Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:45, реферат
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные философские идеи Г. Гегеля…………………………………...5
..
2. Философская система………………………………………………..……..5
2.1 Логика…………………………………………..……………………...……6
2.2 Философия природы………………………………………………...……..13
2.3 Философия духа……..……………………………………………………..15
..
3. Диалектика Г. Гегеля……………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованной литературы…………………..........................................................……………...22
Введение…………………………………………………………
1. Основные философские идеи Г. Гегеля…………………………………...5
..
2. Философская система………………………………………………..…….
2.1 Логика…………………………………………..………………
2.2 Философия природы………………………………………………...……
2.3 Философия духа……..……………………………………………………..
..
3. Диалектика Г. Гегеля……………………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Немецкая классическая философия
– это определенный период в развитии
немецкой философской мысли (с середины
XVIIIв. до середины XIXв.), представленный
учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте,
Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига
Фейербаха. Все они – очень разные философы,
но, тем не менее, их творчество принято
оценивать как единое духовное образование.
Несмотря на все различия между классиками
немецкой философии, их усилия были направлены
в единое русло, которое характеризуют
две особенности: преемственность по отношению
к идеям эпохи Просвещения и философское
новаторство.
Творчество Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля (1770-1831) по праву считается вершиной
немецкого идеализма первой половины
XIX века. Основные принципы философских
идей Гегеля могут быть представлены в
следующих положениях:
· Принцип единства противоположностей.
· Систематика принципов и категорий диалектики.
· Идея исторической закономерности.
· Принцип историзма в приложении ко всем
областям
человеческого знания и действия.
Для Г. Гегеля духовная культура человечества
предстает в ее закономерном развитии
как постепенное выявление творческих
сил «мирового разума». Духовное развитие
индивида воспроизводит стадии самопознания
«мирового духа», начиная с момента наименования
чувственно данных «вещей» и заканчивая
« «абсолютным знанием» - знанием форм
и законов, которые управляют изнутри
всем процессом духовного развития. У
Гегеля процесс познания превращен в самопознание
абсолютного разума (идеи), который постигает
в мире свое собственное содержание. Поэтому
и развитие действительности у него предстает
как логико-рациональный процесс, в котором
диалектика понятий довлеет над диалектикой
вещей.
Несомненной заслугой Гегеля является
реформа логики, теории познания, учения
о мире, о категориях философии, идеи которой
сконцентрированы в трех книгах под общим
названием «Наука логики».
1. Основные
философские идеи Г. Гегеля
Основная заслуга Гегеля перед философией
заключается в том, что им были выдвинуты
и подробно разработаны:
- теория объективного идеализма (стержневым
понятием которой является Абсолютная
идея – Мировой дух);
- диалектика как всеобщий философский
метод.
Главная идея онтологии (учении о бытие)
Гегеля – отождествление бытия и мышления.
Результатом данного отождествления становится
выводимое Гегелем философское понятие
«Абсолютная идея», являющееся исходным
пунктом его философии.
Абсолютная идея – это:
- единственно существующая подлинная
реальность;
- первопричина всего окружающего мира,
его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий самосознанием
и способностью творить.
Все, что существует на свете, - лишь ее
бледное отражение, следствие и результат
ее активности. «Начальной ступенью является
совершенство, абсолютная тотальность,
бог. Он был творцом, и от него исходили
искры, молнии, отображения, так что первое
отображение было наиболее похоже на него.
Это первое отображение в свою очередь
не осталось бездеятельным и породило
другие создания, но эти создания были
уже менее совершенны, и так продолжалось
дальше в сторону ухудшения…»[1].
2. Философская
система
Абсолютная идея существует вечно и независимо
от природы и человека. В своем движении
она проходит три ступени:
· логика;
· философия природы;
· философия духа.
Логика, с его точки зрения, есть система
«чистого разума», совпадающего с божественным
разумом. Однако откуда Гегель смог узнать
мысли Бога, да еще до сотворения мира?
Этот тезис философ просто постулирует,
т.е. вводит без доказательств. Фактически
же свою систему логики Гегель черпает
не из священных книг, я из великой книги
самой природы и общественного развития.
Поэтому самая, казалось бы, мистическая
часть его философии – логика – опирается
на огромный естественнонаучный, исторический
материал, который был в распоряжении
энциклопедически образованного мыслителя.
