Философия Эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Изучение истории философии имеет большое значение для развития современной философской науки. Изучение истории философии необходимо для развития современных методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры.
В своей работе я, на основе различных источников, попытаюсь раскрыть следующие вопросы:
- Философия эпохи Просвещения. Дж.Локк и энциклопедисты;
- Учение о бессознательном З. Фрейда.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Философия Эпохи Просвещения.docx

— 59.00 Кб (Скачать)
 

Введение

    Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

    История философии — это история развития философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения. История философии как особая область исследования зарождается уже в древности.

   Поскольку история философии — это процесс развития философского познания мира, постольку в ней должны быть установлены прямые связи между историческим развитием человеческого познания и его внутренней структурой и логикой. Здесь наглядно выступает принцип единства исторического и логического: история объекта (философии) неразрывно связана с его развитой логической структурой; процесс становления науки только с точки зрения ее развитого состояния и может быть правильно понят. Именно это открывает путь к пониманию закономерностей развития философии, помогает понять действительное место и значение исторически возникающих концепций и идей. В то же время историю философии нельзя отрывать от истории всей совокупности наук и общественно-исторической практики.

    Изучение истории философии имеет большое значение для развития современной философской науки. Изучение истории философии необходимо для развития современных методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры.

   В своей работе я, на основе  различных источников, попытаюсь  раскрыть следующие вопросы:

- Философия эпохи Просвещения. Дж.Локк и энциклопедисты;

-  Учение о бессознательном З. Фрейда.

   Эти темы занимают, несомненно, важное  место в изучении истории развития  философской мысли. 

1.Философия Эпохи Просвещения. Дж. Локк и энциклопедисты.

                                                  «Просвещение - необходимая историческая   

                                                   эпоха в развитии человека, основанная на    

                                                   мировом испытании человеческого разума.

                                                   Она представляет собой моральное совер-

                                                   шенствование человеческого рода во имя

                                                  общественного прогресса»

                                                                                            И. Кант.  

    XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. Наблюдается становление и развитие промышленного производства. Активно осваиваются новые природные ресурсы (строятся водяные мельницы, создание первой паровой машины и т.д.). Развитие производства требует развития конкретно-научного знания, еще более закрепляется безграничная вера в науку. Главной задачей цивилизованного общества объявляется всеобщее просвещение людей. Многие мыслители стали считать, что главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов». Впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения. Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784г.). Корневое слово «свет» происходит от древней религиозной традиции, описанной как в Ветхом, так и в Новом Заветах – отделение творцом света от тьмы о определение самого Бога, как света. Да и сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Просветители вкладывали в него новое понимание – просвещение человека светом разума. 

     Просвещение представляет собой  не только историческую эпоху  в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение.  Просветители выступали сторонниками  равенства всех перед законом,  права каждого на обращение  в высшие органы управления, лишения  Церкви светской власти, неприкосновенности  собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, справедливого налогообложения.

                                                                                                                                                   

    В центре идеологии Просвещения  – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл в самом широком значении – в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. Причем по мнению просветителей «свету разума» доступны все аспекты бытия. Просветители культивировали не просто разум, а разум научный. Развитие науки, по их мнению, стимулирует решение политических, социальных и экономических проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Просветители считали, что знание, ранее принадлежащее ранее узкому кругу философов, ученых, естествоиспытателей распространяется среди образованного населения, проникает в светские салоны, на страницы массовых изданий.

   

    При всем разнообразии мнений  большинство мыслителей сходились  в оценке Просвещения, как передового, новаторского явления. Например И. Кант понимал его как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности. Ф. Энгельс – видел в нем идеологическую подготовку буржуазных революций. 

    Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций.

   

    Среди философов Просвещения  были аристократы, дворяне, духовенство,  служащие и др. В то время народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям, что неизбежно приводило к различиям во взглядах. Просветительское движение в каждой стране отличалось своей национальной самобытности. Но, тем не менее, как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Это происходило за счет особого умонастроения, интеллектуальных наклонностях и предпочтеньях. Речь, прежде всего, идет о целях и философских идеалах Просвещения (таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, веротерпимость и т.п.). Назрела необходимость их осмысления на уровне новейших достижений обществоведения и философии. Именно за счет разных взглядов просветителей, объединенных общими целями и идеалами, появились предпосылки исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В вечных спорах рождались современные концепции прав человека и гражданина, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и т.д. 

     В некоторых аспектах умонастроение  этого периода родственно духу  эпохи Возрождения, но есть  и различия. Например, значительно  сильнее, чем в XVII веке, подчеркивается  связь науки с практикой. Ее  общественная полезность. Критика,  которую в эпоху Возрождения философы и ученые направляли против схоластики, теперь обращена против метафизики. По их убеждению нужно уничтожить метафизику, пришедшую на смену схоластике.

