Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций

Описание работы

Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

 

Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX вв.)

 

          Русская религиозная философия наиболее полно представлена оригинальной системой философией всеединства.

Исходные принципы метафизики всеединства  были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В.С.Соловьевым (1853—1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Духовные основы жизни» и др.

Всеединство — это единство творца и творения. В гносеологическом аспекте всеединство выступает как цельное знание, представляющее собой неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) знания. Цельное знание мыслится Соловьевым как истина, включающая сущее, единое, все. В качестве такового оно вытекает не из результатов познавательной деятельности человека, а из проявления в нем абсолютного начала, или, по-иному, веры, интуиции, созерцательности.

Определяющим началом действительности В.С.Соловьев считал сверхъестественное царство божественной идеи, отражением которой является мир. История мирового процесса предстает в виде мистического эсхатологизма, когда спасение человечества обеспечивается его приобщением к идее богочеловека. Религиозная философия освобождает сознание людей от внешней авторитарности и приобщает их к осознанному усвоению христианских ценностей.

Совокупность христианских ценностей, и в первую очередь божественной сферы истины, добра и красоты, составляет у В.С.Соловьева положительное  всеединство, постигаемое на основе цельного знания.

Цельное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное  существование абсолютного начала. Абсолютное, как всеединство, придает  миру характер завершенной системы. Его сущность не может быть познана  на основе суждений или выводов познающего субъекта, а постигается посредством приобщения к всеединству. Цельное знание, по мнению В.С.Соловьева, не может быть получено эмпирическими или рациональными средствами. Эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, рациональное — особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается, в конечном счете, мистическим путем. Что же касается эмпирического и рационального познания, то они у В.С.Соловьева играют вспомогательную роль. Утверждение об истинном знании как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания является основанием для общего вывода о безусловной необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, именуемое свободной теософией, позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом. А это, в свою очередь, способствуем формированию целостного христианского мировоззрения, сердцевиной которого должен стать догмат о богочеловечестве.

Всемирная история придет к торжеству  мира и справедливости, правды и  добродетели, если объединяющим общественным началом станет воплощенный в  человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического  процесса. Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В.С.Соловьева, единство вселенской церкви и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию свободной теократии.

В.С.Соловьеву принадлежит значительная роль в определении перспектив обновления православия, в разработке принципов экуменизма, в пересмотре устаревших ортодоксально-традиционных положений христианства.

Представители метафизики всеединства — священник П.А.Флоренский (1882—1937), философы С.Н.Трубецкой (1862—1905) и Е.Н.Трубецкой (1863—1920), С.Л.Франк (1877—1950), Л.П.Карсавин (1882—1952) и др., опираясь на учение В.С.Соловьева, сформулировали новые варианты православной онтологии, гносеологии, социологии, эсхатологии.

Наиболее видным представителем метафизики всеединства был православный священник, богослов, ученый и философ П.А.Флоренский. Свои философские воззрения он изложил в ряде работ, и, прежде всего, в основной — «Столп и утверждение Истины». П.А.Флоренского интересует в основном мистика В. С. Соловьева. Для него истина — это сверхрациональная целостность. Она как «живая реальность» не может быть познана на основе законов логики, способных только омертвить ее, придать ей статическую неподвижность.

Заметной и влиятельной фигурой  в русской религиозной философии  был С.Н.Булгаков (1871—1944). В работах «Два града», «Свет невечерний» и других С.Н.Булгаков изложил сущность своих религиозно-философских взглядов.

Кризис официального богословия и  церкви, проявившийся в середине XIX в., особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Это побудило представителей либеральной интеллигенции заняться проблемами обновлением исторического христианства и путем философских наработок  приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Такую задачу взяли на себя Л.И.Шестов (1866—1938), Н.О.Лосский (1870—1965), Н.А.Бердяев (1874—1948), С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский (1865—1941), В.В.Розанов (1865—1919).

Одним из видных представителей «нового  религиозного сознания» экзистенциалистского направления начала XX столетия был Н.А.Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание» и других он изложил систему своих философских взглядов, назвав ее философским персонализмом.

Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и вся современная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

В конце XIX  – нач. XX века в России получило развитие философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах Г. В. Плеханова, «легальных марксистов» (П. В. Струве, М. И. Туган – Барановского и др.). Особую роль в развитие марксизма на русской почве внес В. И. Ленин.

Философские взгляды Владимира Ильича Ленина (1870—1924) изложены в большом числе публикаций, многие из которых не являются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем. Основные философские произведения Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Государство и революция» (1917), «Философские тетради» (впервые опубликованы отдельным изданием в 1933 г.), «О значении воинствующего материализма» (1922).

Ленин проявил себя как представитель  марксистской философии, продолживший разработку её проблем, в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания. Им дано определение понятия материи, развиты и конкретизированы другие важнейшие философские понятия, такие, как пространство, время, причинность, закономерность и т. д. Он выдвинул положение о неисчерпаемости материи.

Ленин развил марксистскую теорию познания, в особенности теорию отражения, учение о практике, о её роли как основы и критерия познания объективной истины, о соотношении абсолютной и относительной истин.

