Милетская школа

Автор: n**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.

Работа содержит 1 файл

Милетская школа философии.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Аристотель  

О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля покоится насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все считают причиной, основываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в жидкостях и в воздухе: в них более крупные, а более тяжелые тела всегда устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях) порождает Небо [Вселенную”], это и объясняет, почему Земля собралась в центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать [ниже следует А 26].  

Симпликий  

Комм. к этому  месту, 149, 3: Также и среди физиков  одни полагают [началом] единое, другие многое. У полагающих единое, по его словам, (можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают это единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из трех элементов; как, например, Фалес и Гиппон водой, Анаксимен и Диоген воздухом, Гераклит и Гиппас огнем (одну только землю никто не счел возможным принять за начало вследствие ее неподверженности изменениям), а некоторые чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр полагает, что [физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную природу, Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того, что Аристотель противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем, водой и воздухом, говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же [тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии. Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и промежуточному” [телу], но скорее в смысле подразделения на три [элемента, с одной стороны], и промежуточное” [тело с другой]: Тело-субстрат, говорит [Аристотель], или одно из трех, или другое, которое плотнее огня, но тоньше воздуха”. Правда, его слова о том, что они порождают прочие [тела] разреженностью и плотностью”, относятся ко всем вышеназванным [философам] в целом, хотя Анаксимандр, как он сам же говорит, объясняет возникновение не так, а выделением из бесконечного. Но если он именно его считал [физиком], принимающим [за начало] тело без определений, то почему же он привел возникновение путем качественного изменения в качестве их общего мнения? Их всех объединяет то, что они полагают одно начало, но они разделяются на две группы в соответствии со способом возникновения. Одни порождают прочие [тела] из материального единого посредством разреженности с плотности, как Анаксимен.  

Там же, 150, 20: Согласно второму способу, причину [возникновения] усматривают уже не в превращении материи и объясняют возникновение не инаковением субстрата, но выделением. Так, Анаксимандр говорит, что противоположности, содержащиеся в наличии в субстратном бесконечном теле, выделяются [из него], первым назвав субстрат началом. Противоположности же суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др.  

Олимпиодор  

О священном искусство  философского камня, гл. 25; Coll. alch. gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал началом промежуточное вещество. Под промежуточным веществом я разумею пар или дым, так как пар есть нечто промежуточное между огнем и землей. Вообще все промежуточное между горячими и жидкими [веществами] есть пар, а между горячими и сухими дым.  

Там же, гл. 27, с. 84: И Анаксимандр принимал промежуточное вещество, то есть дым или пар.  

Теофраст  

Об огне, §§ 3 – 4: Пламя как бы постоянно находится в возникновении и подобно движению. Возникая, оно в то же время погибает, а когда кончается горючее, то погибает и сам огонь. Именно это имели в виду древние, когда говорили, что огонь всегда ищет пищу” — в том смысле, что без дров он не может существовать.  

Ахилл  

Введение к ФеноменамАрата, 4. с. 34, .Т 12 Maass: То, что земля остается неподвижной, поясняют на следующем примере, если в надувной пузырь положить просяное зерно или зернышко чечевицы, а затем надуть его и наполнить воздухом, то зернышко окажется неподвижным во взвешенном состоянии в центре пузыря; так и земля, испытывая толчки воздуха со всех сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре [космоса]. Или другой пример: если взять некое тело, привязать к нему со всех сторон веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая точное равновесие, то окажется, что, когда его равномерно тянут во все стороны, оно остается неподвижным. Ксенофан, однако, отрицает, что земля парит в воздухе и т. д. [следует 21 В 28]. Ср. 12 А 26.  

Диодор сицилийский  

Историческая библиотека. 1, 7, 1: [По мнению авторитетнейших фисиологов”, признающих космос возникшим и уничтожимым], при изначальном образовании всего земля и небо имели единый облик, поскольку естество их было смешано. Затем, после того как тела [элементов] отделились одно от другого, космос воспринял все ныне видимое в нем устройство. При этом воздух приобрел непрерывное движение, причем огнистая часть его стеклась в самые горные места, поскольку подобной природе в силу легкости свойственно устремляться вверх, (по этой причине Солнце и прочее множество светил были вовлечены во всеобщий вихрь), а илистая и мутная [часть] в сочетании с жидкой консистенцией осела в одно и то же место в силу тяжести. (2) Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и сбиваясь в комок, она произвела из жидких [частиц] море, а из более твердых землю, (поначалу) грязеобразную и совершенно мягкую. (3) Когда же воссиял огонь солнца, земля сперва затвердела, а затем, поскольку от нагревания поверхность [ее] забродила, некоторые из влажных веществ во многих местах вздулись [пузырями], в этих местах возникли гнильцы, покрытые тонкими оболочками, что и теперь еще наблюдается в топях и болотистых местах, когда после охлаждения местности воздух внезапно, а не путем постепенного изменения становится раскаленным. (4) Как только влажные вещества стали живородить от нагревания указанным образом, (гнильцы] начали по ночам получать пищу из тумана [в виде росы], выпадающей из окружающего [воздуха], а днем отвердевать от жара. Наконец, когда утробные зародыши, вынашиваемые [в гнильцах пузырях], выросли до зрелого состояния, обожженные оболочки растрескались и произошли всевозможные породы животных.  

Анаксимен  

Анаксимен, также  уроженец Милета, слывет у позднейших писателей учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Время его жизни приходится, согласно Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до Р.Х. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.  