   

    Два главных лозунга просветителей  – наука и прогресс. Просвещение  – оптимистическая философия  быстро крепнущей буржуазии, посвятившая себя прогрессу.

Вольтер любил говорить: «Однажды все станет лучше – вот наша надежда». Просветители помогали осуществлять эту надежду: прогресс был и есть. В его основу просветители поставили конструктивно-критическое  применение разума. Э. Киссирер говорил: «…для крупных метафизических систем XVII в., для Декарта, Спинозы и Лейбница разум – это территория «вечных истин», общих как для человеческого духа, так и божественного. Все, что мы познаем и предчувствуем благодаря разуму, мы интуитивно воспринимаем «в боге»: всякое действие разума подтверждает нам участие в божественной сущности, открывая для нас царство умопостигаемого, сверхчувственного». В XVIII веке разуму придается другое значение, более скромное: он уже не является комплексом «врожденных идей», «осадком» абсолютной сущности вещей. Теперь разум – это движущая сила, порождающая духовное богатство, ведущая к раскрытию истины. Эта сила и есть предпосылка всякой подлинной уверенности. Наиболее важной функцией ума признается его способность устанавливать связь одного факта с другими и решать проблемы.  

    Можно сказать, что просветители  создали культ Разума, наследуя  идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Но они апеллируют не  просто  к разуму как таковому, а к  разуму научному, опирающемуся на  опыт и  свободному не только  от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез». 

     Образцом для создания понятия  разума для просветителей послужила  физика Ньютона. Она не строит  предположений, не упирается в сущности, не теряется в догадках о последней природе вещей, а ищет законы их функционирования, а затем подвергает их проверке. 

    У просветителей применение разума  является действием публичным.  Кант писал: «публичное применение  разума должно быть свободным  в любое время». Под публичным  применением разума он понимал  «подобие того, что дает ученый  перед целой аудиторией». 

    Но неопределенный в своих  возможностях и прогрессирующий  разум просветителей не ограничивался,  как у Ньютона, фактами природы,  а внимательно наблюдал за  природой и одновременно за  человеком. Человека невозможно  свести только к разуму, но  все, что имеет отношение к  нему, можно исследовать с помощью разума: основы познания, этику, философские системы, религиозные верования и т.п. 

    Эти взгляды были исторически  обусловлены умонастроением поднимающейся  и крепнущей буржуазии. Не случайно  родиной философии Просвещения  стала Англия, которая раньше  других встала на путь капиталистического развития. Появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами, потребностями капиталистического способа производства стимулировало развитие науки, техники, культуры и образования.

    

    Просветительский рационализм представляет  собой светское движение. Просветители  высмеивали «мифы» и «суеверия»  «позитивных» религий. Скептическое  отношение к церкви является  главной отличительной чертой  философии Просвещения.Причем английское и немецкое направления Просвещения были более сдержанными в неуважении к религии. Просветительская мысль связана с деизмом, а деизм – составная часть Просвещения – рациональная и естественная религия. Это самое большое, что может допустить человеческий разум (Дж. Локк). 

    Деизм допускает: существование  бога; творение Богом мира и  управление им. Английские деисты – Толанд, Тиндаль, Коллинз, Шефтсбери – приписывали Богу управление жизнью природы и общества. Вольтер говорил о полном божественном безразличии Бога к делам человечества; будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло.  

    Вольтер писал: « Мне представляется  очевидным, что существует необходимое  Безличное разумное начало, вечное, высшее; оно…не истина религиозного  верования, а истина разума». После Вольтера часто и вера в Бога, и религия становиться предметом нападок. В работе «Естественная политика» (1773г.) Гольбах обвиняет религию в том, что «она воспитывает в человеке низкопоклонство, угодливое малодушие перед лицом видимых тиранов, подавляя в нем способность к самостоятельности и независимости». В «Трактате о терпимости» Дидро пишет, что деисты «отрубили гидре религии дюжину голов, но осталась та единственная, из которой вырастут все остальные». Он считал, что природа должна вытеснить Божественность: «Откажись от богов, присвоивших себе мои прерогативы, и вернись к моим законам. Когда ты вернешься в лоно природы, откуда убежал, она утешит тебя и изгонит из твоего сердца все угнетающие тебя тревоги и все терзающее тебя беспокойство. Всецело доверься природе, человечеству, самому себе – и вдоль всей тропы твоей жизни повсюду найдешь цветы».

   

Информация о работе Философия Эпохи Просвещения