В работах Ленина много места  уделено проблемам исторического материализма, философского учения об обществе. Он внес вклад в разработку проблем, связанных с теорией классов и классовой борьбы, дал определение классов, развил учение об общественно-экономической формации, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Им была провозглашена идея культурной революции после завоевания пролетариатом власти. Эта идея предполагала осуществление всеобщей грамотности, приобщение трудящихся к мировым духовным завоеваниям, формирование новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян, выработку у трудящихся высоких нравственных качеств.

Значительную часть творческого  наследия Ленина занимают работы, посвященные теоретическому обоснованию проблемы построения социализма и коммунизма. Ему принадлежит идея создания социалистического общества в одной отдельно взятой стране, предложены пути и способы её реализации.

Теперь вкратце остановимся  на марксистской философии, в том числе советского и постсоветского периода.

В период советской власти в жестких, скорее в жестоких рамках цензуры  философская мысль сводилась  к популяризации основных положений  марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала «философская» глава в учебнике И.В. Сталина «Краткий курс ВКП(б)». Верным и нравственным в области мышления и поведения считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.

Так продолжалось до XX съезда КПСС. «Хрущевская оттепель» отмечена оживлением творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской идеологии. Жесткий идеологический пресс сказался и на работах по истории философии, которую рассматривали непременно с позиций ленинского принципа, гласящего: история философии есть история борьбы материализма с идеализмом.

Серьезным успехом философии в 60-е годы было создание пятитомной «Философской энциклопедии», что для общественной мысли, живущей в «безвоздушном  пространстве», значило примерно то же, что «Энциклопедия» для французского Просвещения. Она освоила (конечно, с точки зрения марксизма) и сделала материалом для обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая современную зарубежную философию.

События начала 90-х гг. кардинальным образом изменили социально-политическую ситуацию в России. Общество вступило в период созидания демократического правового государства. В этих условиях открылась возможность свободного творчества вообще и философского в частности. Достижения философии на современном этапе весьма полно проанализированы в «Новой философской энциклопедии» Здесь дана содержательная характеристика мировой и российской философской мысли

Философия русского Зарубежья

Многие выдающиеся мыслители –  представители «серебряного века» русской культуры не по своей воле оказались за рубежом. В 1922 году советские власти выслали из страны по обвинению в «пособничестве контрреволюции» Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, И. И. Лапшина, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Ф. А. Степуна. Из попавших в Германию философов там остались только И. А. Ильин, Ф. А. Степун и С. Л. Франк.

Возникло несколько центров  русского философского Зарубежья: кроме  Берлина, это - Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в Париже, где поселился и эмигрировавший из Советской России еще в 1920 г. Л. И. Шестов. В Праге при Карловом университете был создан Русский юридический факультет, в числе преподавателей которого были В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, П. И. Новгородцев, П. Б. Струве. Основатель факультета — видный философ, социолог и правовед Павел Иванович Новгородцев (1866—1924), создавший и возглавивший в Праге Религиозно-философское общество им. В. Соловьева, автор фундаментального труда «Введение в философию права».

Диапазон философских идей, развивавшихся  в среде русской эмиграции, весьма многообразен, но в центре их бесспорно  неустанные размышления об исторических судьбах России. Главным своим  делом философы, оказавшиеся на чужбине, считали бескорыстное служение Родине. Одним из талантливейших продолжателей его традиций стал Алексей Федорович Лосев (1893-1988), который не покинул Родину и в условиях советской действительности создал в 1920-х годах свое знаменитое восьмикнижие: «Античный космос и современная наука», а также написал такие известные работы как «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика числа у Плотина», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Следуя заветам В. С. Соловьева, в этих работах мыслитель осуществил своеобразный синтез различных областей знания, включая философию, математику, эстетику, музыковедение и т. д. Лосевым был разработан и применен собственный метод исследования — метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза диалектики и феноменологии.

Лосев — один из самых плодовитых авторов в историй мировой  философской мысли. Среди многих сотен его работ особо выделяется написанное в 1950-1980-х годах второе восьмикнижие — гигантская восьмитомная «История античной эстетики». Мыслителя  по праву называют  последним в плеяде тех, кто создавал философию «серебряного века» русской культуры.

 

Своеобразие белорусской  философской традиции

 

Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации.

Следует иметь в виду, что на признание самостоятельности нашей  философии повлияло то, что иногда белорусский этнос не рассматривался как самостоятельный, и многие исследователи отечественной философии считали белорусов частью либо великорусского, либо польского народов.

 Географически находясь в  центре Европы, наша страна располагалась  как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. По мнению белорусского исследователя И. Абдираловича, указанное выше пограничное расположение Беларуси вело к многовековым культурным колебаниям то в одну, то в другую стороны, в результате чего белорусы не стали народом Востока, но не приняли и культуры Западной Европы. Если понимать эту мысль, как указание на нашу самобытность, то с этим следует согласиться. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых выступали:

      • полиэтнический характер государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР) в составе которых находились белорусские земли, формировался и развивался белорусский этнос;
      • геополитическое положение Беларуси (географически Беларусь находится в центре Европы);
      • конфессиональный фактор (на белорусских землях сосуществовали и развивались основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм, а также другие религиозные организации)

Возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась  над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации. Национально-культурной самоидентификацией называется осознание человеком либо группой людей своей принадлежности к определенной национально-культурной (этнической) общности. 

Информация о работе Лекции по "Философии"