Введение
Философия - особая форма познания мира,
вырабатывающая систему знаний о фундаментальных
принципах и основах человеческого бытия,
о наиболее общих сущностных характеристиках
человеческого отношения к природе, обществу
и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
История философии — это история
развития философских знаний, становлении
научно-философского мировоззрения. История
философии как особая область исследования
зарождается уже в древности.
Поскольку история философии — это процесс
развития философского познания мира,
постольку в ней должны быть установлены
прямые связи между историческим развитием
человеческого познания и его внутренней
структурой и логикой. Здесь наглядно
выступает принцип единства исторического
и логического: история объекта (философии)
неразрывно связана с его развитой логической
структурой; процесс становления науки
только с точки зрения ее развитого состояния
и может быть правильно понят. Именно это
открывает путь к пониманию закономерностей
развития философии, помогает понять действительное
место и значение исторически возникающих
концепций и идей. В то же время историю
философии нельзя отрывать от истории
всей совокупности наук и общественно-исторической
практики.
Изучение истории философии имеет большое
значение для развития современной философской
науки. Изучение истории философии необходимо
для развития современных методов научного
исследования и практического преобразования
мира, для повышения философской культуры.
В своей работе я, на основе
различных источников, попытаюсь
раскрыть следующие вопросы:
- Философия
эпохи Просвещения. Дж.Локк и энциклопедисты;
- Учение
о бессознательном З. Фрейда.
Эти темы занимают, несомненно, важное
место в изучении истории развития
философской мысли.
1.Философия
Эпохи Просвещения.
Дж. Локк и энциклопедисты.
эпоха в развитии человека,
основанная на
XVII и XVIII века – это время особых исторических
изменений в странах Западной Европы.
Наблюдается становление и развитие промышленного
производства. Активно осваиваются новые
природные ресурсы (строятся водяные мельницы,
создание первой паровой машины и т.д.).
Развитие производства требует развития
конкретно-научного знания, еще более
закрепляется безграничная вера в науку.
Главной задачей цивилизованного общества
объявляется всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители стали считать, что главной
обязанностью любого «истинного друга
прогресса и человечества» является «просветление
умов». Впоследствии XVIII век был назван
веком Просвещения. Название закрепилось
после выхода статьи И. Канта «Ответ на
вопрос: что такое Просвещение?» (1784г.).
Корневое слово «свет» происходит от древней
религиозной традиции, описанной как в
Ветхом, так и в Новом Заветах – отделение
творцом света от тьмы о определение самого
Бога, как света. Да и сама христианизация
подразумевает просвещение человечества
светом учения Христа. Просветители вкладывали
в него новое понимание – просвещение
человека светом разума.
Просвещение представляет собой
не только историческую эпоху
в развитии европейской культуры,
но и мощное идейное течение.
Просветители выступали сторонниками
равенства всех перед законом,
права каждого на обращение
в высшие органы управления, лишения
Церкви светской власти, неприкосновенности
собственности, гуманизации уголовного
права, поддержки науки и техники, свободы
печати, аграрной реформы, справедливого
налогообложения.
В центре идеологии Просвещения
– вера в безграничные возможности
разума и здравый смысл в самом широком
значении – в сфере природы, индивидуальной
и общественной жизни человека. Причем
по мнению просветителей «свету разума»
доступны все аспекты бытия. Просветители
культивировали не просто разум, а разум
научный. Развитие науки, по их мнению,
стимулирует решение политических, социальных
и экономических проблем. Отсюда стремление
к популяризации и распространению философских
и научных достижений. Просветители считали,
что знание, ранее принадлежащее ранее
узкому кругу философов, ученых, естествоиспытателей
распространяется среди образованного
населения, проникает в светские салоны,
на страницы массовых изданий.
При всем разнообразии мнений
большинство мыслителей сходились
в оценке Просвещения, как передового,
новаторского явления. Например
И. Кант понимал его как попытку использовать
разум в интересах морального и интеллектуального
раскрепощения личности. Ф. Энгельс –
видел в нем идеологическую подготовку
буржуазных революций.
Среди представителей Просвещения встречались
материалисты и идеалисты, сторонники
рационализма (признававшие разум основой
познания), сенсуализма (считавшие таковой
ощущения) и даже Божественного провидения
(уповавшие на волю Бога). Часть из них
верила в неизбежный прогресс человечества,
другая - рассматривала историю как общественный
регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве
просветителей не мешали большинству
из них оставаться противниками насилия
и революций.
Среди философов Просвещения
были аристократы, дворяне, духовенство,
служащие и др. В то время народы
сильно отличались по уровню экономического
развития, политической организации и
культурным традициям, что неизбежно приводило
к различиям во взглядах. Просветительское
движение в каждой стране отличалось своей
национальной самобытности. Но, тем не
менее, как течение общественной мысли
Просвещение представляло собой некое
единство. Это происходило за счет особого
умонастроения, интеллектуальных наклонностях
и предпочтеньях. Речь, прежде всего, идет
о целях и философских идеалах Просвещения
(таких, как свобода, благосостояние и
счастье людей, мир, веротерпимость и т.п.).
Назрела необходимость их осмысления
на уровне новейших достижений обществоведения
и философии. Именно за счет разных взглядов
просветителей, объединенных общими целями
и идеалами, появились предпосылки исключительной
плодотворности их теоретической деятельности.
