Автор: n**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:50, реферат
Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Анаксимандр как
ученый. Анаксимандр ввел то, что называли
"гномон" - элементарные солнечные
часы, которые были известны ранее на Востоке.
Это вертикальный стержень, установленный
на размеченной горизонтальной площадке.
Время дня определялось по направлению
тени. Самая короткая тень в течение дня
определяла полдень, в течение года - в
полдень летнее солнцестояние, самая длинная
тень в течение года в полдень - зимнее
солнцестояние. Анаксимандр построил
модель небесной сферы - глобус, начертил
географическую карту. Он занимался математикой.
Он "дал общий очерк геометрии".
Анаксимен. Анаксимен - ученик и последователь Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который писал, как отметили сами древние, "вычурной прозой", писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Анаксимен, как и милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен - астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения "О природе".
Апейрон как воздух. Не удержавшись на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.
Космогония. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь к диалектической идее превращения количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением. Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при выдыхании разрежается и оттого теплеет.
Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения.
Земля и небесные
светила парят в воздухе. Земля при этсм
неподвижна, а другие светила движутся
воздушными вихрями.
Психология и атеизм. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.
Что же касается
богов, то Анаксимен также выводил
их из воздуха. Августин сообщает, что
"Анаксимен богов не отрицал
и не обошел их молчанием". Но он,
сообщает Августин, был убежден, что
"не богами создан воздух, а что
они сами из воздуха" (А 10). Итак, боги
- модификация материальной субстанции.
Что же тогда в них божественного? - спрашивает
христианский теолог.
Научные догадки. Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящие плоские Солнце, Луна и планеты, которые Анаксимен отличил от звезд, движутся космическими ветрами.
Анаксимен исправил
ошибку Анаксимандра и поместил звезды
далее Луны и Солнца. Состояние погоды
он связывал с активностью Солнца.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
Милетская
школа
Введение
Ионийский район
на западном побережье Малой Азии
был населен греками ионийской
группы племён. Иония представляла
собой ведущую в социальном и
культурном отношении область древнего
мира. Страна с мягким климатом и плодородными
почвами создавала возможность для производительного
сельского хозяйства; положение на перекрестке
торговых морских путей обусловило рассвет
ремесла и торговли, а соседство с народами
древней ближневосточной культуры способствовало
быстрому культурному развитию талантливого
греческого населения. Не удивительно,
что именно здесь складывалась и философия.
К ионийской философии мы отнесём Милетскую
школу, а вернее трёх философов: Фалеса,
Анаксимандра и Анаксимена, положивших
начало новому типу мышления.
Фалес
По свидетельствам
Геродота и Диогена Фалес приобрел
славу своей практической рассудительностью
и государственной мудростью. Наряду с
этим восхваляют его математические и
астрономические знания, которые он приобрел
в Финикии и Египте во время торговых путешествий
и перенес в Грецию; самым знаменитым из
приписываемых ему свидетельств этих
знаний является то, что он предсказал
год солнечного затмения, происшедшего
28 мая 585 г. до Р.Х. Очевидно, с этими математическими
изысканиями и с пробужденным ими научным
духом, связана его попытка найти иной,
немифологический ответ на вопрос о последних
основах вещей; и с другой стороны, элементарному
характеру древнейшей греческой математики
соответствует то, что физика Фалеса не
вышла из зачаточного состояния. А именно,
он признал воду веществом, из которого
все возникло и все состоит, и он говорил
также, что Земля плавает, подобно куску
дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое
пребывание в центре мира.
Фалес был гражданином
Милета, современником Солона и Креза.
Его рождение относят к 640/39 г. до
Р.Х., его смерть — к 546/5 до Р.Х.; причем
при исчислении года рождения решающей
датой было, по-видимому, солнечное затмение
585 г.
