Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:34, контрольная работа
Родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров.
Вопрос 1.
Родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров.
Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину».
С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.
В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.
За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии.
В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.
Кант
всегда тщательно следил за своим
здоровьем и разработал оригинальную
систему гигиенических
В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».
В
творчестве Канта выделяют два периода:
«докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический».
Докритический период – это время освобождения
Канта от идей вольфовской метафизики.
Критический – время постановки Кантом
вопроса о возможности метафизики как
науки и создания им новых ориентиров
в философии.
Вопрос 2
Кант
сделал важный шаг в раскрытии его позитивного
содержания. Положив в основание своей
теоретико-познавательной концепции резкое
разграничение "вещи в себе" (которая
недоступна познанию как таковая) и "вещи
для нас", т. е. фактически приняв позицию
Агностицизма, Кант использовал это разграничение
как отправную точку для анализа внутренней
активности познающего мышления. Отсюда
возникла его постановка вопроса об условиях
познания, в том числе и условиях самого
опыта.
Один ряд этих условий создаётся самим
объектом, другой - познающим субъектом.
Отсюда, по Канту, следует, что в продукте
познания необходимо различать то, что
принадлежит самому объекту, и то, что
привнесено природой мышления. Анализируя
эту последнюю, Кант указывал на существование
т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности
и рассудка. Эти формы, будучи свойственны
лишь субъекту, упорядочивают чувственный
опыт и т. о. непосредственно участвуют
в формировании системы знания. Позицию
Канта можно рассматривать как логическое
завершение линии агностицизма. Показав,
что чисто логическим путём невозможно
установить соответствие между объективным
миром и системой знания и что природа
познания не может быть раскрыта без специального
анализа познавательных возможностей
субъекта, Кант - и именно в силу свойственного
ему агностицизма - фактически остановился
на полпути. Настаивая на существовании
принципиальной границы между познанием
и действительностью, он не смог объяснить,
каким образом познание увеличивает мощь
человечества в овладении им природой.
Вопрос 3
Учение об априорных формах чувственности - пространстве и времени - предмет первой части “Критики чистого разума” - “Трансцендентальной эстетики”. Одновременно все содержание этой части призвано дать ответ на вопрос как возможна математика?” Общая логика кантовской аргументации заключается последовательном доказательстве предшествования в нашем уме пространства и времени (как целого) по отношению к отдельным временам и пространствам, что свидетельствует об их непонятийной природе, о том, что они являются общими формами нашего созерцания. Абстрагирующей силой нашего ума мы способны удалить из собственных представлений все, что угодно, вплоть до исключения представления о “теле вообще”, но представить нечто, лишенное пространственно-временных характеристик, нечто внепространственное и вневременное, мы не в состоянии. Кант полагает, что этому может быть только одно объяснение - пространство и время суть наши собственные формы созерцания Математика как наука имеет дело с пространством и временем как с чистыми формами созерцания (геометрия базируется на пространстве, а арифметика - на времени). Именно этим объясняется неизменность всех математических теорем, раз и навсегда безупречно доказанных (что свидетельствует о независимости математики от опыта). Вместе с тем, поскольку формы пространства и времени будут всегда выраженными объективно (как формы явлений), то математика приложима к любой части опыта, а потому, согласно Канту, мера научности знания измеряется степенью использования этим знанием математики.
Во
второй части - “Трансцендентальной
аналитике” - Кант анализирует процесс
познания, осуществляемый рассудком. Здесь
в центре внимания - обоснование
априорного характера категорий
и принципов, без которых нельзя
мыслить ни один предмет нашего опыта.
Лишь в некоторой части утверждения
физико-математического
Вопрос 4
Этика. Как и в теории познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность. Это «нечто» — человек. Такой закон, как априорный принцип конечной цели. Кант называет категорическим императивом (обязательным повелением): каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок могли бы — к всеобщему благу — совершить и все: другие, или, иначе говоря, — чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством.
Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.
Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, то есть независимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Канту, — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия. Многие вещи любил повторять Кант, способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное.
В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности.
Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали: «категорический императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы»
Кант хочет найти высший принцип моральности, то есть принцип выявления самого морального содержания, и дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному:
«Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом
Совершая
какой-то поступок, человек ответствен
не только за себя, но и за все человечество.
Кант полагал, что в самих конкретных
нравственных поступках человек
должен мыслью приподниматься над обыденностью,
понимать, что каждый его поступок,
в который вовлечены
Свой категорический императив Кант формулирует и в другой форме:
«.... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе.
Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.
Кант
отклоняет религиозную мораль: мораль,
считает он, не должна зависеть от религии.
Напротив, религия должна определяться
требованиями морали. Человек, другими
словами, не потому морален, что верит
в Бога, а потому верит в Бога,
что это вытекает как следствие
из его нравственности. Но, так или
иначе, мораль и вера открывают, по Канту,
для человека вход в тот мир, который
закрыт для науки. Кант прямо заявляет,
что вынужден был ограничить место
знанию, чтобы освободить его для
веры. Нравственная воля, вера, желание
– это особая способность человеческой
души, существующая наряду со способностью
познания (но отличная от нее). Рассудок
выводит нас к природе, разум (если не теоретический,
то практический) – вводит во вневременной,
трансцендентный мир свободы.