«Мыслями Бога» оказываются наиболее
общие законы развития природы, общества
и мышления. Диалектический идеализм Гегеля
именно в логике ближе всего стоит к диалектическому
материализму. По сути дела это перевернутый
и поставленный с ног на голову материализм.
Дело разумеется нельзя сводить к простому
«переворачиванию». Между диалектикой
Гегеля и материалистической диалектикой
имеются существенные различия.
Исходным пунктом философии Гегеля выступает
тождество мышления (сознания) и бытия.
Вещи и мысли о них совпадают, поэтому
мышление в своих имманентных определениях
и истинная природа вещей – это одно и
то же.
2.1 Логика
Тождество бытия и мышления, с точки зрения
Гегеля, представляют собой субстанциональное
единство мира. Но тождество не абстрактное,
а конкретное, т.е. такое, которое предполагает
и различие. Тождество и различие – единство
противоположностей. Абстрактное тождество,
как у Шеллинга, исключает саму возможность
развития. Мышление и бытие подчинены
одним и тем же законам, в этом рациональный
смысл гегелевского положения о конкретном
тождестве.
Объективное абсолютное мышление, полагает
Гегель, есть не только начало, но и движущая
сила развития всего сущего. Проявляясь
во всем многообразии явлений, оно выступает
как абсолютная идея.
Абсолютная идея не стоит на месте. Она
непрерывно развивается, переходя из одной
ступени к другой, более конкретной и содержательной.
Восхождение от абсолютного к конкретному
– общий принцип развития.
Высшая ступень развития – «абсолютный
дух». На этой ступени абсолютная идея
проявляется в сфере человеческой истории
и делает предметом мышления само себя.
Философской системе гегелевского объективного
идеализма присущи некоторые особенности.
Во-первых, пантеизм. Божественная мысль
витает не где-то в небесах, она пронизывает
весь мир, составляя сущность каждой, даже
самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм.
Объективное божественное мышление строго
логично. И, в-третьих, диалектика.
Новаторство Гегеля в том, что его логика
прорывает узкий горизонт формальной
логики. Признавая ее педагогическое значение,
философ говорит о ней весьма пренебрежительно.
Для этого у него были известные основания.
Логические формы рассматривались обычно
как застывшие, неизменные, оторванные
от содержания. «Они представляют собой
мертвые формы и в них не обитает дух, составляющий
их живое конкретное единство» (1.5.25).
Логические формы не только содержательны,
но и находятся во взаимной связи и развитии.
Гегель провозглашает единство, тождество
диалектики, логики и теории познания.
Логика не канон, или совокупность застывших
правил, а органон, или орудие достижения
истины.
Гегелю присущ гносеологический оптимизм,
убеждение в познаваемости мира. Субъективный
дух, человеческое сознание, постигая
вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного
духа, божественного мышления. Отсюда
следует важный для Гегеля вывод: все действительное
разумно, все разумное действительно.
Ожившие формы жизни непременно уступают
место новому, таков истинный смысл формы
Гегеля.
Итак, логика представляет собой закономерное
движение понятий (категорий), выражающих
содержание абсолютной идеи, этапы ее
саморазвития.
С чего начинается развитие этой идеи?
После долгого обсуждения этой нелегкой
проблемы Гегель приходит к выводу, что
началом служит категория чистого бытия.
Бытие, по его мнению, не обладает извечным
существованием и должно возникнуть. Но
из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто.
«Есть пока что ничто и должно возникнуть
нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое
ничто из которого должно произойти нечто;
бытие стало быть, уже содержится так же
и в начале. Начало, следовательно, содержит
в себе и то и другое, бытие и ничто; оно
есть единство бытия и ничто или, говоря
иначе, оно есть небытие, которое есть
вместе с тем небытие» (1.5.57-58).
Синтез категорий чистое бытие и ничто
дает категорию становления, а от нее возможен
переход к наличному, т.е. какому-то определенному
бытию. Становление можно считать единством
небытия и бытия. «Становление есть неустойчивое
беспокойство, которое оседает, переходит
в некий спокойный результат». Такова
схема, предлагаемая Гегелем.