Фалес не объяснял,
каким способом вещи возникают из воды;
по всей вероятности, он представлял себе,
что с веществом непосредственно связана
действующая сила, и саму эту силу мыслил,
в духе древней религии природы, как нечто
аналогичное человеческой душе; на это
указывают также его изречения, что все
полно богов и что магнит имеет душу, так
как он притягивает железо.
Он представлял
себе вещество живым и одушевленным,
— воззрение, которое встречается
и у его последователей и которое
метко названо “гилозоизмом” (от
греческих слов материя и жизнь). Его
теория, какой бы она ни была, положила
начало научному объяснению мира.
Учение Фалеса
Аристотель
Большинство первых
философов полагали основы, относящиеся
к разряду материи, единственными
началами всех вещей.
Некоторые полагают,
что уже первые богословы, жившие в глубочайшей
древности задолго до нынешнего поколения,
держались того же воззрения на природу,
[что и Фалес], т. е. в своей поэзии они изобразили
праотцами всего возникшего Океана и Тефию
и говорили, что боги клянутся водой или,
как они сами (поэты) ее назвали, Стиксом:
чтимого всего более, а чтимое всего более
— это то, чем клянутся. Действительно
ли это мнение о природе столь древнее
и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес,
говорят, высказался о первой причине
указанным образом.
Фалес, родоначальник
философии, которая считает материальное
начало водой (поэтому он и утверждал,
что земля — на воде). Вероятно,
он вывел это воззрение из наблюдения,
что пища всех существ влажная
и что тепло как таковое
рождается из воды и живет за счет
нее, а “то, из чего все возникает”, —
это, по определению, и есть начало всего
сущего. Вот почему он принял это воззрение,
а также потому, что сперма всех живых
существ имеет влажную природу, а начало
и причина роста, содержащих влагу существ
— вода.
Мнения философов
Фалес Милетский
утверждал, что начало всего сущего
— вода. (Он считается зачинателем
философии, и по нему была названа ионийская
школа: ведь философских преемств было
множество). Все из воды, говорит он, и в
воду всё уходит, заключает он (во-первых,
из того, что начало всех животных — сперма,
а она влажная; так и все вещи, вероятно,
берут свое начало из влаги; во-вторых,
из того, что все растения влагой питаются
и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают;
в-третьих, из того, что и сам огонь Солнца
и звезд питаются водными испарениями,
равно как и сам космос). По этой же причине
и Гомер высказывает о воде такое суждение:
“…Океан, который всему прародитель”.
Ипполит
В своих работах
писал, что Фалес Милетский был
одним из семи мудрецов, которые первыми
принялись за философию природы. Он говорил,
что начало и конец Вселенной — вода. Ибо
все образуется из воды путем ее затвердевания,
испарения. Все плавает по воде, от чего
и происходят землетрясения, вихри, движения
звезд. Все произрастает и течет в согласии
с природой предка-родоначальника, от
которого все произошло. Богом он считал
вот что: “То, у чего нет ни начала, ни конца”.
Гераклит-аллегорист
Отмечал в своих
учениях, что влажное вещество, с
легкостью преображаясь (“перелепливаясь”)
во всевозможные тела, принимает широкое
многообразие форм и образов. Испаряющаяся
часть его обращается в воздух, а тончайший
воздух возгорается в виде эфира. Выпадая
в осадок и превращаясь в ил, вода обращается
в землю. Поэтому из четырех элементов
— стихий Фалес объявил воду важнейшим
элементом.
Симпликий
Платон и пифагорейцы
рассматривают бесконечное как
субстанцию, (а все физики всегда
полагают субстратом бесконечного какую-нибудь
другую субстанцию из числа так называемых
первопричинных элементов, как-то: воду,
воздух, огонь или землю). “Физиками”
Фалес называет тех, кто занимается физическим
разделом философии, в особенности же
тех из них, кто пользуется одним только
материальным началом или преимущественно
им. Указанные физики, приняв в качестве
субстрата становящихся вещей материю
и рассматривая ее бесконечность, полагали
бесконечное уже не как субстанцию, а как
акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь
элемент, полагали его бесконечным по
величине, как, например, Фалес — воду,
Анаксимен и Диоген — воздух.
