Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 20:00, реферат

Описание работы

Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».
Целью данной работы, является изучение философской системы Гегеля, со всеми ее принципами и особенностями, начиная с биографии самого философа, которая определяет некоторые его философские взгляды.

Содержание

Введение

1. Краткая биография Гегеля……………………………………………………..5

2. Философская система Гегеля………………………………………………….8

3. Логическое учение……………………………………………………………..9

3.1. Учение о бытие………………………………………………………………9

3.2. Учение о сущности………………………………………………………….11

3.3. Учение о понятии…………………………………………………………...12

4. Философия природы………………………………………………………….15

4.1. Механика…………………………………………………………………….15

4.2. Физика……………………………………………………………………….16

4.3. Органика……………………………………………………………………..16

5. Философия духа……………………………………………………………….18

5.1. Субъективный дух…………………………………………………………..18

5.2. Объективный дух……………………………………………………………19

5.3. Абсолютный дух…………………………………………………………….22

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     3.1 Учение о бытие

     

     Первый  раздел логики начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность. Поскольку чистое бытие есть чистая мысль, лишённая всяких определений, оно равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Истиной бытия и ничто является их взаимопереход, исчезновение друг в друге, или становление. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

     Вот пример такого диалектического цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

     Как идеалист Гегель считал, что принцип  становления имеет силу лишь в царстве духа; природа хотя и существует во времени, но во времени она не развивается, а лишь разнообразится в пространстве. Принцип развития, следовательно, распространяется лишь на явления духовного порядка, к тому же имеет значимость только в прошлом, вследствие чего гегелевская диалектика не распространяется ни на настоящее, ни на будущее. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

     

     Если  диалектический процесс возникновения  Гегеля стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а так же категорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философской системе. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

     3.2 Учение о сущности

     Главной проблемой второго раздела логики - учения о сущности – является проблема противоречия и связанных с ней категорий. Противоречие, говорит Гегель, есть «корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Великая заслуга Гегеля заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник самодвижения и саморазвития, за что его высоко ценил Ленин. Однако ложность основных посылок гегелевской философии роковым образом сказалась и на его концепции противоречия: он считал возможность примирение, нейтрализацию противоречия, что явилось теоретическим выражением его капитуляции перед немецкой действительностью.

     Противоречие  ведет вперед, оно является принципом  всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие.

     Противоречие  идёт к основанию, погружается в  основание. Последнее выступает как абсолютное основание, определённое основание и условие. Абсолютное основание проходит три ступени: форма и сущность, форма и материя, форма и содержание, причём в этом единстве содержания и формы решающую роль он отводил содержанию и подчёркивал объективность формы.

     Далее Гегель рассматривал категории «существенного отношения» (целое и части, сила и  обнаружение, внутреннее и внешнее). Здесь он развил критику механистического материализма. Единство внутреннего и внешнего образует действительность. То, что относится к внутреннему - действительности, к внешнему – случайность. Гегель различал формальную и реальную возможности. В смысле формальном возможно всё, что не противоречит себе, и поэтому формальная возможность по существу равна невозможности, поскольку любой формальной возможности можно противопоставить бесчисленное количество других, прямо исключающих первую.

     

     В категории взаимодействия Гегель фиксировал идею всеобщей связи явлений в  мире. Вместе с тем он указывал и  на ограниченность принципа взаимодействия. За взаимодействием должно стоять нечто  такое, что определяет стороны взаимодействия. Этим определяющим началом является понятие.

     Второй  отдел логики завершается анализом категории свободы. Гегель понимал  свободу как постигнутую в  понятии необходимость. «Слепа необходимость лишь постольку, поскольку она не постигается в понятии…» Свобода, по Гегелю, достигается на путях осознания необходимости. Поскольку философ игнорирует материальную практику и революционную борьбу, то его трактовка свободы не преодолевает созерцательности и остаётся в рамках сознания.

     3.3 Учение о понятии

     Третьим, завершающим, отделом логики является учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю, не есть простая форма мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая всё наличное. Идеализм этой концепции очевиден. Рациональным моментом здесь является указание на диалектическую связь между общим, особенным и единичным. Гегель глубоко ставил вопрос о конкретности как органическом единстве всеобщего, особенного и единичного.

     «Понятие есть начало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является выводом из всего проделанного до сих пор логического мышления и не требует, поэтому здесь доказательства», - говорит сам философ.

     Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития.

     

     Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог "выдумать" диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

     Характеризуя  понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а, следовательно, и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории.

     

     В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 - 18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действительности. По Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познавая себя.

     Логический  процесс развития завершается у  Гегеля понятием "абсолютной идеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как "абсолютная идея", которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Философия природы

     

     Если  логика, по Гегелю, есть "наука об идее в себе и для себя", то философия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии". Гегель не объясняет, как происходит переход от "чистой" логической идеи к природе, он просто декларирует, что "абсолютная идея", познав свое собственное содержание, "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и "абсолютная идея" существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. "Абсолютная идея", по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что "абсолютная идея" предшествует природе? Ведь и сам Гегель вынужден признать, что "дух есть дух, лишь будучи опосредствован природой". И, тем не менее, Гегель солидаризируется с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит: "Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира".

     Природа интересует Гегеля не сама по себе, а  как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает  чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору материальности как чего- то низшего.

     4.1 Механика

     

     Характеризуя  механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.

     Гегель  также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга. Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением "абсолютной идеи". Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

     4.2 Физика

     В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

     4.3 Органика

     

     Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: "Дух выходит таким образом из природы". Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания "абсолютной идеи"; свое высшее адекватное воплощение "абсолютная идея" получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение "абсолютной идеи".

Информация о работе Философская система Гегеля