Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:59, реферат
Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.
Философия эпохи
просвещения
Просвещение - это
идейное и общественное движение
в Европе и Северной Америке конца
XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами
в условиях жизни под влиянием
разложения феодальных и утверждения
капиталистических
При всем разнообразии
мнений большинство мыслителей сходились
в его оценке как передового, новаторского
явления, Например, И. Кант понимал Просвещение
как попытку использовать разум
в интересах морального и интеллектуального
раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал
в нем идеологическую подготовку буржуазных
революций.
Среди представителей
Просвещения встречались
Просветители
вовсе не были мечтателями, витающими
в облаках. Их духовные запросы и
интересы большей частью были тесно
связаны с злободневными
Философы эпохи
просвещения происходили из разных
классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных
кругов. Разнообразны были и условия, в
которых они жили. В XVIII в. нивелирующее
воздействие цивилизации едва ощущалось,
и народы сильно отличались по уровню
экономического развития, политической
организации и культурным традициям. Все
это с неизбежностью приводило к различиям
во взглядах. В каждой стране просветительское
движение несло печать национальной самобытности,
и, несмотря на это, как течение общественной
мысли Просвещение, несомненно, представляло
собой некое единство. За счет чего же
это происходило?
Данный вопрос
лег в основу написания моего
реферата. На мой взгляд, ответ на
него заключен в особом умонастроении,
интеллектуальных склонностях и
предпочтениях. Речь идет, прежде всего,
о целях и философских идеалах
Просвещения таких, как свобода,
благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие,
веротерпимость и др., а также о знаменитом
вольнодумстве, вере в человеческий разум,
критическом отношении к авторитетам
всякого рода, не приятии догм и суеверий.
Одним словом, назрела необходимость их
осмысления на уровне новейших достижений
обществоведения и философии.
Именно разномыслие
просветителей, объединенных общими целями
и идеалами, явилось предпосылкой
исключительной плодотворности их теоретической
деятельности. В нескончаемых спорах
между ними рождались и оттачивались
современные концепции прав человека
и гражданина, гражданского общества и
плюралистической демократии, правового
государства и разделения властей, рыночной
экономики и этики индивидуализма. За
попытки пренебречь этим наследием народы
многих стран дорого поплатились сегодня.
Рационализм эпохи
просвещения
XVIII век в истории
мысли не случайно называют
эпохой Просвещения : научное
знание, ранее бывшее достоянием
узкого круга ученых, теперь распространяется
вширь: выходя за пределы
Эти умонастроения
формировались еще в XVII в.: Бэкон,
Декарт, Гоббс и Лейбниц были предтечами
Просвещения. Критика средневековой
схоластики, апелляция к разуму вместо
авторитета и традиции, начатая ими, была
продолжена и углублена в XVIII столетии,
которое осознавало себя как эпоху разума
и света, возрождения свободы, расцвета
наук и искусств, наступившую после более
чем тысячелетней ночи средневековья.
Кое в чем
умонастроение этого периода
родственно духу эпохи Возрождения;
однако есть здесь и различие. Во-первых,
в XVIII в. значительно сильнее, чем
в XVII, подчеркивается связь науки
с практикой, ее общественная полезность.
Во-вторых, критика, которую в эпоху
Возрождения философы и ученые направляли
главным образом против схоластики, теперь
обращена против метафизики; согласно
убеждению просветителей, нужно уничтожить
метафизику, пришедшую в XVI-XVII вв. на смену
средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном
в науке, а за Локком в философии началась
резкая критика картезианства как метафизической
системы, которую просветители обвиняли
в приверженности к умозрительным конструкциям,
в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
На знамени
просветителей написаны два главных
лозунга - наука и прогресс. Просвещение
- оптимистическая философия быстро крепнущей
буржуазии, философия, целиком посвятившая
себя прогрессу. Вольтер любил говорить:
"Однажды все станет лучше - вот наша
надежда". Без стараний просветителей
эта надежда могла и не осуществиться,
многое было бы потеряно. Во всяком случае,
прогресс был и есть, хотя он и не является,
как считали некоторые позитивисты, неизбежным
законом поступательного развития. А в
основу, этого отнюдь не прямолинейного,
духовного, материального и политического
прогресса просветители поставили конструктивно-критическое
применение разума. Однако здесь возникает
центральный и вместе с тем неизбежный
вопрос: о каком разуме идет речь?
