Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

Проблемы национального самосознания и становления национального  государства всегда находились в  центре белорусской философской  мысли. Процесс становления национального  самосознания теснейшим образом  связан с формированием самосознания государственного и гражданского. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия. Выделим следующие вехи философского осмысления национально-государственной проблематики.

1) Принятие христианства, ставшего в 988 г. государственной религией Киевской Руси, способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Христианская культура существовала и взаимодействовала с огромной мифологической культурой славян, для которой было характерно образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное влияние на процесс формирования и развития белорусского этноса. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы, поговорки и др.) выступала как квинтэссенция народной мудрости, обладающая мировоззренческой ценностью. Это была своеобразная символическая культура народа, окрашенная в национальные мифологемы. К  важным вехам развития философской мысли Беларуси можно отнести и формирование городской культуры и политической культурной идентификации белорусов.

Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182). Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе.

2) Одним из важнейших этапов  становления национальной культуры  и самосознания белорусского  народа было XVI столетие – эпоха отечественного Возрождения и Реформации, которая обусловлена развитием городов, раннебуржуазных элементов в экономике, формированием основ интегрированной белорусско-украинско-литовской государственности, развитием национального языка и литературы, нового, христианско-гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений античности, средневековья, восточнославянских и западноевропейских религиозно-культурных традиций.

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального  самосознания стояли выдающиеся белорусские  мыслители: Николай Гусовский (1470(?) – 1533(?)) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Ф.Скорина – мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры.

Основы белорусской психологии и идеологии государственности были на латинском языке изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества.

Философское наследие Скорины раскрывает сложную мировоззренческую картину  формирования национального самосознания.

В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал  национальной жизни белорусов, основными  компонентами которого являются Родина и культура народа – его язык, история, традиции и т.п. Священное писание рассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, светского знания, идеальной нравственности, подлинной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника национально-культурного обновления и Возрождения.

Существенной чертой мировоззрения  Скорины является патриотизм с ярко выраженной национально-гражданской окрашенностью.

Национально-патриотические и гражданские  идеи Скорины получили развитие в  ренессансно-гуманистической и реформационной мысли второй половины XVI столетия, когда существенно актуализировалась проблема сохранения государственности и национальной культуры белорусского и украинского народов.

Преемниками традиций Скорины стали С. Будный (прим. 1530-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540 – 1603). Первый, исполняя обязанности протестантского пастыря, доказывал необходимость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках.

На опасность полонизации правящего  класса, грозящей существованию национальной культуры, обратил внимание друг и единомышленник С. Будного – Василий Тяпинский.

Идея правового  общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557 – 1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в «Предисловии» к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель – Мелетий Смотрицкий (прим. 1575 – 1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно выделялся  Симеон Полоцкий (1629-1680).

Согласно Симеону Полоцкому, именно философия – незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книгопечатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России – через организацию Славяно-греко-латинской академии.

В XVIII веке философия  была важной составной частью образования в Беларуси. Ее рациональный и критический дух способствовал формированию в Виленском университете тайных студенческих товариществ филаретов (с греч. – любителей добродетели) и филоматов (с греч. – любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич (1799-1855), выходец из Беларуси, выдающийся польский поэт. А. Мицкевич активно пропагандировал наш язык, считал его «самым гармоничным» из всех славянских языков и «наименее измененным».

Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840–1900), «духовного отца белорусского возрождения» (М. Горецкий). В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891) и в других произведениях он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Беларусь» от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка.

Заметный вклад в формирование философско-мировоззренческих основ  национальной культуры внесли Максим Адамович Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956).

Особую роль в осмыслении белорусской  национальной идентичности, национального  бытия белорусов в ХХ веке сыграл Янка Купала. Пожалуй, в его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют лейтмотив творчества классика белорусской литературы. Поэма «Безназоўнае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идеал национального государственного строительства. Через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслия, патриотизма, жертвенности, справедливости, добра и красоты.

После Я. Купалы мы на вопрос о том: «А кто там идет?», – уверенно отвечает: «Белорусы».

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли также ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896 – 1923). В 1921 г. был опубликован его капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду». В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им, наконец, стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества – таков главный вывод автора.

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.

 

Темы рефератов

  • Бердяев Н.А. как философ
  • Белорусская ментальность: особенности и характерные черты
  • Идеи реформации и гуманизма в белорусской культуре.
  • Историческая судьба белорусского национального самосознания (по работе И. Абдираловича).
  • П.И. Новгородцев как философ права
  • Русский космизм (взгляды Н.Федорова, В.Вернадского, А.Чижевского, К.Циолковского)
  • Религиозная философия в Беларуси начала XX века
  • Русская религиозная философия XIX – XX вв.: представители и   проблематика
  • Основные идеи работы Н.Данилевского «Россия и Европа»
  • Славянская мифология
  • Современная белорусская философская мысль
  • Философские воззрения К. Леонтьева (по работе «Византизм и славянство»)
  • Философия западников
  • Философия славянофилов
  • Философские идеи в творчестве Ф.Достоевского
  • Философские идеи П.Чаадаева
  • Философско-правовые идеи в творчестве Б.А. Кистяковского

         

Литература

 

Алексеев П.В. философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.. 2002

Бирало А.А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве. Мн., 1971

Зеньковский В.В. История русской  философии. В 2 т. Л., 1991

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991

Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истрии философии и культуры. Мн. 1992.

1 Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1.— М., 1975. — С. 69. 2Диoгeн Лаэртский. Указ. соч. С. 403

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 160.

1 Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33

1См.: Платон. Соч. В 3 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1968. — С. 99.

1 Николаи Кузанский. Соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1979. — С. 134

2 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 131

1 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1.. С. 133.

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С.48.

1 Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.С. 195-196.

2 'Там же. С. 196.

3 Г. Гоббс. О гражданине. Избр. философ, произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль 1965. - С. 345.128

1 Деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения.

1 Руссо. Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. — Спб.: Светоч, 1908. —С. 4

1 См. Кант. И. Собрание соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. – М. Мысль, 1965. – С. 273.

2 Там же. С. 260

3 Там же. С. 270.

1 Маркс К. и Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 3

2 Маркс К. и Энгельс. Ф. Избр. Соч. Т. 2 С. 65

2 З. Фрейд. Я и Оно. – М: 1990. С. 13

1 Зеньковский В.В. История русской философии.  В  2 т. Т. 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991.-С.  13

2Там же. С. 16.

1См.: Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Молодая гвардия, 1991.

3 Лосев А.Ф  Русская философия //Русская философия. Очерки  истории. -

1 Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Медиум, 1994. - С. 11

1 Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом Современник, 1988. — С. 201.

1 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. — М.: Наука, 1991. — С. 324.


Информация о работе Лекции по "Философии"