Если диалектический процесс возникновения
Гегеля стремится выразить при помощи
категории становления, то процесс исчезновения,
уничтожения выражается им при помощи
категории снятие. В ней выражается стихийная
диалектика и ее главная черта: тождество
противоположностей. В мире ничто не погибает
бесследно, а служит материалом, исходной
ступенью для появления нового. Эта закономерность
отражается категорией снятие, а так же
категорией отрицание, которую Гегель
широко применяет в своей философской
системе. Новое отрицает старое, но отрицает
диалектически: не просто отбрасывает
его в сторону и уничтожает, а сохраняет
в переработанном виде, используя жизнеспособные
элементы старого для созидания нового.
Такое отрицание Гегель называет конкретным.
Отрицание для Гегеля не однократный,
а по сути дела бесконечный процесс. И
в этом процессе он всюду находит связку
из трех элементов: тезис – антитезис
– синтез. В результате отрицания какого
либо положения, принимаемого за тезис,
возникает противоположение (антитезис).
Последний необходимостью подвергается
отрицанию. Возникает двойное отрицание,
или отрицание отрицания, что ведет к возникновению
третьего звена, синтеза. Оно на более
высоком уровне воспроизводит некоторые
черты первого, исходного звена. Все эта
конструкция называется триадой.
В философии Гегеля триада выполняет не
только методологическую функцию, но и
функцию самосозидающую. Это не только
содержательный принцип, или закон диалектики,
но и способ построения схемы. Вся архитектоника,
структура гегелевской философии подчинена
тройственному ритму, состоится в соответствии
с требованиями триады. В целом философия
Гегеля делится на три части: логику, философию
природы и философию духа. Это не рядоположенные
части, которые можно поменять местами.
Это триада, где каждая часть выражает
закономерны этап диалектического развития.
По крайней мере так считает сам Гегель.
Логику он делит так же на три части: учение
о бытии, например включает в себя: 1) определенность
(качество), 2)величина (количество), 3)мера.
Качество состоит из трех частей: 1) бытие,
2) наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие
это триада: чистое бытие – ничто – становление.
Здесь достигнут предел деления, или триада,
состоящая из категорий, каждая из которых
не может быть разложена на триады.
Остановимся на некоторых наиболее важных
моментах системы больших и малых триад.
Результатом становления является наличное
бытие. В отличие от чистого бытия это
бытие определенное, наделенное качеством.
Качество есть первая непосредственная
определенность бытия. Любая вещ отличается
от других благодаря присущему ей качеству.
В силу качественной определенности вещи
не только отличаются друг от друга, но
соотносятся между собой.
Категория качества предшествует в логике
Гегеля категории количества. Такой порядок
в объеме соответствует истории человеческого
познания. Дикари (как и дети) различают
вещи по их качественной определенности,
хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных
соотношений.
Синтезом качественной и количественной
определенности выступает мера. Каждая
вещь, поскольку она качественно определена,
есть мера. Нарушение меры меняет качество
и превращает одну вещь в другую. Происходит
перерыв постепенности, или качественный
скачок.
Гегель решительно выступает против плоского
эволюционизма, признающего лишь постепенный
переход от одного качественного состояния
к другому. Гегель убедительно обосновывает
то, что позднее получило название закона
о переходе количественных изменений
в качественные и наоборот путем скачков.
Большим научным достижением следует
считать положение Гегеля об узловой линии
отношения мер. Достигнув определенной
стадии, количественные изменения вызывают
скачкообразные и большей частью внезапные
качественные изменения. Те пункты, в которых
происходит качественный скачок, т.е. переход
к новой мере, Гегель называет узлами.
Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями,
или цепью перехода от одной меры к другой.
Развитие науки и общественной практики
подтвердило правильность открытого Гегелем
диалектического закона.
Диалектика перехода количества в качество
отвечает на вопрос о форме развития всех
природных и духовных вещей. Но остается
еще более важный вопрос о движущей силе,
импульсе этого развития. И здесь Гегель
ищет ответа не в потустороннем мире, а
в самой действительности. Формулирует
он этот ответ в учении о сущности. «Одним
лишь блужданием из одного качества в
другое и лишь одним переходом из качественного
в количественное и наоборот дело еще
не окончено, а имеется в вещах нечто пребывающее,
это пребывающее есть прежде всего сущность».
