Эпоха Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

1. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка
2. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка…………………..5
3. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума…………………..19
4. Заключение……………………………………………………………26
5. Библиографический список………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

моя философия.docx

— 55.74 Кб (Скачать)

     Из  того, что было сказано, видно, что  Локк – приверженец эмпиризма  и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности  нашего познания он различает две  ступени: бесспорное и правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом  мышления – размышления. Оно не может  быть получено лишь на основе непосредственного  внешнего опыта, Напротив, правдоподобное знание является продуктом непосредственного (эмпирического) опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности – размышления.

     В бесспорном знании (knowledge) он различает три ступени. Первую он определяет как спекулятивную, или непосредственную (интуитивную), опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого – в обобщении внутреннего опыта. Вторую он определяет как демонстративное, или доказательное, знание, опирающееся на мышление, основой которого является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень он определяет как чувственное, т. е. опирающееся на идеи, прямо постигаемые чувствами. Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее низкую ценность. Его концепция познания направлена против схоластики, в ней проявляется тенденция объяснения мира на основе естественных процессов. В этой связи Локк признает возможность постижения внешнего мира при помощи этой третьей ступени познания, но отвергает принятие ее в качестве основы достоверного знания. Следует напомнить, что основой демонстративного и спекулятивного познания, в сущности, выступает опирающийся на чувства, или рефлексию, опыт. И в этом положении можно усмотреть реакцию на рациональную философию Европейского континента, в частности на учение Декарта и Лейбница, с которыми он прямо или косвенно полемизирует в своем «Опыте». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Французские материалисты, о природе и  материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума. 

      Зачинатель  французского материализма - Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

      Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что материя вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в природе которой корениться не только спрос к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению.  
Указывал на материалистический характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга.

      Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских учений французским материалистом стал Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789). Самое крупное его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так же некоторое участие Дидро, Нэжон.

      В основе этого трактата мысль о  сводимости всех явлений природы  к различным формам движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную не сотворенную природу. Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством  движения. Материалистические процессы - являются строго необходимыми, случайность  и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.

      Из  действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам.

      Различаются два рода движения:

    1. движение масс, благодаря которым тела переносятся с одного места на другое;
    2. внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.

      Гольбах доказывает универсальность движений в природе. Сущность природы в  том чтобы действовать. Природа  получила свое движение от себя самой (никаких перво толчков), ибо природа есть великое целое, вне которой ничто не может существовать. Движение есть необходимый способ существования материи.

          Законы причинной связи также  универсальны, как универсально  свойство движения в природе.  Над всеми связями причин в  природе господствует строжайшая  необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно, которая  не имеет определенной причины.  Из всеобщего детерминизма выводится  и отрицание порядка и беспорядка  в природе. Идеи порядка и  беспорядка субъективны и представляют  лишь нашу оценку ситуации.  
          Учение о природе, получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося представителя французского материализма - Дени Дидро (1713-1784), Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в вопросах религии.

      Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения  о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме  неё и вне её нет ничего.

      Дидро внес в материалистическое учение о  природе некоторые черты и  идеи диалектики. По мысли Дидро, всё  изменяется, исчезает. Только целое  остаётся. Мир беспрерывно зарождается  и умирает, каждый момент он находится  в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого  мира. Материалистическая картина природы  у Дидро имела ряд особенностей, несколько отличавших ее от той картины, которую давала “ Система природы”. Материи присуще постоянное беспокойство, “всеобщее брожение”, всякое тело “ полно действия и силы”2. Движение материи Дидро рассматривал через призму действующих в ней сил. Он различал три вида последних, - тяготение, “внутреннюю силу” молекул и молекулярное взаимодействия, но второй из этих видов обладает неисчерпаемым многообразием вследствие индивидуальной специфичности каждой из молекул и неисчерпаемости её свойств.

      Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого  учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность  ощущения есть всеобщее свойство материи.

      Развивая  этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, во многом предвосхитившую новейшее учение о  рефлексах. По этой теории в способах общения животных и людей между  собой нет ничего, кроме действий и звуков. Животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши чувства - “клавиши”, по которым ударяет  окружающая нас природа и которые  часто ударяют по самим себе.

