Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:37, контрольная работа
Первая половина XIX в. с точки зрения истории – историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 гг. и завершившаяся в Европе в конце 1840-х г., а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1580-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII в. и закончилась примерно в 1852 г. – год смерти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX в., второй завершил ее первый этап.
Отличительные черты Просвещения
Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.
Тест.
Список используемой литературы.
Работа над ошибками.
Тема 18
Культура эпохи Просвещения
План
Первая половина XIX в. с точки зрения истории – историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 гг. и завершившаяся в Европе в конце 1840-х г., а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1580-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII в. и закончилась примерно в 1852 г. – год смерти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX в., второй завершил ее первый этап.
Содержанием истории в первой половине XIX в. стали кризис всей феодально-монархической системы в Европе, начало буржуазного развития стран европейского континента, установление в них республиканских режимов, представительных правлений, а также противоречия в самом буржуазном строе и между государствами, которые выразились в революциях и войнах. После Великой французской революции народы всей Европы были втянуты в войны с Наполеоном. Россия оказалась в гуще исторических событий: она выиграла Отечественную войну 1812 г., переживала восстание декабристов на Сенатской площади, несколько войн с Турцией, усмирила польское восстание в начале 183-х годов и потерпела поражение в Крымской войне 1853-1856 годов, которая продемонстрировала, с одной стороны, беспримерный героизм русского солдата и офицера, а с другой – политическую, общественную и экономическую отсталость страны (крестьянство все еще находилось в крепостной зависимости, личность была лишена необходимых политических свобод). Стало ясно, что Россия нуждалась в глубоких социально-политических реформах, без которых она не могла развиваться дальше.
Европа в начале XIX в. была ввергнута в полосу непрерывных войн, которая закончилась поражением Наполеона и высылкой его на остров Святой Елены. Во Франции и в других странах были восстановлены монархии. Однако вскоре после революции 1830 и 1831 годов власть перешла в руки финансовой аристократии, а после революция 1848 года была установлена так называемая 2-я республика. Все это оказывало сильное влияние на политическую жизнь всех стран.
В первой половине столетия продолжались колониальные войны и передел заморских владений. Англия захватывает Индию и Бирму, Франция – Алжир, однако Испания и Португалия теряют владения в Америке (за исключением Кубы). В колониальные воины вступают США. Политическая карта мира постоянно перекраиваются. В ходе нескончаемых войн независимость получили Бельгия, Греция, автономию – Сербское княжество. Крупным событием было добровольное присоединение к России областей Закавказья и Бессарабии.
Понятно, что в это время не замирала ни общественная, ни научная, ни культурная жизнь различных стран.
Наука в мире развивалась в направлении, заданном теоретической мыслью XVIII века. Среди ученных, сделавших открытия мирового значения в области математики естествознания, - Лобачевский, Лаплас, Гаусс, Фарадей, Ампер, Джоуль, Гельмгольц. Сочинения географов, натуралистов, путешественников становятся незаменимой частью духовной жизни людей и влияют на их взгляды, в том числе на эстетические представления. Известно, что исследования Александра Гумбольдта и стиль его научных сочинений оказали сильное воздействие на формирование романтизма. Писатели заинтересовываются научными изысканиями и гипотезами в области эволюционной теории, которые были в изобилии представлены таким людям, как Ламарк, Жоффруа, Сент-Илер, Бэр и др. Особое значение для развития литературы имели философия и история. Без усвоения немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) нельзя вполне понять творческие системы романтиков и реалистов, а без чтения исторических труда Гердера, Винкельмана, Карамзина трудно постичь принципы художественного историзма, проявившиеся в сочинениях Вальтера Скотта, А. Пушкина и Л. Толстого.
Литературное
развитие, взятое в целом, можно охарактеризовать
как постепенную смену
Возникновение
новых идей, взглядов и новых словесно-
На знамени Великой французской революции, направленной против феодально-монархического режима в защиту буржуазных свобод, были написаны три слова: «Свобода. Равенство. Братство». Французы требовали республики, равенства всех сословий и каждого человека перед законом. В России идеи революции нашли живой отклик, и тому были свои национальные причины . Просвещенные круги, которые составляли в ту пору меньшинство, желали упразднения или ограничения самодержавной власти, отмены крепостного права, установления твердой законности, личных свобод и защиты личности, просвещения широких слоев народа. Вследствие этого русское общество внимательно следило за ходом Французской революции. Ее восприятие в России прошло в три этапа:
Первый этап (1789-1791) – созыв Генеральных штатов, провозглашение демократических свобод – был встречен восторженно. Примеривая к себе Французскую революцию, русские дворяне рассуждали о конституции, раскрепощении крестьян, о гражданских свободах, но большинство их них не желало, ни конституции, ни освобождения землепашцев.