Качество, количество, мера- это категории
бытия. Это формы, в которых мы воспринимаем
действительность, и воспринимаем имперически,
опытным путем. Но опытным путем невозможно
постичь сущность вещей. Сущность есть
внутренняя основа бытия, а бытие- внешняя
форма сущности. Нет чистых сущностей,
они выражаются, проявляются в формах
бытия. Сущность есть тоже бытие, но наиболее
высокой ступени. Сущность, как внутренняя
причина бытия, не тождественна с последним,
она отлична от него. Иными словами сущность
познается из противоположности непосредственному
бытию. Значит познание должно идти в глубь,
вскрывать в явлениях их сущность.
В чем же, по Гегелю, заключается эта потаенная
сущность бытия? В его внутренней противоречивости.
Все существующее содержит в себе противоречие,
единство противоположных моментов.
Тождество, единство противоположностей
- ключевое понятие логики Гегеля. «Противоречие
– вот что на самом деле движит миром,
и смешно говорить, что противоречиво
нельзя мыслить». «Противоречие есть корень
всякого движения и жизненности, лишь
поскольку оно имеет в самом себе противоречие,
он движется, обладает импульсом и деятельностью»
(1.1.206).
Противоречие ведет вперед, оно является
принципом всякого самодвижения. Даже
самый простой вид движения- перемещение
тела в пространстве- представляет собой
постоянно возникающее и тут же разрешающееся
противоречие. Что то движется не только
потому, что оно теперь здесь, а в другой
момент там, но и потому, что оно в один
и тот же момент и здесь и не здесь, т.е.
и находится и не находится в данной точке
траектории.
Ход рассуждения у Канта: попытка разума
постичь вещи в себе приводят к антиномиям,
т.е. к неразрешимым логическим противоречиям.
По Канту, следует признать бессилие разума
и непознаваемость мира. Гегель же с этим
не согласен: вскрытие противоречия свидетельствует
не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии
не тупик, а путь, ведущий к истине.
Нельзя метафизически открывать конечное
от бесконечного, прерывность от непрерывности,
свободу от необходимости, и т.д. В этом
суть диалектического способа мышления.
Учение о понятии – третья, завершающая
часть логики Гегеля. Здесь он наиболее
резко выражает точку зрения абсолютного
идеализма. С этих позиций философ критикует
формальную логику, которая видит в понятии
«пустую и абстрактную форму». «На самом
деле все обстоит наоборот: понятие есть
начало всякой жизни, оно всецело конкретно.
Это является выводом из всего проделанного
до сих пор логического мышления и не требует
поэтому здесь доказательства». Однако
формальная логика формулирует закон
достаточного основания: всякая мысль
должна быть доказана или опытными данными,
фактическими, либо при помощи научных
и иных логических выводов из уже доказанных
положений. Следовательно, доказательство
может быть индуктивным, либо дедуктивным.
Но Гегелю ничего этого не требуется. Понятие
и другие логические формы не являются,
как он считает, отражением вещей. Вещи
вторичны, они представляют собой отражение
понятий, должны им соответствовать. А
понятия имеют божественное происхождение.
Ведь «Бог створил мир из ничего, или, иначе
выражаясь….мир и конечные вещи произошли
из полноты божественной мысли божественных
предначертаний. Этим мы признаем, что
мысль, или, точнее говоря, понятие, есть
та бесконечная форма, или свободная творческая
деятельность, которая для своей реализации
не нуждается в находящемся вне материала».
Ни понятия, ни суждения, ни умозаключения
не находятся только в нашей голове и не
образуются лишь нами. Понятие есть то,
что живет в вещах, понять предмет означает,
следовательно, осознать его понятие.
Все это, конечно, есть абсолютный идеализм
: реальные вещи в своей сути это понятия,
суждения и умозаключения. Однако и здесь
есть рациональный момент: логические
формы – не субъективное творение человеческой
головы (хотя, с точки зрения материализма,
вне этой головы они существовать не могут),
а отражение закономерностей объективного
мира, обычных отношений вещей. Гегель
правильно подчеркивает, что понятия,
суждения и умозаключения представляют
собой диалектическое единство таких
категорий, как всеобщее, особенное и единичное.
