Культура эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:37, контрольная работа

Описание работы

Первая половина XIX в. с точки зрения истории – историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 гг. и завершившаяся в Европе в конце 1840-х г., а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1580-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII в. и закончилась примерно в 1852 г. – год смерти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX в., второй завершил ее первый этап.

Содержание

Отличительные черты Просвещения
Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.
Тест.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

Работа  над ошибками.

Тема 18

Культура  эпохи Просвещения 

План

  1. Отличительные  черты  Просвещения
  2. Искусство  в  XVIII в. Рококо  и сентиментализм.
  3. Тест.
  4. Список используемой литературы.

 

  1. Отличительный черты просвещения

    Первая  половина XIX в. с точки зрения истории – историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 гг. и завершившаяся в Европе в конце 1840-х г., а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1580-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII в. и закончилась примерно в 1852 г. – год смерти В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX в., второй завершил ее первый этап.

    Содержанием истории в первой половине  XIX в. стали кризис всей феодально-монархической системы в Европе, начало буржуазного развития стран европейского континента, установление в них республиканских режимов, представительных правлений, а также противоречия в самом буржуазном строе и между государствами, которые выразились в революциях и войнах. После Великой французской революции народы всей Европы были втянуты в войны с Наполеоном. Россия оказалась в гуще исторических событий: она выиграла Отечественную войну 1812 г., переживала восстание декабристов на Сенатской площади, несколько войн с Турцией, усмирила польское восстание в начале 183-х годов и потерпела поражение в Крымской войне 1853-1856 годов, которая продемонстрировала, с одной стороны, беспримерный героизм русского солдата и офицера, а с другой – политическую, общественную и экономическую отсталость страны  (крестьянство все еще находилось в крепостной зависимости, личность была лишена необходимых политических свобод). Стало ясно, что Россия нуждалась в глубоких социально-политических реформах, без которых она не могла развиваться дальше.

    Европа  в начале XIX в. была ввергнута в полосу непрерывных войн, которая закончилась поражением Наполеона и высылкой его на остров Святой Елены. Во Франции и в других странах были восстановлены монархии. Однако вскоре после революции 1830 и 1831 годов власть перешла в руки финансовой аристократии, а после революция 1848 года была установлена так называемая 2-я республика. Все это оказывало сильное влияние на политическую жизнь всех стран.

    В первой половине столетия продолжались колониальные войны и передел  заморских владений. Англия захватывает  Индию и Бирму, Франция – Алжир, однако Испания и Португалия теряют владения в Америке (за исключением  Кубы). В колониальные воины вступают США. Политическая карта мира постоянно  перекраиваются. В ходе нескончаемых войн независимость получили Бельгия, Греция, автономию – Сербское княжество. Крупным событием было добровольное присоединение к России областей Закавказья и Бессарабии.

    Понятно, что в это время не замирала ни общественная, ни научная, ни культурная жизнь различных стран.

    Наука в мире развивалась в направлении, заданном теоретической мыслью XVIII века. Среди ученных, сделавших открытия мирового значения в области математики естествознания, - Лобачевский, Лаплас, Гаусс, Фарадей, Ампер, Джоуль, Гельмгольц. Сочинения географов, натуралистов, путешественников становятся незаменимой частью духовной жизни людей и влияют на их взгляды, в том числе на эстетические представления. Известно, что исследования Александра Гумбольдта и стиль его научных сочинений оказали сильное воздействие на формирование романтизма. Писатели заинтересовываются научными изысканиями и гипотезами в области эволюционной теории, которые были в изобилии представлены таким людям, как Ламарк, Жоффруа, Сент-Илер, Бэр и др. Особое значение для развития литературы имели философия и история. Без усвоения немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) нельзя вполне понять творческие системы романтиков и реалистов, а без чтения исторических труда Гердера, Винкельмана, Карамзина трудно постичь принципы художественного историзма, проявившиеся в сочинениях Вальтера Скотта, А. Пушкина и Л. Толстого.