Второй этап (1792-1793) – казнь короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, установление якобинской диктатуры и кровавая расправа над ее противниками – был воспринят резко отрицательно. Эта фаза Французской революции вызывает недоумение и растерянность в русском обществе, не принявшем разгула бессмысленных убийств и торжества террора потерявшей человеческий облик и обезумевшей крови толпы. В этой оценке сходились такие разные столь разные писатели, как Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев.
Третий этап (1793-1794), приведший, в конце концов, к власти Наполеона, применил часть дворян с Французской революцией поскольку Франция получила чаемые ею свободы и законы, стала быстро и успешно развиваться.
В Европе классицизм предшествовал эпохе Просвещения и во многом способствовал ее расцвету, а России классицизм и Просвещение возникли одновременно. Просветители, как и классицисты, обращались к разуму человека, возлагали надежду на просвещенного монарха и ратовали за свободное развитие науки. Девизом просветителей стало выражение «Господи, просвети меня». Просветители стремились внушать разумные идеи другим, «просвещать, развивая».
Просветители, веря в конечное торжество Разума, в гармонию будущего миропорядка, все более убеждались в том, что ни государство ни общество, ни народ не наделены истинным Разумом. Настоящий Разум поселился, с их точки зрения, в головах философов, мыслителей, ученных, которые обязаны донести его свет до сознания правителей, их приближенных и народов. Просветитель общества, прежде всего монархов, внушить им разумные понятия – вот какую задачу поставили перед собой просветители. Отсюда произошло название всей эпохи – «Просвещение». Оно означало также, что просветители всячески поощряли знания, науки, искусства, презрительно относились к невежеству. Таким образом, между классицизмом и Просвещением много общего, но они не тождественны друг к другу. Классицизм – это прежде всего литературное направление. Просвещение – это значительное и плодотворное идеологическое и культурное движение в истории человечества.
Идеи Просвещения, овладев образованными слоями разных национальных обществ, вскоре подчинили своему воздействию искусство классицизма, сообщив ему новый толчок для развития. Современники и потомки были убеждены, что именно Просвещение и просветители (Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.) подготовили свои сочинения Великую французскую революцию.
Ранние просветители (Вольтер) не сомневались ни во всесилии Разума, ни в его конечном торжестве: мир будет построен на разумных понятиях. У поздних просветителей (Руссо) веры в могущество Разума и будущую гармонию мироустройства поубавилось. Просветители не могли не заметить, что, несмотря на их усилия, мир жил по каким-то своим законам, не очень-то прислушиваясь к их разумным и гуманным наставлениям. Ранние просветители не придавали несчастному случаю серьезные значения. Считая его отклонением от нормы, не нарушающим, однако, общей гармонии. Поздние просветители из этого сделали вывод: человеческий разум и Разум вообще не всесильны, а гармония мира зависит не от Разума. Они пришли к заключению, что недооцененные ими Чувства способны лучше устроить , счастье человека на земле, чем слишком холодный и отвлеченный в своих требованиях Разум. От культа Разума европейские интеллектуалы готовили постепенный переход к культу Сердца.
Поздние просветители пришли к мнению, что в просвещении и в воспитании нуждаются и разум и сердце. Причем просвещают и воспитывают душу окружающий мир, авторитетные, знаменитые умы и сам человек. Воспитание должно быть обязательно дополнено самовоспитанием (может случиться и так, что человека воспитывают, а он не хочет этим воспользоваться) . Надо прежде всего пожелать себе сделаться человеком. И если все люди поставят перед собой такую задачу, то все естественным образом устремятся к добру и совершенному миропорядку. Отсюда следовало, что дорога к общественной гармонии лежит через самосовершенствование человека. Теперь самый ход истории стал зависеть от степени просвещенности сердца человека, от уровня его восприятия.
В
произведениях поздних
Наиболее решительно порвал с идеологией и литературой ранних просветителей французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, создававший роман «Юлия, или новая Элоиза».
Романтизм.
В середине XVII века впервые было зафиксировано
употребление слова «романтический».
Оно как и слово «романтизм» происходит
от слова «роман». Понятие «романтизм»,
связанное со словом «романтический»,
приобрело новое смысловое наполнение
к романтизму стали относить все исключительное
(о чем пишут в книгах и что не встречается
в реальной жизни),воображаемое, фантастическое,
сверхъестественное, идеальное.
Сентиментализм. Значительно более влиятельным литературным направлением, чем классицизм, в конце XVIII – начале XIX века был сентиментализм. Под впечатлением от романа Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» поздние просветители очень быстро выдвинули в противоположность классицизму новое литературное направление Сентиментализм, получившее свое название от французского слова sentiment, которое в переводе на русский означает «чувство», «чувствительность» . Руссо по праву считается одним из зачинателей сентиментализма.
Сентиментализм
– литературное направление, которое
поставило в центр своих