Отличительные
черты эллинистической
философии: кризис античных моральных
и философских ценностей; снижение страха
перед богами и иными сверхъестественными
силами, уважения к ним; отрицание прежних
авторитетов, пренебрежение к государству
и его институтам; поиск физической и духовной
опоры в самом себе; стремление к отрешению
от действительности; преобладание материалистического
взгляда на мир (Эпикур); признание высшим
благом - счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное
- Эпикур).
Наиболее
известными философами римского
периода являлись: Сенека; Марк Аврелий
(император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций
Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для
философии римского периода было
характерно:
- взаимовлияние
древнегреческой и древнеримской философий
(древнегреческая философия развивалась
в рамках римской государственности и
испытывала на себе ее влияние, в то время
как древнеримская философия вырастала
на идеях и традициях древнегреческой);
- фактическое
слияние древнегреческой и древнеримской
философий в одну - античную философию;
- влияние на
античную философию традиций и идей философии
покоренных народов (Востока, Северной
Африки и др.);
- близость
философии, философов и государственных
институтов (Сенека воспитывал римского
императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся
императором);
- небольшое
внимание к проблемам окружающей природы;
- повышенное
внимание к проблемам человека, общества
и государства;
- расцвет этики
(философии, предметом которой были мысли
и поведение человека);
- расцвет стоической
философии, сторонники которой видели
высшее благо и смысл жизни в максимальном
духовном развитии личности, учености,
уходе в себя, безмятежности (атараксии,
то есть невозмутимости);
- преобладание
идеализма над материализмом;
- все более
частое объяснение явлений окружающего
мира волей богов;
- повышенное
внимание к проблеме смерти и загробной
жизни;
- рост влияния
на философию идей христианства и раннехристианских
ересей;
- постепенное
слияние античной и христианской философий,
их превращение в средневековую теологическую
философию.
В
целом древнегреческая (античная) философия
имеет следующие особенности:
- материальной
основой расцвета данной философии был
экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных
городских центров);
- древнегреческая
философия была оторвана от процесса материального
производства, а философы превратились
в самостоятельную прослойку, не отягощенную
физическим трудом и претендующую на духовное
и политическое руководство обществом;
- стержневой
идеей древнегреческой философии являлся
космоцентризм (страх и преклонение перед
Космосом, проявление интереса прежде
всего к проблемам происхождения материального
мира);
- на поздних
этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма
(в основе которого были проблемы человека);
- допускалось
существование богов;
- древнегреческие
боги были частью природы и близки людям;
- человек не
выделялся из окружающего мира, был частью
природы;
- были заложены
два направления в философии - идеалистическое
(«линия Платона») и материалистическое
(«линия Демокрита»), причем данные направления
поочередно доминировали: в досократический
период - материалистическое, в классический
- имели одинаковое влияние, в эллинистический
- материалистическое, в римский - идеалистическое.
2.2.
Философия средних
веков.
Наиболее
авторитетными представителями
средневековой теоло-гической философии
являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный)
(354 - 430) - христианский теолог, епископ
г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя),
заложил основы католицизма как главного
в то время направления христианства.
Был одним из основателей ранней схоластики.
Главное произведение Августина Блаженного
– «О граде Божьем» - на протяжении столетий
стало распространенным религиозно-философским
трактатом, на который опирались средневековые
теологи при изучении и преподавании схоластики.
Иными
известными произведениями Августина
являются: «О прекрасном и пригодном»,
«Против академиков», «О порядке».