    Литературное  развитие, взятое в целом, можно охарактеризовать как постепенную смену литературных направлений, как движение от классицизма  к сентиментализму, романтизму и  реализму. При этом нужно учитывать  следующие обстоятельства. Во-первых , смена одного направления другим не совершалась в строго определенные календарные сроки. Нельзя, например, сказать, что 19 октября 1825 года реализм  вытеснил с литературной арены романтизм. Для того чтобы победа реализма стала  явной, необходимо время, в течение  которого появилось достаточно большое  количество произведений, продемонстрировавших неоспоримые в глазах современников  – писателей и читателей преимущества реализма по сравнению с романтизмом. Его качественные достоинства при  всей их относительности должны стать  очевидными в теоретическом и практическом планах для целого поколения художников слова. Во-вторых торжество одного литературного направления над другим нельзя понимать как полное исчезновение предшествующего (рядом с писателями-реалистами, например, в первой и во второй половине XIX века публикуют свои сочинения и писатели-романтики) или как его полное исключение из литературы практики (например, многие свойства романтизма, прежде всего понимание им жизни как текучей, изменчивой стихии, были подхвачены реалистами). Следовательно, смена предшествующего направления последующим должна стать не только предметом полемики, отторжения и преодоления, но и продолжением, усвоением, переосмыслением и преображением.

    Возникновение новых идей, взглядов и новых словесно-художественных форм предполагают смену литературных направлений. Исходя из этого, содержание литературного процесса в России  на протяжении XIX века составляет переход от мышления жанрами («жанровое мышление») к мышлению литературными стилями и индивидуально-авторскими стилевыми системами, а затем к созданию «литературных школ», обладающих своими программами (это последняя стадия литературного процесса уже не укладывается в хронологические рамки XIX столетия).

    На  знамени Великой французской  революции, направленной против феодально-монархического режима в защиту буржуазных свобод, были написаны три слова: «Свобода. Равенство. Братство». Французы требовали  республики, равенства всех сословий и каждого человека перед законом. В России идеи революции нашли  живой отклик, и тому были свои национальные причины . Просвещенные круги, которые составляли в ту пору меньшинство, желали упразднения или ограничения самодержавной власти, отмены крепостного права, установления твердой законности, личных свобод и защиты личности, просвещения широких слоев народа. Вследствие этого русское общество внимательно следило за ходом Французской революции. Ее восприятие в России прошло в три этапа:

    Первый  этап (1789-1791) – созыв Генеральных  штатов, провозглашение демократических  свобод – был встречен восторженно. Примеривая к себе Французскую революцию, русские дворяне рассуждали о  конституции, раскрепощении крестьян, о гражданских свободах, но большинство  их них не желало, ни конституции, ни освобождения землепашцев.

    Второй  этап (1792-1793) – казнь короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, установление якобинской диктатуры и кровавая расправа над ее противниками – был воспринят резко отрицательно. Эта фаза Французской революции вызывает недоумение и растерянность в русском обществе, не принявшем разгула бессмысленных убийств и торжества террора потерявшей человеческий облик и обезумевшей крови толпы. В этой оценке сходились такие разные столь разные писатели, как Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев.

    Третий  этап (1793-1794), приведший, в конце концов, к власти Наполеона, применил часть  дворян с Французской революцией поскольку Франция получила чаемые ею свободы и законы, стала быстро и успешно развиваться.

    В Европе классицизм предшествовал эпохе  Просвещения и во многом способствовал  ее расцвету, а России классицизм и  Просвещение возникли одновременно. Просветители, как и классицисты, обращались к разуму человека, возлагали надежду на просвещенного монарха и ратовали за свободное развитие науки. Девизом просветителей стало выражение «Господи,  просвети меня». Просветители стремились внушать разумные идеи другим, «просвещать, развивая».

    Просветители, веря в конечное торжество Разума, в гармонию будущего миропорядка, все  более убеждались в том, что ни государство ни общество, ни народ  не наделены истинным Разумом. Настоящий  Разум поселился, с их точки зрения, в головах философов, мыслителей, ученных, которые обязаны донести  его свет до сознания правителей, их приближенных и народов. Просветитель общества, прежде всего монархов, внушить  им разумные понятия – вот какую  задачу поставили перед собой  просветители. Отсюда произошло название всей эпохи – «Просвещение». Оно  означало также, что просветители всячески поощряли знания, науки, искусства,  презрительно относились к невежеству. Таким образом, между классицизмом и Просвещением много общего, но они не тождественны друг к другу. Классицизм – это прежде всего  литературное направление. Просвещение  – это значительное и плодотворное идеологическое и  культурное движение в истории человечества.

