,так же как
и последователи Фалеса не сумели нащупать
причинно обусловленный переход от идеи
компенсации, как наиболее элементарной
формы самодвижения, к циклическому самодвижению,
которое характеризуется соотношением
в едином двух процессов: компенсации
и декомпенсации. Таким образом, античные
философы видели только часть процесса,
а именно: переход противоположностей
в состояние равновесия, что по времени
занимает четвертую часть периода. Связать
же ее с декомпенсацией, а тем более с целым
периодом, т.е. с вращением тела по окружности
или с колебанием его (положим струны)
около положения равновесия - они не могли,
несмотря на то, что периоды и отношения
периодов, также как и отношения чисел,
играли в учении пифагорейцев решающую
роль.
И все же, несмотря
на мистический характер и односторонность
взглядов пифагорейская философия
содействовала дальнейшему развитию обобщающей
способности мышления. Если у Фалеса, который
по существу был физиком, математика только
еще выходила из практической науки, то
Пифагор, первый превратил ее в умозрительную
теоретическую дисциплину. Поэтому Пифагор
является первым математиком в истинном
смысле слова.
Проводя сравнение
между двумя первыми
Иное дело позиция
математиков. Имея дело с той же самой
реальностью, они осмысливали ее с позиции
соотнесенного посредством дискретных
количественных понятий - чисел. Со временем,
переработав вычислительную математику,
они все качественное многообразие мира
с его чувственным восприятием оттеснили
на второй план. Приоритет отдавался структурным
и количественным многообразиям. Знание
стало до такой степени абстрактным, "чистым",
что дошло до почти полного разрыва с реальностью.
Тем самым был подготовлен переход к метафизическому
и идеалистическому осмыслению реальности.
Плохо это или
хорошо? Трудно сказать, поскольку с одной
стороны был найден новый путь к осмыслению
мира. С другой - отвергался уже известный.
Тогда как полнота знания обусловлена
не враждой, а единством методов, множественностью
и полнотой точек зрения. В противном случае
знание ограничено, неполно.
Так, на рубеже VII-VI
вв. до н.э. с разрывом где-то в пятьдесят
лет, возникли и на протяжении многих
лет сосуществовали две противостоящие
друг другу философские традиции:
ионийская и италийская, в основаниях
которых объективно лежали два взгляда
на мир: с позиции промежуточного и с позиции
полюсов, т.е. два метода познания: диалектическа
и метафизика (физика и математика).
И здесь же закладываются
основы для двух главных философских
направлений: материализма и идеализма.
При этом еще раз заметим, что как одна,
так и другая традиция, хотя и с разных
позиций, рассматривала одну и ту же реальность.
Так с разных сторон на один и тот же предмет
смотрят два человека. Первый видит одно,
второй - другое. Но это расхождение во
взглядах нисколько не предполагает ни
ложности одного из них, ни самодостаточности.
Напротив, очевидно, что эти взгляды равно
достоверны и равно дополняют друг друга.
Короче говоря,
милетская физика и пифагорейская
математика есть признание одного и
того же объекта - реальности с определенной
точки зрения. И хотя одно восприятие отличается
от другого, это не означает ложности ни
одного из них. Предположение, будто только
одна из представленных точек зрения может
быть истинной - это укоренившееся в истории
философии заблуждение. Целостная истина
может быть получена только путем соединения
альтернативных точек зрения. Долгое время
философы довольствовались частными истинами,
однако вся ее полнота заключается в единстве,
дополнительности, прочном синтезе различных
подходов.
Все это говорится
к тому, чтобы четко отметить,
что зарождение философии происходило
в условиях разделения или раздвоения
познания на два конкурирующих направления.
Именно физики и математики, первыми
разделили и "удвоили" мир. Более
поздняя философия получила это раздвоение
в наследство.