Можно
выделить следующие основные
положения философии
Августина Блаженного:
- ход истории,
жизнь общества - это борьба двух противоположных
царств - Земного (грешного) и Божественного;
- Земное царство
воплощается в государственных учреждениях,
власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
- Божественное
царство представлено священнослужителями
– особыми людьми, наделенными благодатью
и близкими к Богу, которые объединены
в христианскую Церковь;
- Земное царство
погрязло в грехах и язычестве и будет
рано или поздно побеждено Божественным
царством;
- в связи с
тем, что большинство людей грешны и далеки
от Бога, светская (государственная) власть
необходима и будет существовать далее,
но будет подчинена духовной власти; короли
и императоры должны выражать волю христианской
Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно
Папе Римскому;
- Церковь -
единственная сила, способная объединить
мир;
- бедность,
зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев
и т.д.), подчинение не угодны Богу, но, пока
эти явления существуют, с ними надо смириться
и терпеть, надеяться на лучшее;
- высшее блаженство
- счастье человека, которое понималось
как углубление в себя, ученость, понимание
истины;
- после смерти
праведники в награду от Бога получают
загробную жизнь.
Особое
место в философии Августина
Блаженного занимают размышления
о Боге: Бог существует; главными доказательствами
существования Бога являются его присутствие
во всем, всемогущество и совершенство;
все - материя, душа, пространство и время
- является творениями Бога; Бог не только
сотворил мир, но и продолжает творить
в настоящее время, будет творить в будущем;
знания (чувства, мысли, ощущения, опыт)
реальны и самодостаточны (самодостоверны),
однако высшее, истинное, неопровержимое
знание достигается только при познании
Бога.
Значение
философии Августина Блаженного
в том, что им:
- уделено большое
внимание проблеме истории (редкость для
того времени);
- Церковь (часто
подвластная государству и преследуемая
в Римской империи) объявлена тоже властью
наряду с государственной (а не элементом
государства);
- обоснована
идея господства Церкви над государством,
а Римского Папы - над монархами - главная
идея, за выдвижение которой и ее последующее
воплощение в реальности католическая
Церковь чтила и боготворила Августина
Блаженного, особенно в средние века;
- выдвинута
идея социального конформизма (смирение
с бедностью и чужой властью), что также
было крайне выгодно как Церкви, так и
государству;
- воспевался
человек, его красота, сила, совершенство,
богоподобность (что также было редкостью
для того времени и устраивало всех);
- одновременно
человеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать
Бога и полностью подчиняться Богу.
Фома
Аквинский (1225-1274) - доминиканский
монах, крупный теологический средневековый
философ, систематизатор схоластики, автор
томизма - одного из господствующих
направлений католической Церкви.
Основные
произведения Фомы Аквинского: «Сумма
теологии», «Сумма философии» («Против
язычников»), комментарии к Библии, комментарии
к произведениям Аристотеля.
Фома
Аквинский считал недостаточным
онтологическое доказательство существования
Бога (то есть «очевидное» доказательство
существование Бога, выводимое из существования
его творения - окружающего мира, как считал
Августин Блаженный).
Фома
выдвигает пять
собственных доказательств
существования Бога:
- движение:
все, что движется, движимо кем-то (чем-то)
другим - следовательно, есть первичный
двигатель всего - Бог;
- причина:
все, что существует, имеет причину - следовательно,
есть первопричина всего - Бог;
- случайность
и необходимость: случайное зависит
от необходимого - следовательно, первоначальной
необходимостью является Бог;
- степени
качеств: все, что существует, имеет
различные степени качеств (лучше, хуже,
больше, меньше и т.д.) - следовательно,
должно существовать высшее совершенство
- Бог;
- цель:
все в окружающем мире имеет какую-либо
цель, направляется к Цели, имеет смысл
- значит, существует какое-то разумное
начало, которое направляет все к цели,
придает смысл всему, - Бог.
Также
Фома Аквинский исследует проблему
бытия не только Бога, но и всего
сущего. В частности, он:
- разделяет
сущность (эссенцию)
и существование (экзистенцию).
Их разделение - одна из ключевых идей
католичества;
- подразумевает
в качестве сущности (эссенции) «чистую
идею» вещи либо явления, совокупность
признаков, черт, назначения, которые существуют
в разуме Бога (Божественный замысел);
- подразумевает
в качестве существования (экзистенции)
сам факт бытия вещи;
- считает,
что любая вещь, любое явление есть сущность,
которая обрела существование по воле
Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела
материальную форму в силу акта Божественной
воли);
- доказывает,
что бытие и благо обратимы, то есть Бог,
давший сущности существование, может
данную сущность существования и лишить,
следовательно, окружающий мир бренен
и непостоянен;
- сущность
и существование едины только в Боге, следовательно,
Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ
и постоянен, не зависит от иных внешних
факторов.