В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом, качественно определенное вещество. С другой стороны, он примыкает к Анаксимандру в том отношении, что выбирает такое вещество, которое, по-видимому, обладает существенными свойствами Анаксимандрова первоначала: безграничностью и непрерывным движением. То и другое присуще воздуху. Он не только простирается в беспредельность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является (согласно древнему представлению, по которому душа совпадает с дыханием) основой всей жизни и всякого движения в живых существах. Как воздух, в качестве нашей души, держит нас, так веющее дыхание и воздух объемлет весь мир”. В силу своего безначального и бесконечного движения воздух претерпевает изменение, которое бывает двояким: разрежением или размягчением и сгущением или уплотнением. Первое есть вместе с тем нагревание, последнее охлаждение. Через разрежение воздух становится огнем, через сгущение ветром, далее тучами, водой, землей, камнями. Эту мысль Анаксимен, вероятно, ближайшим образом извлек из наблюдения атмосферных процессов и осадков. При возникновении мира сперва образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской, наподобие диска, и потому висящей в воздухе. Поднимающиеся от нее испарения, разрежаясь, становятся огнем. Части этого огня, сжатые воздухом, суть звезды; имея форму, подобную Земле, звезды (если только здесь не имеются в виду планеты), витая в воздухе, вращаются вокруг Земли боковым движением, подобно шляпе, которую вертишь на голове. Вместе с Анаксимандром и Анаксимен, согласно достоверному преданию, принимал сену миротворения и мироразрушения.  

Свидетельства. Учение  

Диоген Лаэртий  

Анаксимен, сын Эвристрата, Милетец, был слушателем Анаксимандра (некоторые говорят, что он слушал и Парменида). Он считал началом воздух и бесконечные Светила, которые, по его мнению, движутся не под Землей, а вокруг Земли.  

Симпликий  

Полагает, что субстратная  естественная субстанция одна и бесконечна, считает конкретно-определенной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к разреженности на плоскости. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, потом облаком, сгустившись еще больше водой, потом землей, потом камнями, а из них всем остальным. Движение он, полагает вечным и считает его причиной изменения.  

Следует обратить внимание на то, что одно дело бесконечное и конечное по множеству (это понятие бесконечного) было свойственно полагающим множественность начал, другое дело, бесконечное или конечное по протяженной величине это понятие он исследует в полемике против Мелисса и Парменида, оно подходит также и к Анаксимандру с Анаксименом, принявшим один, но при этом бесконечный по протяженной величине элемент.  

Псевдо-Плутарх  

Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения, или наоборот, разрежения воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон веку. Он говорит, что в процессе валянияиз воздуха первой возникла Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагрелась.  

Ипполит  

Полагал, что начало бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а все прочие вещи от его потомков.  

Свойство воздуха таково: когда он предельно ровен, уравновешен, однородно-усреднен, то не явлен взору, а обнаруживает себя, когда становится холодным, теплым, сырым и движущимся. Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы. Сгущаясь и разрежаясь, воздух приобретает видимые различия. Так, растекшись [рассеявшись] до более разреженного состояния, он становится огнем; в нейтральном состоянии возвращается к природе воздуха; по мере сгущения из воздуха путем валянияобразуется облако, сгустившись еще больше, он становится водой, еще больше землей, а достигнув предельной плотности камнями.  

Таким образом обобщить воззрения Анаксимена можно так: важнейшие принципы возникновения противоположности: горячее и холодное. Земля плоская, поэтому и оседлала воздух; равным образом и Солнце, и Луна и прочие звезды все состоящие из огня плавают по воздуху (собств. ездят верхом”) вследствие плоской формы. Светила произошли из Земли вследствие того, что из нее вздымается испарина; когда испарина разрежается, рождается огонь, а из возносящегося вверх огня скучиваются светила. В пространстве светил имеются также землистые образования, которые круговращаются вместе с ними.  

Светила, по его  словам, движутся не под Землей, как  полагали другие, а вокруг Земли. Солнце прячется не потому, что заходит под Землю, но потому, что скрывается за более высокими сторонами Земли, зима же происходит оттого, что оно удаляется от нас на большее расстояние. Звезды не греют из-за удаленности на большое расстояние.  

Ветры рождаются, когда  чрезмерно сжатый воздух в результате разрежения приходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет еще больше, то рождаются облака, которые затем превращаются в воду. Град бывает, когда выпадающая из облаков вода замерзнет, снег когда замерзнут сами облака, будучи при этом обильнее пропитаны влагой. Молния когда облака расщепляются силой воздушных потоков, ибо при их расщеплении возникает яркое огненное сияние. Радуга рождается оттого, что солнечные лучи падают на загустевший воздух, землетрясение от изменений земли, вызываемых избыточным нагревом и охлаждением.  

Фрагменты  

Плутарх  

О первичном холоде. Коль скоро во Вселенной имеются  четыре первичных тела (огонь, вода, воздух и земля), которые вследствие их обилия, простоты и силы большинство полагает элементами и началами остальных тел, необходимо, чтобы и первичных и простых качеств имелось бы столько же. Что ж это за качества, как не теплота, хладность, сухость и влажность. Или же, как думал древний Анаксимен, нам не следует признавать субстанциальности ни за холодным, ни за горячим, но должно рассматривать их как переменные состояния общей материи, возникающие вторично от изменений первоначала. Холодным он считает сжимающуюся и уплотняющуюся часть материи, а горячим разреженную и расслабленную”, — таким термином он ее назвал. Потому же и не без основания говорится, что человек испускает изо рта как теплое, так и холодное: сжатое и сгущенное губами дыхание охлаждается, когда же рот расслаблен, оно становится теплым на выходе от разреженности. Аристотель считает это сравнение Анаксимена недоразумением: ведь когда рот расслаблен, то тепло выдыхается из нас самих, когда же мы подуем, свернув губы трубочкой, то выталкивается и бьет струей уже воздух не из нас, а находящийся перед ртом, а он холодный.

Информация о работе Милетская школа