Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепции, сознание - это способность высокоорганизованной материи отражать материю. 

     Тема 5. Диалектика. 

     Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

  • все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
  • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
  • единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

     Развитие  происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

  • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
  • данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;
  • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
  • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

     В качестве самого первого тезиса, с  которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» (абсолютное ничто). Бытие и небытие дают синтез  - «становление», который является новым тезисом.

     По  Гегелю, противоречие – не зло, а  благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

     В своих исследованиях Гегель стремится  понять: философию природы, философию духа, философию истории, а значит, и их сущность.

     Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

     Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке), порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим, наряду с правом, выражением объективного духа является нравственность, гражданское общество, государство.

     Абсолютный  дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

     Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, увидеть и отобразить «абсолютную идею» могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

     Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная гениальными людьми», то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

     Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

     Согласно  Гегелю, предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. 

    Тема 6. Сознание, его происхождение и сущность. 

     Если  на многие вопросы современная философия  может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

     В настоящее время философия с  достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

     В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

     Физикализм  - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

     Данная  точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

  • головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
  • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;
  • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) - материальный объект;
  • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

     Единственная  проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

  • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
  • сознание может «господствовать» над образами - увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
  • никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

     Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

  • «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
  • теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
  • теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

     Солипсизм - другой крайний взгляд на природу  сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная  реальность, а  материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др.).

     Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

  • объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
  • умеренный материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

     Помимо  основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание - свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

     Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  • теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
  • теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, сознание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.

     Основная  идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

     Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; 
  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
  • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

     Согласно  «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

     Данная  точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

     Правильнее, вероятно, считать, что сознание в  различной степени присуще живой  природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. 

Проблема  человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Философия Древнего Востока  о человеке.

Первые  представления о человеке возникают  задолго до самой философии. На начальных  этапах истории людям присущи  мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Информация о работе Конспекты по философии