Но это единство присуще реальным вещам,
объективному миру, а затем уже и в силу
этого - логическим формам. Применив диалектический
метод к анализу логических понятий, суждений,
умозаключений, Гегель, в отличие от формальной
логики, вскрыл диалектику этих форм. Маркс
справедливо считал гегелевскую диалектику
основной формой всякой диалектики, но
лишь после очищения ее от мистической
формы.
2.2 Философия природы
Второй ступенью развития абсолютной
идеи Гегель считает природу. Природа
есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие.
Порожденная духом, природа не имеет независимого
от него существования. Так решается Гегелем
основной вопрос философии, хотя само
это выражение им не употребляется. При
этом Гегель пытается отмежеваться от
традиционного религиозного представления
о сотворении мира. Абсолютная идея на
ступени логики существует, по его словам,
вне и времени и пространства. Не случайно
эти категории отсутствуют в его логике.
Как говорит Гегель, неверно рассуждать
о том, что было раньше, а что потом. Выражения
«раньше» и «потом» не подходят для данного
случая. Они выражают « чисто логическую»
первичность и вторичность. И хотя Бог
у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная
идея мирового разума, он все же не отказывается
от христианского догмата о сотворении
мира.
Природа интересует Гегеля не сама по
себе, а как необходимый этап развития
абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе
он считает механику, физику, органику.
Переход от неживой природы к живой завершает
чисто природный процесс. Дух выходит
из природы, прерывая внешнюю кору материальности
как чего- то низшего.
Предвзятая философская система не позволила
Гегелю понять как следует диалектику
природы. Как ни странно, великий диалектик
не принял передовых для его времени эволюционных
идей в геологии, органической химии, эмбриологии,
физиологии растений и животных. Он называл
бессодержательным эволюционное учение
о происхождении более развитых организмов
из низших. По его мнению, все многообразие
изменений в природе укладывается в рамках
вечного круговорота. Поэтому «ничто не
ново под луной», а многообразная игра
форм природы «вызывает скуку». Лишь в
изменениях, которые происходят в духовной
сфере появляется новое.
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу
природы отсутствует всякая логика, будь
то диалектика или формальная. Энгельс
справедливо называет бессмыслицей заявления
философа о том, что природа развивается
в пространстве, но не во времени. Ведь
именно время есть основное условие всякого
развития.
Вопреки этому Гегель высказывает глубокое
диалектические догадки, которые нашли
подтверждение в дальнейшем развитии
естествознания. К ним относятся указания
о действии закона превращения количественных
изменений в качественные в химических
процессах, понятие электричества как
особой формы движения материи. В целом
же философ не смог преодолеть метафизического,
механистического понимания природы.
Он остался на позициях старой натурфилософии,
суть которой состоит в том, что философ,
как представитель «науки наук» и обладатель
«абсолютного знания», может не считаться
с мнением специалистов в конкретных областях
естествознания. Этим, видимо, следует
объяснить выступления Гегеля против
атомистики, непризнание им волновой и
корпускулярной теорий света, утверждение,
будто кровяные шарики образуются только
при соприкосновении крови с воздухом.
Отсюда и странные формулы: «Свет – самая
простая мысль, существующая под формой
природы», «звук – жалоба идеального»
и т.п.
2.3 Философия духа
Это третья ступень гегелевской системы,
представляющая собой синтез двух предыдущих.
Здесь абсолютная идея как бы пробуждается,
освобождается от природных уз и находит
свое выражение в абсолютном духе. Человек
часть природы. Однако человеческий дух
– продукт не природы, а абсолютного духа.
Да и сама природа порождена духом. «Для
нас дух имеет своей предпосылкой природу,
он является ее истиной, и тем самым абсолютно
первым в отношении ее. В этой истине природа
исчезла, и дух обнаружился в ней как идея,
достигшая для себя бытия» (1.3.32).
Саморазвитие духа идет по трем ступеням.
Первая – «субъектный дух» – индивидуальное
человеческое сознание, подразделяющееся
на три вида: антропологию, феноменологию,
психологию. Вторая ступень «объективный
дух» – человеческое общество и три его
главных формы: право, нравственность,
государство. Последняя ступень – «абсолютный
дух» – включает искусство, религию и
философию.