Вот ответ в
изложении Э. Кассирера: "... для крупных
метафизических систем XVII в., для Декарта
Спинозы и Лейбница разум - это территория
"вечных истин", общих как для человеческого
духа, так и божественного. Все, что мы
познаем и предчувствуем благодаря разуму,
мы интуитивно воспринимаем "в Боге":
всякое действие разума подтверждает
нам участие в божественной сущности,
открывая для нас царство умопостигаемого,
сверхчувственного". Однако в XVIII в.
разуму придается другое значение, более
скромное. Он уже не является больше комплексом
"врожденных идей", "осадком"
от абсолютной сущности вещей. Теперь
разум - не столько обладание, сколько
завоевание. Он не является ни сокровищем
духа, ни казной, в которой надежно хранится
истина (вроде отчеканенной монеты); напротив,
разум - это движущая сила, порождающая
духовное богатство, ведущая к раскрытию
истины, а она и есть зародыш и необходимая
предпосылка всякой подлинной уверенности".
Самой важной функцией разума является его способность устанавливать связь одного факта с другими и решать проблемы. Он определяет любые простые фактические данные, все, что лежит в основе доказательства откровения, традиции и авторитета; он без устали раскладывает все на простые компоненты, в том числе и причины веры религиозной и веры - уверенности в ком-то или в чем-нибудь. Но после того как все по порядку разложено, он начинает новую работу, не может остановиться, "disjecta membra" (опустив руки), он воздвигает новое здание. Только таким двойным духовным движением можно определить понятие разума: теперь это - не концепция бытия, а концепция дела, образа действия.
Лессинг говорил,
что типично человеческим качеством
является не обладание истиной, а, скорее,
страсть или стремление к истине.
Монтескье, со своей стороны, утверждал,
что человеческая душа никогда не
сможет остановиться в своем страстном
желании расширить знание: вещи как бы
сплетены в цепь, и нельзя узнать причины
чего-либо или получить какое-нибудь представление,
не преисполнившись желания познать все.
Таким образом,
Просветители создавали культ Разума,
наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница.
Однако они апеллируют не просто к разуму
как таковому, а к разуму научному, который
опирается на опыт и свободен не только
от религиозных предрассудков, но и от
метафизических сверхопытных "гипотез".
Образцом для
создания понятия разума просветителям
послужила физика Ньютона: она не упирается
в сущности, не строит предположений и
не теряется в догадках о последней природе
вещей, но исходя из опыта, в постоянной
связи с опытом ищет законы их функционирования,
а затем подвергает их проверке.
Применение разума
у просветителей - действие публичное:
Кант писал о том, что "Публичное
применение разума должно быть свободным
в любое время". Под публичным
применением разума он понимал "подобие
того, что дает ученый перед целой
аудиторией".
Вольтер в "Метафизическом
трактате" пишет: "Мы не должны больше
опираться на простые гипотезы; не
должны больше начинать с изобретения
принципов, с которыми затем пускаемся
объяснять все вещи. Наоборот, мы
должны начинать с точного изложения
наблюдаемых явлений. И если мы не прибегнем
к помощи математики компаса и светоча
опыта, мы не в состоянии будем сделать
и одного шага". Вольтер часто говорил,
что, "когда человек хочет проникнуть
в суть вещей и познать их, он скоро оказывается
в положении слепого, которого просят
высказаться о сущности цвета. Однако
доброжелательная природа вложила в руки
слепого палку - анализ; с ее помощью он
может продвигаться вперед в мире явлений,
замечать их последовательность, удостоверяться
в их порядке, - и все это благодаря его
духовной ориентации, благодаря образованию,
получаемому от жизни и науки".