В вечных спорах рождались современные
концепции прав человека и гражданина,
правового государства и разделения властей,
рыночной экономики и т.д.
В некоторых аспектах умонастроение
этого периода родственно духу
эпохи Возрождения, но есть
и различия. Например, значительно
сильнее, чем в XVII веке, подчеркивается
связь науки с практикой. Ее
общественная полезность. Критика,
которую в эпоху Возрождения философы
и ученые направляли против схоластики,
теперь обращена против метафизики. По
их убеждению нужно уничтожить метафизику,
пришедшую на смену схоластике.
Два главных лозунга просветителей
– наука и прогресс. Просвещение
– оптимистическая философия
быстро крепнущей буржуазии, посвятившая
себя прогрессу.
Вольтер
любил говорить: «Однажды все станет
лучше – вот наша надежда». Просветители
помогали осуществлять эту надежду:
прогресс был и есть. В его основу
просветители поставили конструктивно-критическое
применение разума. Э. Киссирер говорил:
«…для крупных метафизических систем
XVII в., для Декарта, Спинозы и Лейбница
разум – это территория «вечных истин»,
общих как для человеческого духа, так
и божественного. Все, что мы познаем и
предчувствуем благодаря разуму, мы интуитивно
воспринимаем «в боге»: всякое действие
разума подтверждает нам участие в божественной
сущности, открывая для нас царство умопостигаемого,
сверхчувственного». В XVIII веке разуму
придается другое значение, более скромное:
он уже не является комплексом «врожденных
идей», «осадком» абсолютной сущности
вещей. Теперь разум – это движущая сила,
порождающая духовное богатство, ведущая
к раскрытию истины. Эта сила и есть предпосылка
всякой подлинной уверенности. Наиболее
важной функцией ума признается его способность
устанавливать связь одного факта с другими
и решать проблемы.
Можно сказать, что просветители
создали культ Разума, наследуя
идеи Декарта, Спинозы и Лейбница.
Но они апеллируют не просто
к разуму как таковому, а к
разуму научному, опирающемуся на
опыт и свободному не только
от религиозных предрассудков, но
и от метафизических сверхопытных «гипотез».
Образцом для создания понятия
разума для просветителей послужила
физика Ньютона. Она не строит
предположений, не упирается в сущности,
не теряется в догадках о последней природе
вещей, а ищет законы их функционирования,
а затем подвергает их проверке.
У просветителей применение разума
является действием публичным.
Кант писал: «публичное применение
разума должно быть свободным
в любое время». Под публичным
применением разума он понимал
«подобие того, что дает ученый
перед целой аудиторией».
Но неопределенный в своих
возможностях и прогрессирующий
разум просветителей не ограничивался,
как у Ньютона, фактами природы,
а внимательно наблюдал за
природой и одновременно за
человеком. Человека невозможно
свести только к разуму, но
все, что имеет отношение к
нему, можно исследовать с помощью разума:
основы познания, этику, философские системы,
религиозные верования и т.п.
Эти взгляды были исторически
обусловлены умонастроением поднимающейся
и крепнущей буржуазии. Не случайно
родиной философии Просвещения
стала Англия, которая раньше
других встала на путь капиталистического
развития. Появление на исторической сцене
буржуазии с ее мирскими, практическими
интересами, потребностями капиталистического
способа производства стимулировало развитие
науки, техники, культуры и образования.
Просветительский рационализм представляет
собой светское движение. Просветители
высмеивали «мифы» и «суеверия»
«позитивных» религий. Скептическое
отношение к церкви является
главной отличительной чертой
философии Просвещения.Причем английское
и немецкое направления Просвещения были
более сдержанными в неуважении к религии.
Просветительская мысль связана с деизмом,
а деизм – составная часть Просвещения
– рациональная и естественная религия.
Это самое большое, что может допустить
человеческий разум (Дж. Локк).
Деизм допускает: существование
бога; творение Богом мира и
управление им. Английские деисты –
Толанд, Тиндаль, Коллинз, Шефтсбери –
приписывали Богу управление жизнью природы
и общества. Вольтер говорил о полном божественном
безразличии Бога к делам человечества;
будущую жизнь, в которой каждому воздается
за добро и зло.
Вольтер писал: « Мне представляется
очевидным, что существует необходимое
Безличное разумное начало, вечное,
высшее; оно…не истина религиозного
верования, а истина разума». После
Вольтера часто и вера в Бога, и религия
становиться предметом нападок. В работе
«Естественная политика» (1773г.) Гольбах
обвиняет религию в том, что «она воспитывает
в человеке низкопоклонство, угодливое
малодушие перед лицом видимых тиранов,
подавляя в нем способность к самостоятельности
и независимости». В «Трактате о терпимости»
Дидро пишет, что деисты «отрубили гидре
религии дюжину голов, но осталась та единственная,
из которой вырастут все остальные». Он
считал, что природа должна вытеснить
Божественность: «Откажись от богов, присвоивших
себе мои прерогативы, и вернись к моим
законам. Когда ты вернешься в лоно природы,
откуда убежал, она утешит тебя и изгонит
из твоего сердца все угнетающие тебя
тревоги и все терзающее тебя беспокойство.
Всецело доверься природе, человечеству,
самому себе – и вдоль всей тропы твоей
жизни повсюду найдешь цветы».