Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Философия Ф.Бэкона……………………………………………………5
Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Р.Декарта……….9
Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма…………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение…………………………………………………………………….2

  1. Философия Ф.Бэкона……………………………………………………5
  2. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Р.Декарта……….9
  3. Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма…………………………12

    Заключение…………………………………………………………………16

    Список литературы………………………………………………………...18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     XVII  век открывает следующий период  в развитии философии, который  принято называть философией  Нового времени. Начавшийся еще  в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.

     В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в  Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений  в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране.

     Развитие  нового – буржуазного – общества порождает изменение не только в  экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

     Развитие  науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков и  ослаблением влияния церкви, вызвали  к жизни новую ориентацию философии.

     Поэтому для понимания проблем, которые  стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  именно в этот период; и, во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место  в мировоззрении этой эпохи, то и  в философии на первый план выходят  проблемы теории познания – гносеологии.

     Уже в эпоху Возрождения средневековая  схоластическая образованность была одним  из предметов постоянной критики. Эта  критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Философия Ф.Бэкона. 

     На  протяжении всех этих веков развитие философии было неразрывно связано  с ходом Научной Революции, сопровождая, стимулируя и поддерживая ее и  получая от нее взамен импульс  к переменам. Действительно, философия  приняла совершенно новое обличье  и обрела новый склад, переступив порог третьей великой эпохи  в истории западного мышления.  С началом Нового времени философия  стала утверждаться как совсем независимая  сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться  от пут религии, дабы вступить в новый  союз с наукой. Семнадцатый век  нередко называют «веком науки».

     Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением  наук», если воспользоваться названием  сочинений Ф. Бэкона.

     В центре внимания новой философии  — теория познания, отработка методов  истинного знания для всех наук.

Первым исследователем природы в Новое время был  английский философ Френсис Бэкон (1561—1625). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что  высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения  отдельных проявлений, то есть исходил  из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов):

- «Призрак рода»  заключается в стремлении человека  описать мир по аналогии с  жизнью, господствующей в обществе;

- «Призрак пещеры»  — в зависимости от своих  субъективных пристрастий;  - - «Призрак  рынка» («призрак площади») — в  зависимости от расхожего мнения остальных;

- «Призрак театра»  — в слепом подчинении авторитетам.  Был глубоко верующим человеком,  разделял науку на теологию (занимающуюся  изучением высшего, познать которое  невозможно умом, а возможно лишь  через божественное откровение) и философию (изучающую природу  с помощью опыта и разума).

     «Чтобы  глубже проникнуть в тайны самой  природы… нужно без колебания  вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель —  исследование истины.»

Необходимо уметь  распознавать все эти "идолы" и  преодолевать их. Построение понятий "через  истинную индукцию, - утверждал Ф. Бэкон, - есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать  идолы".

     Указывая  на плачевное состояние науки, Бэкон  говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи  были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

     Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом  Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона "Новый Органон".

     "Человек,  слуга и истолкователь Природы,  ровно столько совершает и  понимает, сколько он охватывает  в порядке Природы; свыше этого  он не знает и не может  ничего" - этим афоризмом Бэкона  открывается его "Новый Органон".

     В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

     Индукция  может быть полной (совершенной) и  неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Пытаясь создать  «истинную индукцию», Бэкон искал  не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие  его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением  и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью  своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта.

     Основав свою философию на понятии опыт, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон  тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских  традиций новоевропейской философии.

     В силу ряда исторических обстоятельств  эмпиризм в Новое время получил  свое преимущественное развитие в Англии. Само слово «эмпирия» в переводе с греческого означает именно «опыт».

     Родоначальником эмпиризма был английский философ  Фрэнсис Бэкон. Как и большинство  мыслителей его эпохи, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает  предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому  роду; в отличие от тех, кто видел  в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто  относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Наука  — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать  причинную связь природных явлений  ради использования этих явлений  для блага людей. «...Речь идет,— говорил Бэкон, имея в виду назначение науки,— не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике… Итак, два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же...» Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.

     Влияние философии Бэкона на современное  ему естествознание и последующее  развитие философии огромно. Его  аналитический научный метод  исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную  роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Рене Декарта. 

     Рене  Декарт (1596—1650) — французский математик  и философ. Если Френсис Бэкон  рассматривал опыт как основную отправную  точку исследования, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма.

     Рационализм в теории познания XVII в. представлен  учениями Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается  для своего существования ни в  чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог.  А к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии бога" ', от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций. 

Сотворенный мир  Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное  определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак  материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение. Остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная  субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в  опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур.

     Рене  Декарт в своей работе "Рассуждения о методе" приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Все идеи Декарт подразделил на две группы: пришедшие из чувств и врожденные. Именно врожденные обладают полной достоверностью. К ним относит идею бога, математические аксиомы и т.п. Он приходит к выводу, что единственный достоверный факт есть мышление: "Мыслю, следовательно, существую"'. 

Декарт, Спиноза, Лейбниц относятся к приверженцам дуалистического понимания мира. Декарт допускает два независимых  друг от друга первоначала: нематериальную, или "мыслящую субстанцию", и материальную, или "протяженную субстанцию". Эти две субстанции существуют как  бы параллельно. Их изучением занимается метафизика и физика. Первая исследует, прежде всего, духовную субстанцию, связанные  с ней принципы познания и бытия. Вторая представляет философию природы. В ней дается учение о возникновении  мира, развитии жизни на Земле (согласно законам природы), рассматривается  строение тела животных и человека как сложных машин, подчиненных  законам механики. Р. Декарт пишет  даже работу "Животное-машина". 
В основу космогонии он положил идею естественного развития солнечной системы, обусловленного свойствами движения материи и ее разнородных частиц. Он приписывает материи самостоятельную творческую силу, считая основой или причиной движения частиц материи их вихревое вращение. Движение понималось Декартом как механическое - перемещение тел в пространстве. Таким образом, Декарт вступает в противоречие сам с собой: он признает пространство как протяженность тела, но движение понимает как перемещение тел относительно других тел, что означает признание пространства как пустоты.

     Ставя вопрос о первоначальной причине  движения, он ссылается на Бога, который  сотворил мир и сохраняет в  материи вложенное при творении количество движения. В то же время  философ делает ценное обобщение - формулирует  закон сохранения количества движения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма. 

     Английский  философ Дж. Беркли (1685-1755) убедительно  продемонстрировал, что локковская теория абстракций не способна объяснить образование таких фундаментальных понятий науки как материя и пространство.

Информация о работе Философия нового времени