Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     Отличительные черты эллинистической  философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

     Наиболее  известными философами римского периода являлись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

     Для философии римского периода было характерно:

  • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
  • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;
  • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
  • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
  • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
  • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
  • расцвет этики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
  • расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
  • преобладание идеализма над материализмом;
  • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
  • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
  • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
  • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

     В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира);
  • на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
  • допускалось существование богов;
  • древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

     2.2. Философия средних  веков.

     Наиболее  авторитетными представителями  средневековой теоло-гической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного – «О граде Божьем» - на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

     Иными известными произведениями Августина  являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».

     Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

    • ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного;
    • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
    • Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
    • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
    • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
    • Церковь - единственная сила, способная объединить мир;
    • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т.д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
    • высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
    • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

     Особое  место в философии Августина  Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

     Значение  философии Августина Блаженного в том, что им:

  • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
  • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
  • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
  • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
  • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
  • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

     Фома  Аквинский (1225-1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

     Основные  произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

     Фома  Аквинский считал недостаточным  онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

     Фома  выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  1. движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
  2. причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;
  3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4. степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог;
  5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к Цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

     Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего  сущего. В частности, он:

    • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;
    • подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
    • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
    • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
    • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
    • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

     Исходя из данных посылок, согласно Фоме: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи - единство формы материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

     Исследуя  проблему познания, Фома Аквинский  приходит к следующим выводам:

  • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
  • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
  • вера и разум дают истинное знание;
  • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
  • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
  • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
  • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
  • философия и теология - разные науки;
  • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
  • все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

     Историческое  значение философии  Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

  • даны пять доказательств существования Бога;
  • систематизирована схоластика;
  • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
  • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
  • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
  • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
  • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
  • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

     В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

     2.3. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия XVII-XVIII вв.

     Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

  • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

     То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

  • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т.д.);
  • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.)
  • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден не нуждается в доказательствах;
  • сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;
  • мыслить может реально существующий человек;
  • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
  • поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Информация о работе Конспекты по философии