Конспекты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:58, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций

Работа содержит 1 файл

консп Философия.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

     Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки, права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

     Философия Н.А. Бердяева (1874 - 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

  • высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
  • свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
  • свобода человека подвергается угрозе извне;
  • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
  • ключевую роль в жизни человека играет также религия;
  • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
  • отношения между Богом и человеком должны быть на равных; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба;
  • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

     В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

     Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света в будущем»). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.

     Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации, социальной мобильности.

     Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты.

     Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую.

     История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа, большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники. 

     Тема 3. Современная западная философия 

     Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

     Экзистенциализм как направление философии начал  зарождаться еще в середине XX в., а в 20-70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

     Актуализации  и расцвету экзистенциализма в 20-70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);
  • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
  • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря;
  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
  • бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

     Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

  • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
  • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
  • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
  • проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
  • проблема бессмысленности жизни;
  • проблема внутреннего выбора;
  • проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего - места в жизни.

     Основателем экзистенциализма считается датский  философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов - сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

     Кьеркегор считал, что философия должна повернуться  к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

     Философом были выделены понятия:

  • неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
  • подлинное существование - выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

     Подлинное существование и  есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную.

     На  эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.

     На  этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

     На  религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

     Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс (1883 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

     Карл  Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году - после окончания первой мировой войны).

     Согласно  Ясперсу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла, жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием.

     Вся жизнь человека осознанно или  неосознанно направлена к трансценденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к трансценденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу; смерть - конечность бытия.

     Основная  проблема экзистенциональной философии  Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора.

     Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

     Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности - свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

     Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

     По  Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

     Вместе  с проблемой свободы возникает  проблема ответственности. Человек ответствен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

     Альбер  Камю (1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

     Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна.

     Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей  жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и ненаполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

     Камю  приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

    соприкосновение со смертью - при соприкосновении  со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

    соприкосновение с окружающим миром, природой - человек  беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой»).

     В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Информация о работе Конспекты по философии