Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

     1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени

     Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство  городов, кораблестроение, военное  дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

     Э. Торричелли экспериментально установил  факт давления воздуха, изобрел ртутный  барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического  элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его  роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного  права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).

     Такое развитие науки не могло не оказать  воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой  и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и  давления церкви возникает учение о  всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

     Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания.

     В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах  человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.

     В эту эпоху формируется вера в  безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать  и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей  роль науки. Наука не самоцель, ею нужно  заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому  роду, увеличивать его власть над  природой.

     Одной из важных особенностей этой парадигмы  является стремление утвердить новое  представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия  как действительной реальности. Именно природа, а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки  зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание.

     Особенностью  науки нового времени является, с  одной стороны, опора на опытно-экспериментальное  знание как главное средство достижения новых, практически действенных  истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С  другой стороны, в развитии науки  этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие  к возникновению алгебры, аналитической  геометрии, к созданию дифференциального  и интегрального исчислений и  др.

     Лидером естествознания в Новое время, благодаря  научной революции 16 - 17 вв., стала  механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или  с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние на формирование новой картины  мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая и метафизическая картина мира. Все явления природы трактуются как машины  или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое движение. Распутывание этого хаоса и его трансформация в космос происходит уже спонтанно в соответствии с закономерностями механического движения и подчинено жесткой однозначной детерминации. Бог становится внешним "щелчком" по отношению к созданному им миру.

     Таким образом, если в средние века философия  выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия  выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и  стиль мышления, и принципы, и  методы, и идеалы, и ценности. 

     2. Эмпиризм и рационализм - главные направления философии нового времени

     В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается  как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами  природы, которые раскрывают тайну  своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает  и исследует вещи ("посторонний  наблюдатель").

     Новое время - это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой  схоластики. Критика схоластики и  формирование новой философской  парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая  несоответствие схоластических установок  и понятий требованиям жизни, философы 17 в. - Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс - утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

     С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии  авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского  вероучения и положения, содержащиеся в работах "отцов церкви" и Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического познания. Они - Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц - видели в истинах математики проявление "естественного света" человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного "откровения божия" способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма.

     Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские воззрения: математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении преобразования ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совершенно иную архитектуру философских  представлений.

     Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным  рассуждениям о Боге, природе и  человеке доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном  познании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним крупнейшим философом Возрождения и зачинателем философии нового времени.

     Ф. Бэкон впервые сформулировал  идею универсальной реформы человеческого  знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. "Истина - дочь Времени, а не Авторитета" - бросает Бэкон свой знаменитый афоризм. Отныне, по его мнению, открытия надо искать в свете Природы, а не во мгле Древности.

     "Целью  нашего общества является познание  причин и скрытых сил всех  вещей и расширение власти  человека над природой, покуда  все не станет для него возможным". Только истинное знание, по мнению Бэкона, дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Два человеческих стремления - к знанию и могуществу - находят здесь свою оптимальную равнодействующую. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. И об этом очень подробно он пишет в "Новой Атлантиде".

     Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут, прежде всего, за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей.

     Поиск метода для получения позитивного  научного знания - является одной из главных проблем, которую стремился  решить Ф. Бэкон. Основные его идеи изложены в таких работах: "Новый Органон  наук"(1620), "О достоинстве и  приумножении наук"(1623), "Новая  Атлантида"(1627). В них разрабатывается  философская доктрина, нацеленная на установление "царства человека" на основе естественных наук, технических  изобретений и усовершенствований.

     В противоположность дедуктивной  логической теории аристотелевского "Органона" Бэкон обосновал индуктивную  концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент  и определенная методика их анализа  и обобщения. Центральное место  в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. Научное  знание, по мнению Бэкона, проистекает  не просто из непосредственных чувственных  данных, а из целенаправленно организованного  опыта, эксперимента. Эксперимент дает возможность ставить изучаемую  вещь в искусственные ситуации, в  которых наиболее отчетливо проявляются  те или иные ее признаки.

     Английский  мыслитель выделял два типа опытов - "плодоносные" и "светоносные". Первые - приносят непосредственную пользу человеку, вторые - приводят к новому знанию. Разработка методологии проведения таких экспериментов - несомненная  заслуга Бэкона, хотя экспериментальный  метод в естествознании был изобретен  и применялся еще Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем.

     Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил  в "Новом Органоне" и она  по существу смыкается с его учением  об индукции, с попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения  эмпирического материала. При этом он обосновывает метод научной индукции, "которая производила бы в опыте  разделение и отбор путем должных  исключений и отбрасывании делала бы необходимые выводы". Метод индукции - это логический путь движения мысли, характеризующий переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять и разлагать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

     Теория  индуктивного метода органически связана  в учении Бэкона с его аналитической  методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются  для выявления форм "простых  свойств", или "природ", как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, разлагаются все физические тела.. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии науки превратился в прочную традицию английского философского эмпиризма. Оправданность позиции Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика занималась изучением как раз такого рода феноменов, исследуя природу плотности, упругости, тяготения, теплоты, цвета, магнетизма.

     В пылу критики умозрительных абстракций и спекулятивной дедукции Бэкон  недооценил роль гипотез и возможностей гипотетико-дедуктивного метода в науке. А этому методу, состоящему в том, что выдвигаются определенные постулаты (аксиомы) или гипотезы, из которых затем выводятся следствия, проверяемые на опыте, следовали и Архимед, и Галилей, и Гильберт, и Декарт и другие ученые. Опыт, которому не предшествует какая-то теоретическая идея и следствия из нее, просто не существует в науке.

     Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. При ее решении  Ф. Бэкон исходит из того, что Бог  создал человеческий разум подобно  зеркалу, способному отобразить всю  Вселенную. Поэтому истина - это точное отображение предметов и явлений  природы, а заблуждение - искажение  этой зеркальной "копии" вследствие воздействия различных факторов, которые засоряют сознание и которые  Бэкон называет "идолами".

     В "Новом Органоне" английский мыслитель  выделяет факторы, которые порождают  эти заблуждения. Среди них: "идолы  рода", "идолы пещеры", "идолы  площади", "идолы театра". "Идолы (призраки) рода" обусловлены человеческими  чувствами и его разумом, которые  часто обманывают нас, уподобляясь  неровному зеркалу. Несовершенство органов чувств преодолевает, по мнению Бэкона, экспериментальный метод, который  фиксирует явления природы в их независимости от чувств. Эти идолы самые устойчивые; полностью искоренить их невозможно, но их можно нейтрализовать, максимально затормозив их действие.

     Кроме "идолов", общих всему человеческому  племени, у каждого человека имеется "своя особая пещера" - "идолы  пещеры", которая дополнительно "ослабляет  и искажает свет природы" (индивидуальные особенности человеческой психики  и физиологии, характер человека, его  воспитание и т.п.). По Бэкону исправить  опыт индивида может коллективный опыт. Часть заблуждений коренится, по его мнению, в несовершенстве и  неточности языка - "идолы площади" - (неправильное употребление слов особенно распространено на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений. И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мнений  - "идолы театра". Это оказывает тормозящее воздействие на развитие научного знания. Но как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они могут быть преодолены и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой науки и истинного метода.

Информация о работе Философия нового времени