Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, при познании разум наталкивается  на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии;  внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

     Само  человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

     Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

     Рассудок  - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т.д.)

     Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

     Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

     Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

     Данными классами являются: количество, качество, отношение, модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

     Сами  категории:

  • количества - единство, множество, цельность;
  • качества - реальность, отрицание, ограничение;
  • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
  • модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

     Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т.д.

     Согласно  Канту, с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

     Наряду  с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - Критика практического разума.

     Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

     Осмысливая  данные вопросы, Кант приходит к следующим  выводам:

  • чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
  • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
  • мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

     И. Кант следующим образом сформулировал  моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

     В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

     В своей третьей книге критического периода – «Критика способности суждения» - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).

     Социально-политические взгляды И. Канта: философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит высший мир - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

     Историческое  значение философии  Канта в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон; выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан вечный мир в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

     Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

     Основная  заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух); диалектика как всеобщий философский метод.

     К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

     Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

     Абсолютная  идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

     Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе.

     Само  отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

     Именно  в человеке абстрактный и безличный  мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.  Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа.

     Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

     Историческая  заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

     История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свобода. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную, антично-средневековую, германскую.

     Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

     Антично-средневековая  эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

     Германская  эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

     Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

  • государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и возможностям воплощенный Бог);
  • право - наличное бытие (воплощение) свободы;
  • общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
  • богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
  • противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
  • противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
  • вечный мир приведет к загниванию и моральному разложению;
  • регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

     Один  из важнейших философских выводов  Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

     2.6. Возникновение и  развитие отечественной философии

     Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

     Характерными чертами русской философии являются:

  • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
  • специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
  • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
  • большая роль проблем морали и нравственности;
  • конкретность;
  • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

     Основы  предмета русской философии составляли:

  • проблема человека;
  • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
  • проблемы морали и нравственности;
  • проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
  • проблема власти;
  • проблема государства;
  • проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
  • проблема идеального общества;
  • проблема будущего.

     Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

Информация о работе Конспекты по философии