Неопределенный
в своих возможностях и прогрессирующий
разум просветителей, тем не менее,
не ограничивался фактами природы,
как у Ньютона, не был заперт в
определенную область исследования; он
внимательно наблюдал за природой и одновременно
за человеком.
Человека нельзя
свести только к разуму, но все, что
имеет к нему отношение, можно
исследовать с помощью разума:
основы познания, этику, политические
институты и структуры, философские
системы, религиозные верования.
Данные взгляды
были исторически обусловлены тем,
что просвещение выражало умонастроение
поднимающейся и крепнущей
Изменения в
общественных отношениях и общественном
сознании служили предпосылкой для
раскрепощения умов, освобождения человеческой
мысли от феодально-религиозной
идеологии, становления нового мировоззрения.
В работе "Ответ
на вопрос: Что такое Просвещение?"
(1784) И. Кант пишет следующее: "Просвещение
- это выход человека из состояния несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной
вине. Несовершеннолетие - это неспособность
пользоваться своим рассудком без руководства
со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие
по собственной вине имеет причиной не
недостаток рассудка, а недостаток решимости
и мужества пользоваться им без руководства
со стороны кого-то другого. Имей мужество
пользоваться своим собственным умом!
- таков девиз эпохи Просвещения". Ее
характеризует твердая, хотя временами
и наивная вера в человеческий разум; необходимость
его освобождения от предрассудков и метафизических
догм путем критического пересмотра интеллектуальных
ценностей; освобождения от религиозных
суеверий и морально-нравственных предрассудков.
Яркую характеристику
рационализма эпохи Просвещения
дал Ф.Энгельс: "Великие люди, которые
по Франции просвещали головы для
приближающейся революции, выступали
крайне революционно. Никаких внешних
авторитетов, какого бы то ни было рода,
они не признавали. Религия, понимание
природы, государственный строй - все было
подвергнуто самой беспощадной критике,
все должно было предстать перед судом
разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него. Мыслящий рассудок
стал единственным мерилом всего существующего".
Специфический
характер религиозности, идея "естественной
религии"
Связанный с
опытом и направленный против метафизических
систем просветительский рационализм
представляет собой светское движение,
и просветители часто с презрительным
сарказмом высмеивали "мифы" и "суеверия"
"позитивных" религий. Скептическое,
а чаще откровенно непочтительное отношение
к церкви является главной отличительной
чертой Просвещения, философии, которую
можно назвать "секуляризацией мысли".
Как мы можем убедиться, английское и немецкое
направления Просвещения были более сдержанными
в неуважении к религии. Несмотря на материалистическую
и даже атеистическую окраску, просветительская
мысль связана с деизмом, а деизм - составная
часть Просвещения - рациональная и естественная
религия - это самое большое, что может
допустить человеческий разум (в локковском
понимании).
Деизм признает:
1) существование Бога;
2) творение Богом мира и управление им (в то время как английские деисты - Толанд, Тиндаль, Коллинз, Шефтсбери - приписывали Богу управление жизнью природы и общества, Вольтер придерживался мнения о полном божественном безразличии к делам человечества);
3) будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло.
Вольтер писал:
"Мне представляется очевидным, что
существует необходимое Безличное разумное
начало, вечное, высшее; оно... не истина
религиозного верования, а истина разума".
Становится ясно, что если разум может
постичь, принять и утвердить только эти
религиозные истины, то обрядность, священные
истории, все содержание и учреждения
так называемой "позитивной" религии
или "религии Откровения" представляет
собой только суеверия - плод страха и
невежества. Отсюда задача осветить тьму,
окутывающую "позитивные" религии,
показать их разнообразие, проанализировать
истоки и связанные с ними общественные
нравы и традиции, а затем разоблачить
их нелепую бесчеловечность. "Раздавите
гадину!" - таков был боевой клич Вольтера;
конечно же, не против веры в Бога (как
говорил сам философ), а против суеверия,
нетерпимости и нелепости "позитивных"
религий.