Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:59, реферат
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.
Введение
Особое место этой
эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось
в полученных ею эпитетах "Век
разума", "Эпоха Просвещения.
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
1. Этика эпохи
Просвещения
Выдвинув идею формирования
личности, просветители показали, что
человек обладает разумом, духовной
и физической силой Люди приходят
в мир равными, со своими потребностями,
интересами, удовлетворение которых -
в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы
просветителей волнует идея равенства,
что только перед Богом, но и перед
законами, перед другими людьми.
Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи
Избавление от всех
социальных неурядиц просветители видели
в распространении знаний. И не
без их участия в эпоху Просвещения
победу одержал рационализм, развившийся
в западноевропейской мысли еще
в Средние века. В статье "Ответ
на вопрос: что такое Просвещение?"
И. Кант писал:
Просвещение - это
выход человека из состояния своего
несовершеннолетия, в котором он
находится по собственной вине. Несовершеннолетие
есть неспособность пользоваться своим
рассудком без руководства со
стороны кого-то другого. Несовершеннолетие
по собственной вине - это такое,
причина которого заключается не
в недостатке рассудка, а в недостатке
решимости и мужества пользоваться
им.
Неудивительно, что
религия в той форме, в какой
преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам
в пылу борьбы крайностей врагом человека.
В глазах просветителей-деистов. Бог
превратился в силу, которая лишь
внесла определенный порядок в извечно
существовавшую материю. В эпоху Просвещения
стало особенно популярным представление
о Боге как великом механике и о мире как
огромном механизме.
Благодаря достижениям
естественных наук возникло представление,
что время чудес и загадок
миновало, что все тайны мироздания
раскрыты и Вселенная, и общество
подчиняются логичным, доступным
человеческому разуму законам. Победа
разума - второй характерный признак
эпохи.
Третий характерный
признак эпохи Просвещения - исторический
оптимизм.
Эпоха Просвещения
по праву может быть названа "золотым
веком утопии". Просвещение, прежде
всего, включало в себя веру в возможность
изменять человека к лучшему, "рационально"
преобразовывая, политические и социальные
устои.
Ориентиром для
создателей утопий XVIII в. служило "естественное"
или "природное" состояние общества,
не ведающего частной
Возрожденческий идеал
свободной личности приобретает
атрибут всеобщности и
Глубокие изменения
в социально-политической и духовной
жизни Европы, связанные с зарождением
и становлением буржуазных экономических
отношений обусловили основные доминанты
культуры XVIII в.
Главными очагами
Просвещения были Англия, Франция, Германия.
С 1689 г. - года последней революции
в Англии - начинается эпоха Просвещения.
Это была славная эпоха, начатая
одной революцией и закончившаяся
тремя: промышленной - в Англии, политической
- во Франции, философской и эстетической
- в Германии. За сто лет - от 1689 до
1789 гг. - мир изменился. Все больше
выветривались остатки
XVIII столетие подготовило
также господство буржуазной
культуры. На смену старой, феодальной
идеологии пришло время
В философии Просвещение
выступало против всякой метафизики
(науки о сверхчувственных принципах
и началах бытия). Оно содействовало
развитию любого рода рационализма (признающего
разум основой познания и поведения
людей), в науке - развитию естествознания,
достижение которого оно часто использует
для обоснования научной
В истории человечества
просветителей волновали
В области морали
и педагогики Просвещение проповедовало
идеалы гуманности и возлагало большие
надежды на магическую силу воспитания.
В области политики,
юриспруденции и общественно-
Просветители были
материалисты и идеалисты, сторонники
рационализма, сенсуализма (основой
познания и поведения считали
ощущения) и даже божественного провидения
(уповали на волю Бога). Часть из них
верила в неизбежный прогресс человечества,
другая - рассматривала историю как
общественный регресс. Отсюда и своеобразие
конфликта между историческим сознанием
эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим
знанием - конфликта тем более
обострявшегося, чем обстоятельнее
определяла сама эпоха свои исторические
предпочтения, особую роль в текущем
и грядущем развитии человечества.
Как течение общественной
мысли Просвещение представляло
собой некое единство. Заключалось
оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Это,
прежде всего цели и идеалы Просвещения,
такие, как свобода, благосостояние
и счастье людей, мир, ненасилие,
веротерпимость и др., а также
знаменитое вольнодумство, критическое
отношение к авторитетам
Эпоха Просвещения
явилась важнейшим поворотным пунктом
в духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы социально-
Просветители происходили
из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, представителей
торгово-промышленных кругов. Разнообразны
были и условия, в которых они
жили. В каждой стране просветительское
движение носило отпечаток национальной
самобытности.
Особая роль Англии
в истории Европейского Просвещения
заключалась, прежде всего, в том, что
она была его родиной и во многих
отношениях первопроходцем. В Англии
в XVII-XVIII вв. после революции и
гражданских войн сгладились резкие
противоречия в обществе. Развитие
парламентаризма привело к
В основных чертах политическая
программа Английского
Как и большинство
просветителей, Локк исходит из идеи
неотъемлемых прав изолированных индивидов
и их частных интересов. Правопорядок
должен обеспечить возможность получения
выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались
также свобода и частный интерес всех
остальных. Локк подчеркивал:
Мы рождаемся на
свет с такими способностями и
силами, в которых заложена возможность
освоить почти любую вещь и
которые, во всяком случае, могут повести
нас дальше того, что мы можем
себе представить, но только упражнение
этих сил может сообщить нам уменье
и искусство в чем-либо и вести
нас к совершенству.
Подчеркивая значение
личного творческого усилия каждого
человека, его знаний и опыта, английские
просветители как нельзя лучше усвоили
потребности общества XVIII в., осуществлявшего
беспрецедентный поворот в
На английских просветителей
наложили отпечаток и взгляды
философа XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679), который
считал, что люди равны от природы.
Но в процессе развития возникает
неравенство, а из-за неравенства
проистекает взаимное недоверие. Из-за
взаимного недоверия - война. При
отсутствии гражданского состояния
всегда имеется война всех против
всех, убыточная для всех. Поэтому
люди путем договора объединились в
государство, чтобы тем самым
получить защиту и возможность гуманной
жизни. По мнению Гоббса, лишь Левиафан
в состоянии оградить общество от
постоянных проявлении эгоистических
страстей.
Гоббс использовал
этот образ для описания могущественного
государства, которое способно оградить
общество от постоянных проявлений эгоистических
страстей отдельных его членов.
В XVIII в. этику себялюбия,
или разумного эгоизма развили
английский писатель Бернард Мандевиль
(1670-1733) и философ Иеремия Бентам
(1748- 1832). Мандевиль прославился своей
сатирической "Басней о пчелах"
(1714), в которой, не колеблясь, представляет
эгоизм движущей силой всей нравственной
и культурной жизни. Бентам считал,
что с помощью морали, а также
законодательства можно регулировать
человеческие поступки таким образом,
чтобы они приносили как можно
больше счастья. Согласно Бентаму высшая
цель человеческой жизни - наивысшее
счастье наибольшего числа
Социально-экономическая
подоплека защиты просветителями частного
интереса очевидна - они выступали
за свободу частной собственности.
Но в этом проявился и их оптимизм,
так как они видели в эгоизме
источник благосостояния общества. И
надо признать, что вера английских
просветителей в благотворную силу
свободы в сочетании с частным
интересом в значительной мере оправдалась.
На протяжение XVIII в. в Англии не было
значительных социальных конфликтов.