«Философия духа» – труд посвященный
главным образом индивидуальному и общественному
сознанию, а также диалектике исторического
развития.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся
в процессе развития, перехода от низшего
к высшему. Движущей силой развития духа
Гегель считает диалектическое противоречие
субъекта и объекта, мысли и предмета.
«Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость
от другого, отношение к самому себе» (1.3.41).
Действительная свобода состоит не в отрицании
необходимости, а в ее осознании, в раскрытии
ее содержания, которое имеет идеальный
характер. История человечества есть прогресс
в сознании свободы, но опять-таки свободы
духа, мысли. Понимание свободы Гегелем
носило прогрессивный характер, т.к. было
направлено против феодальных пережитков.
Философия истории у Гегеля носит теологический
характер, т.е. развитие общества направлено
к заранее установленной цели. Мировую
историю философ делит на три эпохи: восточную,
античную и германскую. Восточная эпоха
полностью лишена сознания свободы, в
античную эпоху сознание достигло избранное
меньшинство, а что касается германских
народов, в первую очередь немцев, то они
уже достигли стадии свободы. Сословный
строй, монархия, вполне вписываются, по
Гегелю, в категорию свободы. Государство
он считал не только воплощением свободы,
но и шествием Бога по земле. Пределом
развития человеческого общества и его
политических институтов выступает конституционная
монархия, сохраняющая сословные черты,
но способствующая преобразованиям в
буржуазно-либеральном духе.
События всемирной истории являют собой
диалектику отдельных «народных духов».
Каждый народ с присущим ему «духом» представляет
собой одну из степеней, или моментов всемирной
истории. А всемирная история осуществляет
«абсолютную цель мира». Однако подавляющее
число народов остается за пределами прогресса,
являются неисторическими. Они не смогли
выразить какие-то моменты абсолютного
духа. Особенно не повезло народам Востока,
славянам. Они не имеют будущего и навсегда
застыли в своем развитии. Если всемирная
история берет начало на Востоке, то и
финиш ее на Западе. Здесь осуществляется
абсолютная цель мира. Развитие человеческого
общества остановится перед Бранденбургскими
воротами в Берлине. Здесь и вершина и
конец всемирной истории. Здесь она «прекращает
течение свое». Еще выше государства стоят
в системе Гегеля искусство, религия и
философия. Гегель полагал, что сущность
мира такова, как она изображена в его
философии, особенно в «Логике». Его философия
«единственная», «абсолютная», «философия
вообще».
3.
Диалектика Гегеля.
В философии Гегеля главным теоретико-методологическим
принципом является диалектика.
Диалектика, по Гегелю, – основополагающий
закон развития и существования Мирового
духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики состоит в следующем:
- всё – Мировой дух, “конечный дух” –
человек, предметы и явления окружающего
мира, процессы – содержат в себе противоположные
начала (например, день и ночь, тепло и
холод, молодость и старость, богатство
и бедность, черное и белое, война и мир
и т.д.);
- данные начала (стороны единого бытия
и мирового духа) находятся в противоречии
по отношению друг к другу, но, одновременно,
едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей
основа развития и существования всего
в мире (т.е. основа всеобщего существования
и развития).
Развитие имеет следующий механизм:
- существует определенный тезис (утверждение,
форма бытия);
- данному тезису всегда находится антитезис
– его противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных
тезисов получается синтез – новое утверждение,
которое, в свою очередь, становится тезисом,
но на более высоком уровне развития;
- данный процесс происходит снова и снова,
и каждый раз в результате синтеза противоположных
тезисов образуется тезис все более и
более высокого уровня.
Так, в качестве самого первого тезиса,
с которого начинается всеобщее развитие,
Гегель выделяет тезис “бытие” (т.е. то,
что существует). Его антитезис – “небытие
(“абсолютное ничто”). Бытие и ничто дают
синтез – “становление”, который является
новым тезисом и т.д. То есть, дальнейшее
развитие абсолютной идеи является движением
понятия бытия к своим все более конкретным
и богатым формам.