Сербий
Занимался изучением
обрядов погребения у разных народов.
Существовали различные виды погребения:
вот почему одних закапывают, других
сжигают. Фалес же утверждал, что
все рождается из воды и поэтому тела
следует закапывать, дабы они могли разложиться
на влагу.
Мнения философов
“О смеси и слиянии”
Фалес и его
последователи считают слияние
смешением элементов, приводящим к
их качественному изменению.
Аристотель
В своих размышлениях
о Небе обобщил несколько мнений
философов о причине неподвижности Земли:
одни, подобно Ксенофану, говорят, что
“она уходит своими корнями в бесконечность”,
другие говорят, что Земля покоится на
воде. Это древнейшая теория неподвижности
Земли, высказанная Фалесом Милетским.
Она гласит, что Земля остается неподвижной
потому, что она плавает как дерево или
какое-нибудь другое подобное вещество
(ни одному из них не свойственно по природе
держаться на воздухе, а на воде свойственно),
— как будто о воде, поддерживающей Землю,
нельзя сказать того же, что и о Земле.
Воде также не свойственно по природе
держаться на весу — она всегда находится
на чем-то.
Сенека
Занимаясь естественно-научными
проблемами, давал пояснение к
вопросу “Почему реки не иссякают?”
Потому что вода — элемент, ¼ часть
Вселенной, ее запасы огромны и неисчерпаемы.
Вода, как говорит Фалес, — могущественнейший
элемент. Этот элемент был вначале, полагает
он, из него все возникло. Следующее мнение
Фалеса нелепо: он говорит, что земной
круг поддерживается водой и плавает наподобие
корабля, а когда говорят, что 3емля трясется,
то она на самом деле качается на волнах
по причине подвижности воды. Неудивительно,
стало быть, что влага для порождения рек
не иссякает, коль скоро весь мир целиком
во влаге. Этими-то волнами, по его словам,
и поддерживается круг земной, словно
некий огромный и тяжелый корабль, теми
водами, на которые он давит. Излишне излагать
причины, вследствие которых он считает
невозможным, чтобы носителем тяжелейшей
части мира был столь тонкий и летучий
воздух, ибо речь сейчас идет не о положении
Земли, а о колебании.
Аристотель
Некоторые говорят,
что душа размешана во Вселенной
Вероятно, исходя из этого воззрения,
Фалес полагал, что все полно
богов.
О рождении животных.
Животные зарождаются в земле
и в жидкости, так как в земле содержится
вода, в воде — пневма, а пневма целиком
проникнута психическим теплом, так что
в известном смысле “все полно души”.
Фалес полагает,
что Бог — это ум космоса, а
Вселенная одушевлена и одновременно
полна божеств; элементарную влагу
пронизывает божественная сила, приводящая
воду в движение.
Цицерон
О природе богов,
1, К, 25: Фалес Милетский, который первым
исследовал подобные [теологические] вопросы,
считал воду началом всех вещей, а бога
— тем умом, который все создал из воды.
Плутарх
Пир семи мудрецов,
21. 163 D: После него Анахарсис заметил:
“Прекрасно полагает Фалес, что во
всех важнейших и величайших частях
космоса имеется душа, а потому
и не стоит удивлять; а тому, что промыслом
бога совершаются прекраснейшие дела”
и т. д.
Подложные фрагменты.
Морская астрономия
Симпликий
Комм. к “Физике”,
<. 23, 29 D: По преданию, Фалес первый
явил эллинам естественную историю.
Правда, по мнению Теофраста [Физические
мнения, фр. 1], у него было много предшественников,
но он намного превзошел их, так что затмил
всех, кто был до него. Говорят, что в письменном
виде он не оставил ничего, кроме так называемой
“Морской астрономии”. [Ср. А 1, §23; А 2].