      Дидро различает в вещах “первичные”  качества, т.е. существующие в самих  вещах и независящие от отношения  к ним нашего состояния, и качества “вторичные”, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к  самому себе.

      На  основе материалистического учения о природе французский материализм  выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Условие возникновения всякого знания - возбуждение души, ощущение извне.

      Методами  познания Дидро и другие материалисты признали эксперимент и наблюдение. Французские материалисты доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается  на данные внешних чувств, на опыт и  наблюдение

      Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими  причинами не уменьшает значение языка в развитии интеллекта. В  языке Ламетри видит систему знаков, изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи французский материализм видит рефлекс мозга, возбужденного словами, наподобие того как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно. Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков. В свою очередь все происходящее в душе сводится к деятельности воображения.

          В учении об обществе французские  материалисты остаются все еще  идеалистами. Однако они выступают  против идеалистически-теологического  понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой  истории человечества является  человеческий разум, прогресс  просвещения. В учении о природе  человека, о воспитании, об обществе  и государстве франц. материалисты  отстаивают детерминизм. Хотя  человек - продукт внешних сил  и физических условий, он все  же не может быть освобожден  от ответственности за все  совершаемое им по отношению  к обществу. Общество наказывает  за преступления, т. к. они для  общества вредны. Далее, само наказание - сильнейшее средство предотвращения преступлений в будущем.

      Учение  о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа, человек  движим исключительно стремлением  к удовольствию и отвращением  к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее, а также ставить  себе цели и изыскивать средства. Поэтому  для него возможны правила и понятия  о действиях, лежащих в основе нравственности.

      Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения  и обязанности. Испытывая в необходимость  в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для  других.

      Клод - Андриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении  условий, при которых личный интерес  может сочетаться с интересом  общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено  более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и  Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в  “ естественном состоянии”.

          В учении об обществе отстаивают  детерминизм, то есть учение  о причинной обусловленности  всех человеческих действий. Однако  человек не может быть освобожден  от ответственности за все  совершаемое им по отношению  к обществу. Необходимость человеческих  действий нисколько не исключает  возможности вменения и правомерности  наказания. Общество наказывает  за преступление так как они вредны. Кроме того этот способ предотвращению преступлений в будущем. К тому же никакое усмотрение необходимости совершение человеческих действий не уничтожает человеческих чувств, и стало быть, не уничтожает самодеятельности, так как чувства есть главные побудители к действию.

          Учение о нравственности должно  быть основано на опыте. Человек  движим стремлением к удовольствию  и отвращением к страданию.  Но так как человек способен сравнивать удовольствие и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели, то для него возможны правила и понятия о действиях, лежащие в основе нравственности.

          Предпочтения заслуживают умственные удовольствия как более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

          Нуждаясь в помощи других, человек  должен в свою очередь делать  полезное для других. Так образуется  общий интерес, от которого  зависит частный интерес. Правильно  понятый личный интерес необходимо  ведет к нравственности.  В  силу общественного договора  мы должны делать для других  то, что мы желаем, чтобы и они  для нас сделали.

          По мнению французских материалистов,  не существует такого образа  правления, который бы вполне  удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков  существующих способов правления  они видят не в революции,  а в просвещении общества. Руководимые  мудрым правительством воспитание  есть самое надежное средство  дать народам чувства, таланты,  мысли, добродетели, необходимые  для процветания общества. Гельвеций  считает целью воспитать переделку  первоначального самобытного склада  личности. Гольбах - видит в человеке  существо, из которого воспитанием  можно сделать все, что угодно.  
Доказывают независимость этики от религии и возможность существование высоконравственного общества атеистов.

          Истинная движущая сила человеческих  действий - эгоизм, или личный интерес.  Основанием нравственности служит  опыт. В тех случаях, когда кажется,  будто люди руководствуются стремлением  к истине и добру, в основе  этого стремления также лежит  правильно понятый личный интерес.

Информация о работе Эпоха Просвещения