    Идеи  Просвещения, овладев образованными  слоями разных национальных обществ, вскоре подчинили своему воздействию искусство  классицизма, сообщив ему новый  толчок для развития. Современники и потомки были убеждены, что именно Просвещение и просветители (Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.) подготовили  свои сочинения Великую французскую  революцию.

    Ранние  просветители (Вольтер) не сомневались  ни во всесилии Разума, ни в его конечном торжестве: мир будет построен на разумных понятиях. У поздних просветителей (Руссо) веры в могущество Разума и  будущую гармонию мироустройства поубавилось. Просветители не могли не заметить, что, несмотря на их усилия, мир жил  по каким-то своим законам, не очень-то прислушиваясь к их разумным и  гуманным наставлениям. Ранние просветители не придавали несчастному случаю серьезные значения. Считая его отклонением от нормы, не нарушающим, однако, общей гармонии. Поздние просветители из этого сделали вывод: человеческий разум и Разум вообще не всесильны, а гармония мира зависит не от Разума. Они пришли к заключению, что недооцененные ими Чувства способны лучше устроить , счастье человека на земле, чем слишком холодный и отвлеченный в своих требованиях Разум. От культа Разума европейские интеллектуалы готовили постепенный переход к культу Сердца.

    Поздние просветители пришли к мнению, что  в просвещении и в воспитании нуждаются и разум и сердце.  Причем просвещают и воспитывают  душу окружающий мир, авторитетные, знаменитые умы и сам человек. Воспитание должно быть обязательно дополнено  самовоспитанием (может случиться  и так, что человека воспитывают, а он не хочет этим воспользоваться) . Надо прежде всего пожелать себе сделаться  человеком. И если все люди поставят перед собой такую задачу, то все естественным образом устремятся к добру и совершенному миропорядку. Отсюда следовало, что дорога к общественной гармонии лежит через самосовершенствование человека. Теперь самый ход истории стал зависеть от степени просвещенности сердца человека, от уровня его восприятия.

    В произведениях поздних просветителей  на первый план вышли герои, способные  к душевным порывам, тонким чувствам, добрым движениям сердца. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга, «Памела, или Вознагражденная добродетель» Сэмюэла Ричардсона, «Страдания молодого Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте –  вот выдающиеся сочинения просветителей, которые отдали сфере Чувства  явное предпочтение перед потерявшим безусловное доверие Разумом.

    Наиболее  решительно порвал с идеологией и  литературой ранних просветителей  французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, создававший роман  «Юлия, или новая Элоиза».

    Романтизм. В середине XVII века впервые было зафиксировано употребление слова «романтический». Оно как и слово «романтизм» происходит от слова «роман». Понятие «романтизм», связанное со словом «романтический», приобрело новое смысловое наполнение к романтизму стали относить все исключительное  (о чем пишут в книгах и что не встречается в реальной жизни),воображаемое, фантастическое, сверхъестественное, идеальное.                                                                                             Романтизм – первое направление в литературе, которое непосредственно возникло в новую литературную эпоху и пыталось дать философский и художественный ответ на изменившийся после Великой французской революции мир. Романтизм проникает в русскую литературу позже, чем в Германию и Англию, но раньше, чем во Франции и Америке.    

  1. Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.

    Сентиментализм. Значительно  более влиятельным литературным направлением, чем классицизм, в конце  XVIII – начале XIX века был сентиментализм. Под впечатлением от романа Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» поздние просветители  очень быстро выдвинули в противоположность классицизму новое литературное направление Сентиментализм, получившее свое название от французского слова sentiment, которое в переводе на русский означает «чувство», «чувствительность» . Руссо по праву считается  одним из зачинателей сентиментализма.

    Сентиментализм  – литературное направление, которое  поставило в центр своих художественных интересов обыкновенного человека, наделенного глубокими, тонкими  чувствами и особым даром –чувствительностью, способностью сочувствовать другим  людям, сострадать им в несчастьях и  горестях, бескорыстно, без всякого  расчета разделять с ними радость.

Информация о работе Культура эпохи Просвещения