История Философии нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

в Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------стр.2
Предметы и задачи Нового времени--------------------------стр.3
Предмет философии Нового времени
2.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.-----------------------------------------------------------------стр.4
Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.--стр.5
Логика, методология и методы научного познания.
Историко-филосовское становление научной методологии в период Нового времени ------------------------------------------------------------стр.7
Декарт как представитель рационализма. -------------------------стр.9
Бэкон как представитель эмпиризма. -----------------------------стр.10

4. Эпоха Возрождения.--------------------------------------------------стр.12
Общая характеристика эпохи. ---------------------------------стр.13
5. Гуманистическая мысль -------------------------------------------стр.13
5.1 Эпоха Возрождения и Реформация. -------------------------------стр.14
6. Социально - Философская мысль -------------------------------стр.15
6.1 Философские взгляды Макиавелли--------------------------------стр.15
7. Натурфилософия эпохи Возрождения --------------------------стр.15
7.1 Гелиоцентрическая система мира Коперника --------------стр.16
8. Учение Кузанского о безграничности космоса. --------------стр.16
9. Натурфилософия Джордано Бруно.------------------------------стр.16
10. Вывод.-------------------------------------------------------------------стр.17
11. Список литературы.-------------------------------------------------стр.17

Работа содержит 1 файл

история философии нов времени.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РФ

ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ИСКУССТВА  И КУЛЬТУРЫ 

Факультет культурологии

Кафедра философских и общественных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: История философии нового времени 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу

«культурология»

Студентки 2 курса группы ЗМТ/10-1

Петряковой  Ольги Владиславовны

Преподаватель:

Лобанов Сергей Дмитриевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011 

                               Содержание.

  1. Введение --------------------------------------------------------------стр.2
  2. Предметы и задачи Нового времени--------------------------стр.3
    1. Предмет философии Нового времени  

2.2 Основные проблемы, поднимаемые философией  Нового времени.-----------------------------------------------------------------стр.4

  1. Учение  о методе познания. Эмпиризм и рационализм.--стр.5
    1. Логика, методология и  методы научного познания.
    2. Историко-филосовское становление научной методологии в период Нового времени ------------------------------------------------------------стр.7
    3. Декарт как представитель рационализма. -------------------------стр.9
    4. Бэкон как представитель эмпиризма. -----------------------------стр.10
 

4. Эпоха Возрождения.--------------------------------------------------стр.12

    1. Общая характеристика эпохи. ---------------------------------стр.13

5. Гуманистическая мысль -------------------------------------------стр.13

     5.1  Эпоха Возрождения и Реформация. -------------------------------стр.14

6. Социально - Философская  мысль -------------------------------стр.15

            6.1 Философские взгляды Макиавелли--------------------------------стр.15

7. Натурфилософия эпохи  Возрождения --------------------------стр.15

            7.1 Гелиоцентрическая   система мира  Коперника --------------стр.16

8. Учение Кузанского  о безграничности  космоса. --------------стр.16

9. Натурфилософия Джордано  Бруно.------------------------------стр.16

10. Вывод.-------------------------------------------------------------------стр.17

11. Список литературы.-------------------------------------------------стр.17

  
                                               1.Введение.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности.  Рассматривая эпоху  Средневековья как простой перерыв  в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф  итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции,  согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей  цивилизации  классической культуры, историки того времени  полагали,  что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.  Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем и в других странах сформировалась  и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

     Анализ памятников культуры Возрождения  свидетельствует об  отходе от  многих важнейших принципов феодального  мировоззрения. Средневековый аскетизм  и презрение ко всему земному  сменяются теперь жадным  интересом  к реальному миру,  к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой  поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному,  представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его  духовным  миром.  При  всей сложности и  неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации  человеческой  личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о  человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков  Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы.  Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную  картину  мира. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа,  сколько художник,  который в своей творческой деятельности уподобляется Богу.  В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. 

     Изобразительное искусство Возрождения  во многих отношениях представляет  контраст  средневековому. Оно знаменует  становление реализма надолго  определившего развитие  европейской   художественной  культуры. Это сказалось  не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой,  иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов,  но и в радикальном обновлении всей художественной системы.  В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека,  поэтому одной из важных проблем,  ставших перед художниками, была проблема пространства. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира  и человека должно было  опираться  на их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно,  что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

     Искусство античности  составляет  одну  из  основ художественной  культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было  использовано и в средние века,  например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии,  в готическом искусстве.  Но отношение к этому наследию было различным.  В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то,  что созвучно  их собственным устремлениям,  - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира,  перед величием героического подвига.  Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики,  искусство  Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный  мир  человека  становится  все  более сложным и многогранным.

          В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные  феодалы,  теперь  значительно  расширяется круг заказчиков  и изменяется их социальный состав.  Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников,  и купеческие гильдии,  и  городские власти,  и частные лица - как знать, так и бюргеры. Наряду с  монументальными все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте,  скульптура из дерева, бронзы и майолики. Хронологические границы развития искусства Возрождения  в  разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с  итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому  отражению реальности.  Эту  черту  в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира  человечества". Искусство Возрождения  делится на четыре этапа:  Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец  XV  века первые три десятилетия XVI века),  Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий:  дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто -  XVI век.

                 Эпоха Нового времени.

2.Предметы и  задачи философии Нового времени.

            

              

Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.

Предпосылки для  формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются  проблемы природы познания и его  возможностей, отношения знания и  реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

      Понятие является результатом исторического  опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.  Т.о. чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:

  1. практическая деятельность в широком смысле;
  2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

      В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.  Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существуют два важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Информация о работе История Философии нового времени