Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа
1. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка
2. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка…………………..5
3. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума…………………..19
4. Заключение……………………………………………………………26
5. Библиографический список………………………………………….28
Из того, что было сказано, видно, что Локк – приверженец эмпиризма и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом мышления – размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта, Напротив, правдоподобное знание является продуктом непосредственного (эмпирического) опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности – размышления.
В
бесспорном знании (knowledge) он различает
три ступени. Первую он определяет как
спекулятивную, или непосредственную
(интуитивную), опирающуюся, как правило,
на мышление, основа которого – в обобщении
внутреннего опыта. Вторую он определяет
как демонстративное, или доказательное,
знание, опирающееся на мышление, основой
которого является обобщение идей, возникающих
на основе внешнего опыта. Третью ступень
он определяет как чувственное, т. е. опирающееся
на идеи, прямо постигаемые чувствами.
Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее
низкую ценность. Его концепция познания
направлена против схоластики, в ней проявляется
тенденция объяснения мира на основе естественных
процессов. В этой связи Локк признает
возможность постижения внешнего мира
при помощи этой третьей ступени познания,
но отвергает принятие ее в качестве основы
достоверного знания. Следует напомнить,
что основой демонстративного и спекулятивного
познания, в сущности, выступает опирающийся
на чувства, или рефлексию, опыт. И в этом
положении можно усмотреть реакцию на
рациональную философию Европейского
континента, в частности на учение Декарта
и Лейбница, с которыми он прямо или косвенно
полемизирует в своем «Опыте».
Глава
2. Французские материалисты,
о природе и
материи (Дидро, Гольбах,
Гельвеций), способностях
человеческого разума.
Зачинатель французского материализма - Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.
Ламетри
доказывал, что форма неотделима от материи
и что материя вязана с движением. Субстанция
в конечном счете сводится к материи, в
природе которой корениться не только
спрос к движению, но и всеобщая потенциальная
способность к чувствительности или к
ощущению.
Указывал на материалистический характер
одушевленности животных и человека. Все
наши ощущения обусловлены связью чувства
через посредство нервов с материальным
веществом мозга.
Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских учений французским материалистом стал Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789). Самое крупное его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так же некоторое участие Дидро, Нэжон.
В
основе этого трактата мысль о
сводимости всех явлений природы
к различным формам движения материальных
частиц, в своей совокупности образующих
вечную не сотворенную природу. Основу
всех процессов природы составляет
материя с присущим ей свойством
движения. Материалистические процессы
- являются строго необходимыми, случайность
и целесообразность исключается. Учение
о необходимости
Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам.
Различаются два рода движения:
Гольбах доказывает универсальность движений в природе. Сущность природы в том чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой (никаких перво толчков), ибо природа есть великое целое, вне которой ничто не может существовать. Движение есть необходимый способ существования материи.
Законы причинной связи также
универсальны, как универсально
свойство движения в природе.
Над всеми связями причин в
природе господствует
Учение
о природе, получило свое дальнейшее развитие
в работах выдающегося представителя
французского материализма - Дени Дидро
(1713-1784), Дидро прошел путь от этического
идеализма и деизма до материализма в
учении о бытии, в психологии, в теории
познания, а также до атеизма в вопросах
религии.
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.
Дидро
внес в материалистическое учение о
природе некоторые черты и
идеи диалектики. По мысли Дидро, всё
изменяется, исчезает. Только целое
остаётся. Мир беспрерывно зарождается
и умирает, каждый момент он находится
в состоянии зарождения и смерти;
никогда не было и не будет другого
мира. Материалистическая картина природы
у Дидро имела ряд
Дидро
был сторонником мысли о
Развивая
этот взгляд, Дидро наметил
Дидро различает в вещах “первичные” качества, т.е. существующие в самих вещах и независящие от отношения к ним нашего состояния, и качества “вторичные”, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к самому себе.
На
основе материалистического учения
о природе французский
Методами познания Дидро и другие материалисты признали эксперимент и наблюдение. Французские материалисты доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается на данные внешних чувств, на опыт и наблюдение
Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими причинами не уменьшает значение языка в развитии интеллекта. В языке Ламетри видит систему знаков, изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи французский материализм видит рефлекс мозга, возбужденного словами, наподобие того как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно. Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков. В свою очередь все происходящее в душе сводится к деятельности воображения.
В учении об обществе
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа, человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее, а также ставить себе цели и изыскивать средства. Поэтому для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основе нравственности.
Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и обязанности. Испытывая в необходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для других.
Клод - Андриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в “ естественном состоянии”.
В учении об обществе
Учение о нравственности
Предпочтения заслуживают умственные удовольствия как более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.
Нуждаясь в помощи других, человек
должен в свою очередь делать
полезное для других. Так образуется
общий интерес, от которого
зависит частный интерес.
По мнению французских
Доказывают независимость этики от религии
и возможность существование высоконравственного
общества атеистов.
Истинная движущая сила