Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

   - наиболее общие проблемы познания. Познаваем или  непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; как соотносится субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса и т.д. Философское учение о познании получило название  гносеологии (от греч.  gnosis — знание, познание и logos — учение);

           - проблемы  человека, смысла его существования. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией;

          - проблемы функционирования и развития общества, изучение человека в «мире людей», проблемы социальных и межличностных коммуникаций. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией:

Специфика философии заключается  в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философское мышление категориально по свое сути. Категории – предельно общие, фундаментальные понятия (универсалии), отражающие наиболее существенные связи и отношения человека и мира. В них синтезируются знания из различных областей культуры.

В самом широком смысле философия – это особый вид познавательной деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.

Философия – особая форма  общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах  человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

 

3. Предмет, функции  и основные разделы философии

 

Предметом философии являются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности. Главную особенность философии составляет стремление понять мир как целостное образование.

Стремясь охватить мир в его  единстве, философия ставит вопросы  предельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чем его  первоистоки? В чем заключается смысл и назначение человека в мире? В чем смысл исторического развития общества? В чем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? и др.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в его целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль. Философия – это понятийное и критическое осмысление мира и человека.

От философии как рационального  теоретического знания следует отличать философские вопросы. Философские  вопросы могут содержаться в  религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи, а также  в практической жизнедеятельности человека. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества так или иначе осмыслить предельные основания своего бытия.

По своей цели философия есть знание, свободное от утилитарных практических интересов. Этим она отличается от большей части знаний, прежде всего научных и технологических, которые призваны обслуживать практические нужды. Значение философии в проявлении величия человеческого духа. История философии свидетельствует, что философская мысль формирует культуру размышления, рефлексии с целью воспитания человека рационально мыслящего и нравственно развитого, способного жить в мире с самим собой и окружающими его людьми.

Вместе с тем философия способна приносить значительные практические результаты. Например, философия как методология науки помогает отдельным наукам в решении стоящие перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Несомненен мировоззренческий арсенал философского знания. Социальная философия осмысливает и предлагает пути решения общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный вклад философии.

Философские вопросы затрагивают  любого человека. Философствование – это естественная потребность, характеризующая сознательно-ответственное человеческое бытие.

Функции философии

 

Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Философия является теоретической основой и ядром мировоззрения.

 Методологическая функция заключается в том, что философия выступает в качестве наиболее общей методологии для конкретных наук. Можно сказать, что философия как методология (от греч. methodos — путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Философия как методология задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравнима с факелом, освещающим путь. К философским методам относятся: диалектика, индукция, дедукция, абстрагирование и др.

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели  к осмыслению методологии как  специализированной области знания. В ее рамках исследуются механизмы возникновения и развития научного знания и знания вообще. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и др.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на рациональные способы освоения мира..

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям. При этом необходимо подчеркнуть, что философия выступает в форме конструктивной критики, что способствует формированию критического рефлексивного мышления и познания..

С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому  человеку с целью оказания ему помощи в понимании и осмыслении мира и самого себя.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна  способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», в ситуации экзистенционального выбора и человек должен делать свой нелегкий жизненый выбор.

Думается, что именно сегодня эта  функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»1. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции  философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную  и гуманитарную  и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

 

Основные разделы философского знания

 

Как было указано выше, философское  знание имеет определенную структуру. Основными разделами философского знания являются:

 онтология (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) - учением о бытии, принципах и основах всего сущего;

гносеология (от греч. gnosis — знание, logos — учение) - учение о познании;

аксиология (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях;

философская антропология (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке;

социальная философия – учение об обществе и его истории;

логика – учение о законах и формах мышления;

этика – учение о морали, нравственности;

эстетика – учение о прекрасном;

история философии – учение о возникновении и развитии философского знания.

      В современной  культуре  философское знание  все больше трансформируется  в такие прикладные разделы  как: философия религии, философия права, философия политики, философия государственного управления, философия науки, философия культуры, философия техники и др.  

      Главный вопрос  онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается  нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика — учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала  в фантастической форме. Философы мыслили  метафизические сущности по аналогии с реальными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира — мира идей, «параллельного» видимому миру. «Идеи» Платона — аналоги чувственно воспринимаемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических представлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдающимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыскание их единства и внутренней связи, недоступных непосредственному наблюдению. Метафизический  подход лег в основу философской онтологии.

Онтология создает философскую  картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская  онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что  в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной — силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного полюсов магнита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853—1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.

В западной культуре понятие метафизики широко распространено. Общеупотребительным  оно было и в отечественной  дореволюционной литературе. В отличие  от этого, в философской литературе советского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрицательно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реабилитация этого понятия.

В мировой литературе термин «метафизика» нередко является синонимом  слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизический подход весьма характерен для философии. Так, говорят о метафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса — во всех случаях имеются в виду размышления об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.

Информация о работе Лекции по "Философии"