Исходя
из данных посылок, согласно Фоме: все
состоит из материи и формы (идеи); суть
любой вещи - единство формы материи; форма
(идея) является определяющим началом,
а материя есть лишь вместилище различных
форм; форма (идея) есть одновременно цель
возникновения вещи; идея (форма) любой
вещи троична: существует в Божественном
разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти)
человека.
Исследуя
проблему познания, Фома Аквинский
приходит к следующим выводам:
- откровение
и разум (вера и знание) - не одно и то же
(как считал Августин Блаженный), а различные
понятия;
- вера и разум
одновременно участвуют в процессе познания;
- вера и разум
дают истинное знание;
- если человеческий
разум противоречит вере, то он дает неистинное
знание;
- все в мире
делится на то, что можно познать рационально
(разумом), и то, что разумом непознаваемо;
- разумом можно
познать факт существования Бога, единство
Бога, бессмертие человеческой души и
др.;
- не поддаются
рациональному (разумному) познанию проблемы
сотворения мира, первородного греха,
троичность Бога, а следовательно, могут
быть познаны через Божественное откровение;
- философия
и теология - разные науки;
- философия
может объяснить только то, что познаваемо
разумом;
- все остальное
(божественное откровение) может познать
только теология.
Историческое
значение философии
Фомы Аквинского (прежде всего для католической
Церкви) в том, что им были:
- даны пять
доказательств существования Бога;
- систематизирована
схоластика;
- закреплено
разделение эссенции
и экзистенции (сущности и существования),
что доказывало всемогущество Бога и полную
зависимость от Него, Его воли всего сущего;
- доказаны
(с точки зрения католиков) правильность,
преимущество идеализма над материализмом,
существование Божественных идей, которые
предшествуют вещи: господство идеи над
материей (а следовательно, Бога над окружающим
миром);
- выдвинута
идея об истинности знания, полученного
разумом только в случае соответствия
разума вере;
- вычленены
сферы бытия, которые могут быть познаны
только через откровение;
- разделены
философия и теология, причем философия
поставлена в подчиненное положение по
отношению к теологии;
- логически
доказан ряд положений теологии и схоластики.
В
1878 г. учение Фомы Аквинского решением
Папы Римского было объявлено официальной
идеологией католицизма. В настоящее время
получил распространение неотомизм - философско-религиозное
учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
2.3.
Философия эпохи Возрождения.
Европейская философия
XVII-XVIII вв.
Основоположником
рационализма считается Рене
Декарт (1596 - 1650) - видный французский
философ и ученый-математик. Заслуга Декарта
перед философией в том, что он:
- обосновал
ведущую роль разума в познании;
- выдвинул
учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
- стал автором
теории дуализма, чем попытался примирить
материалистическое и идеалистическое
направление в философии;
- выдвинул
теорию о научном методе познания и о «врожденных
идеях».
То,
что в основе бытия
и познания лежит разум,
Декарт доказал следующим образом:
- в
мире существует много вещей и явлений,
которые непонятны человеку (есть ли они?
каковы их свойства? Например: есть ли
Бог? конечна ли Вселенная? и т.д.);
- зато абсолютно
в любом явлении, любой вещи можно усомниться
(существует ли окружающий мир? светит
ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.)
- следовательно,
сомнение реально существует, этот факт
очевиден не нуждается в доказательствах;
- сомнение
- свойство мысли, значит, человек, сомневаясь,
мыслит;
- мыслить может
реально существующий человек;
- следовательно,
мышление является основой как бытия,
так и познания;
- поскольку
мышление - это работа
разума, то в основе
бытия и познания может
лежать только разум.