7.
Философия Нового
времени.
Новое время
продолжило линии развития идей,
намеченные эпохой Возрождения.
Специфику социально-философской мысли
этой эпохи определяли, с одной стороны,
бурные общественные потрясения, сопровождавшие
переход от феодализма к буржуазному строю,
а с другой – развитие научного знания,
распространявшегося на сферу социальных
явлений.
Актуальными
становятся вопросы о сущности
и происхождении государства,
о формах государства, о способах
организации власти и общественного
управления. Пересматривается роль
религии в жизни общества, меняются
экономические взгляды.
Английский
философ Томас Гоббс пишет
труд «Левиафан», где объясняет
происхождение государства не
Божественным вмешательством, а
необходимостью взаимного ограничения
человеческого произвола, который
в «естественном» (догосударственном)
состоянии приводит к «войне всех против
всех». Желая остановить взаимное уничтожение,
люди заключают так называемый общественный
договор, согласно которому они ограничивают
свою свободу и передают правительству
(суверену) власть над собой, а тот обеспечивает
им порядок и безопасность. Власть суверена
– абсолютна. Рассуждая о формах государства,
наилучшей из них Гоббс считал монархию.
Теория «общественного
договора» служила попыткой дать
светское объяснение существования
государства и обоснование его
власти.
Джон Локк
также был сторонником монархии,
но в отличие от Гоббса, выступал
за ограниченную, конституционную
её форму. Правитель не должен
нарушать естественных прав человека,
выраженных в «естественном законе».
Суть его в том, что «поскольку
все люди равны и независимы,
поскольку ни один из них
не должен наносить ущерб жизни,
здоровью, свободе и собственности
другого». Для наилучшей организации
власти и защиты прав граждан
Локк считал необходимым установить
разделение властей. Он выделял
законодательную, исполнительную
и федеративную ветви власти.
Отличие исполнительной власти от федеративной,
по Локку, в следующем: исполнительная
власть «включает в себя исполнение муниципальных
законов общества внутри его самого»,
федеративная – «руководство внешними
безопасностью и интересами общества».
Локк полагал, что, если суверен нарушает
принципы договора, граждане вправе расторгнуть
этот договор, т.е. не подчиняться власти.
Бенедикт
Спиноза, в отличие от Гоббса
и Локка, не считал монархическое
правление наилучшим, полагая,
что граждане должны принимать
участие в управлении государством.
Высшей задачей государства Спиноза
считал защиту неотъемлемых прав
человека, и прежде всего –
свободы.
В Новое
время возникают социально-философские
теории, которые стремятся найти
объяснение социальных процессов
на земле, а не на небесах.
Ставится задача не только
объяснить эти процессы, но и предсказать
их дальнейшее развитие, определить наиболее
приемлемые формы организации общества
и государства. Приоритетами становятся
обеспечение прав человека, его свобода
и безопасность, что соответствует особенностям
буржуазной эпохи.