Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:47, контрольная работа
Европейскую философию XVIII века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688гг.) Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимала драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
Введение …………………………………………………………………………..3
Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового времени…………………………………………………………………………….5
Проблема достоверности знания ……………………………………..................7
Формирование новой механистической картины мира……………………….11
Заключение……………………….........................................................................13
Список использованных источников …………………………………………..15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Казанский
государственный технический
Лениногорский филиал
Кафедра
ЕНГД
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Философия
на тему:
Философия нового времени
|
Исполнитель: | В.В. Саватеева,
Студент группы 28171 |
|
Руководитель: | Н.В. Шабаев
старший преподаватель кафедры ЕНГД |
Лениногорск 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Социально-исторические
предпосылки возникновения философии
Нового времени……………………………………………………………
Проблема достоверности
знания ……………………………………................
Формирование новой механистической картины мира……………………….11
Список использованных источников …………………………………………..15
Введение
Европейскую философию XVIII века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688гг.) Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимала драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направленно на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно так же и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.
Философское сознание XVII века во всем видит несогласие, единство, гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимает как нечто противостоящее человеку, отсюда – неизбежность о размышлении не только о путях познания мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновение эмоционального и рационального осмыслении самой сущности человека. В конечном счете, все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.
Принципиальная новизна философии нового времени заключается в том, что, «заглянув» в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает не истинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, «природа» человека есть воплощение совершенства, и неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает разрыв философии XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя в котором конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.
Полюсами, создавшими в Европе пространство для идущей мысли, были два научных сообщества. Первое – лондонское королевское общество (сформировалось к началу 60-х годов XVII века), девизом которого было весьма красноречивое: «Ничего со слов», т.е. – ничего «на веру» и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только – на опытно-экспериментальные исследования. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистический материализм Ф. Бэкона, С. Гоббса, Д. Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом ришелье была создана Французская Академия на базе, которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академии.
Социально-исторические
предпосылки возникновения
В начале XVII в. в Европе начинает складываться активное становление буржуазного общества. Как уже говорилось в предыдущем разделе, развитие нового общества привело к ослаблению авторитета церкви. Церковные догматы оказались слабыми помощниками в сфере практической деятельности. Требовались достоверные знания. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И.Кеплера, Тихо де Браге, Г.Галилея. Наука, занимавшая последнее место в средние века, начинает выдвигаться на первый план и становится опорой не только экономики, но и философии. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством, то в XVII веке обозначился союз с естественными и точными науками.
Особенности философии Нового времени:
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания.
Крупными философами этой эпохи являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, С. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Проблема достоверности знания
Основной задачей науки Нового времени являлось увеличение власти человека над природой, что привело к необходимости изучения причинности явлений. На пути познания природы человек встречает множество препятствий. Это обусловлено, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей «идолов». Он выделяет четыре основных вида идолов:
По мнению Ф. Бекона, для овладения истиной вещей необходим беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков.
Задача получения достоверного знания являлась основой всей системы знаний. Философия Нового времени достигла значительных успехов в теории познания, где главной стала проблема философского научного метода. Разные пути решения этой проблемы обусловили существование двух подходов – эмпирического и рационалистического.
Основоположником эмпирического подхода являлся Ф. Бэкон. Он основал свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех человеческих знаний. Бэкон придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Однако он не склонен был недооценивать значение разума. Сила разума, по его мнению, как раз и проявляет себя в способности такой организации наблюдений и эксперимента, которая позволяет услышать саму природу и истолковать ее правильным образом. Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение.
Продолжателями учения Бэкона стали Т. Гоббс и Д. Локк. Т. Гоббс подчеркивал, что чувственное познание – это главная форма познания (сенсуалист). Первичным актом познания он считал ощущения, вызванные вещью. Локк же попытался вывести все человеческое знание из чувственного опыта, хотя и допускал, что уму присуща сила, не зависящая от опыта.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом, а затем продолжены Б. Спинозой, Г. Лейбницем.
Отправной точкой философии Декарта становится та же проблема – проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона Декарт ищет признаки достоверности знания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарта привлекают математические доказательства, их ясность и отчетливость. Все идеи Декарт делит на врожденные и приобретенные при помощи чувств. Первые, по мнению философа, обладают полной достоверностью. К ним он и относит математические аксиомы, идею Бога и т.п.
Декарт развивает учение о методе, которое он сам заключает в четыре правила:
Абсолютным началом знания являются, по Декарту, сомнения во всем существующем. Но, сомневаясь во всем, нельзя сомневаться в том, что существует мысль о сомнении. Таки образом Декарт делает вывод, что единственным достоверным фактом является мышление: «Мыслю, следовательно, существую» (Декарт Р., Избранные произведения, М.: 1950, С. 411-426). Справедливость несомненности мышления подтверждается самим актом сомнения как актом мысли.
Декарт допускает два не зависящих друг от друга первоначала: нематериальную или мыслящую субстанцию и материальную или протяженную субстанцию. Эти две субстанции существуют как бы параллельно.
Ставя
вопрос о первоначальной причине
движения, Декарт ссылается на Бога,
который сотворил мир и сохраняет
в материи вложенное при