Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:12, реферат
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет человеку с пользой для него овладеть природой и стать “господином и хозяином” этой природы (Р.Декарт).
Введение……………………………………………………………………………. 3
Общая характеристика философии эпохи Просвещения….………………….4
Философия Просвещения в Англии……………………………………………6
2.1 Сенсуализм Джона Локка…………………………………………..….7
2.2 Деизм в философии английского Просвещения………………….….7
2.3 Исаак Ньютон……………………………………………………..……7
2.4 Идеализм и агностицизм в английском Просвещении………………8
2.5 Джордж Беркли…………………………………………………...…….8
2.6 Давид Юм ……………………………………………………………....9
Философия просвещения во Франции…………………………………...…….9
3.1 Французский материализм XVIII века………………………………10
3.2 Дени Дидро…………………………………………..………………..10
3.3 Социально-философское крыло французского Просвещения ...…..10
3.4 Монтескье Шарль Луи……………………………………….….……11
3.5 Вольтер (Аруэ) Мари……………………………………...………….11
3.6 Руссо Жан-Жак ……………………………………………….………12
Философия просвещения в Германии…………………………………..…….13
4.1 Готфрид Лейбниц ………………………………………………….…13
4.2 Монадология Лейбница ……………………………………………...13
4.3 Теодицея Лейбница ……………………………………………….….14
4.4 Лессинг Готхольд Эфраим ………………….……………………….14
4.5 Гердер Иоганн Готфрид ………………….……………………….…14
Заключение……………………………………………………………………...…15
Список литературы…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Международный Славянский
Институт
Факультет
экономический
Специальность:
Финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
предмету «Философия»
на
тему «Философия эпохи
Просвещения».
Выполнила: студентка гр. 116 - ФиК
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
4.1 Готфрид Лейбниц ………………………………………………….…13
4.2
Монадология Лейбница ………………………
4.3
Теодицея Лейбница ………………………………
4.4
Лессинг Готхольд Эфраим ………………
4.5 Гердер Иоганн Готфрид ………………….……………………….…14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
XVII
и XVIII века – это время особых
исторических изменений в
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в людской разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что разум человека безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие
мыслители XVIII века уверенно стали объявлять,
что первой и главной обязанностью
любого “истинного друга прогресса и
человечества” является “просветление
умов”, просвещение людей, приобщение
их ко всем важнейшим достижениям науки
и искусства. Эта установка на просвещение
масс стала настолько характерной для
культурной жизни европейских стран в
XVIII веке, что впоследствии XVIII век был
назван веком Просвещения, или эпохой
Просвещения.
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
При всем разнообразии мнений большинства мыслителей эпохи Просвещения, все они сходились в ее оценке как передового, новаторского явления, например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций.
Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств.
Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.
Целями и философскими идеалами Просвещения являлись свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, вера в человеческий разум, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм и суеверий. Одним словом, назрела необходимость их осмысления на уровне новейших достижений обществоведения и философии.
Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма.
Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь: выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
Эти
умонастроения формировались
Кое в чем умонастроение этого периода родственно духу эпохи Возрождения; однако есть здесь и различие. Во-первых, в XVIII в. значительно сильнее, чем в XVII, подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики; согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII вв. на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком в философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. Просвещение - оптимистическая философия быстро крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. Вольтер любил говорить: "Однажды все станет лучше - вот наша надежда". Без стараний просветителей эта надежда могла и не осуществиться, многое было бы потеряно.
В
работе "Ответ на вопрос: Что такое
Просвещение?" (1784) И. Кант пишет следующее:
"Просвещение - это выход человека
из состояния несовершеннолетия, в
котором он находится по собственной
вине. Несовершеннолетие - это неспособность
пользоваться своим рассудком без руководства
со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие
по собственной вине имеет причиной не
недостаток рассудка, а недостаток решимости
и мужества пользоваться им без руководства
со стороны кого-то другого. Имей мужество
пользоваться своим собственным умом!
- таков девиз эпохи Просвещения". Ее
характеризует твердая, хотя временами
и наивная вера в человеческий разум; необходимость
его освобождения от предрассудков и метафизических
догм путем критического пересмотра интеллектуальных
ценностей; освобождения от религиозных
суеверий и морально-нравственных предрассудков.
2
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В АНГЛИИ
Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма, философия шотландской школы.
2. 1 Сенсуализм Джона Локка
Джон Локк (1624-1704 гг.) автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. "В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах". Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, а объект внутреннего опыта - деятельность самой души.
Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения.
Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.
2. 2 Деизм в философии английского Просвещения
Деизм
есть характерная для Просвещения
попытка компромисса между
2. 3 Исаак Ньютон
Исаак Ньютон (1643-1727) более известен как математик и физик, создатель классической механики. Основной труд "Математические начала натуральной философии". В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. Механика Ньютона - это образец теории, полученной путем дедуктивного вывода. Он противопоставлял естественно - научное знание натурфилософским спекуляциям и в этих целях предложил структуру научного метода : законы и понятия устанавливаются через эмпирическую индукцию и служат фундаментом науки. Затем эти законы и принципы математически и символически выражаются и разворачиваются в научную систему через раскрытие исходных априорных допущений с помощью дедукции. Гипотеза как вероятностное знание допускается, но имеет второстепенное значение.