Уже в первых трех понятиях гегелевской
логики (“бытие” – “ничто” – “становление”)
в неявном виде заключено все богатство
его диалектики, представлены ее основные
принципы:
- принцип противоречивости всего сущего
(об этом сказано выше: см. положения, раскрывающие
механизм развития);
- принцип всеобщности развития. Абсолютная
идея, а значит, и сущее, находится в постоянном
изменении или становлении. Покой в гегелевской
системе утрачивает статус самобытного
состояния. Он лишь момент движения. Уже
на начальной стадии развитие у Гегеля
обнаруживает свой особый ритм – триадичность:
тезис – антитезис – синтез. Гегелевское
отрицание не означает уничтожения предмета,
а служит условием его возрождения в новой
форме. Для характеристики этого (диалектического)
отрицания Гегель вводит термин “снятие”;
- принцип всеобщей связи. Гегель показывает,
что Абсолютная идея и мир, как продукт
ее деятельности, осуществляется (становится)
и познается в системе, т.е. через связь
с другим, или “свои иным”, как говорит
философ.
Идея развития, описываемая диалектикой,
составляет сердцевину философской системы
Гегеля.
Однако у самого Гегеля его революционный
философский метод, т.е. диалектический
метод, отвергающий существование чего-либо
раз и навсегда установленного, пришел
в противоречие с его догматической философской
системой, которая согласно традиции того
времени требовала завершенности. Примером
тому служат попытки философа увековечить
прусскую монархию, как государственное
устройство, наиболее способствовавшее
развитию наук, и собственную философию,
как абсолютно истинную науку о сущем
в его всеобщности. Это означает противоречие
между методом, подразумевавшим всеобщее
развитие, и системой, по сути дела прерывающей
это развитие.
Кроме рассмотренных проблем философское
творчество Гегеля охватывает и многие
другие вопросы, среди которых философия
истории, эстетика, философия религии,
история философии, философия права.
Философия Гегеля оказала громадное влияние
на последующее развитие философии в XIX
– XX вв. (правое и левое гегельянство, марксизм,
неогегельянство, неомарксизм) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая историческое значение философии
Гегеля в мировой культуре, нельзя
не признать, что занятое им место
в ряду гениев мысли – одно из
самых почетных. Его философский
авторитет до сих пор прочен и
непоколебим. Уж очень часто Гегель
оказывался прав в своих суждениях.
Не ошибся он и в предположении, что
никакая философия не идет дальше
своего времени. Философию Гегель полагает
высшей ступенью развития абсолютного
духа, ведь в ней дух представлен
в адекватной ему понятийной форме.
Поэтому философия есть своеобразное
мышление о мышлении, общий итог
развития действительности, самое существенное
знание о мире. Философия, по выражению
Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли»,
и поэтому никакая философия
не идет дальше своего времени.
Гегель сознательно отказывается строить
какие бы то ни было прогнозы относительно
будущего – он не хочет лишить философию
научности, ибо, по его убеждению, лишь
ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося
развития, есть подлинно научный способ
познания. Ему доступно лишь то, что уже
оформилось, определилось, развернуло
все свои возможности. Мудрость, как известно,
с молодостью обычно не в ладах.
Философия Гегеля – это классика первой
половины XIX столетия. Классическим этот
стиль философствования именуют не в «музейном»
смысле, а подразумевая ряд основополагающих
принципов, составляющих предпосылки
данного способа мышления. Это, прежде
всего, безграничная вера в «рацио», разум
как человеческий, так и природный, мировой.
Это неискоренимая убежденность в том,
что мир в целом устроен достаточно упорядоченно,
закономерно, разумно, что он не враждебен
человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен
ему. Это, наконец, отсутствие сомнений
в том, что разум человека ли, мира ли в
целом в принципе открыт, доступен для
анализа.
Иными словами – все это принципы торжествующего
рационализма, «правившего бал» в философии
Нового времени практически до конца XIX
века. Именно эти принципы и составляют
суть менталитета, если можно так выразиться,
восходящей буржуазной эпохи, а соответственно
и гегелевской философии, которая именно
тем и велика, что сумела выразить эту
рациональность наиболее ярко, последовательно
и глубоко. Значительная часть философии
ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив
тезису рациональности антитезис иррационального
истолкования мира, сделав упор на «античеловечности»,
неустроенности, враждебности природного
и социального мира человеку. Летопись
событий прошлого века дает достаточно
оснований и для таких выводов, но это
уже другая история. А наш почтенный Гегель
опять-таки оказался прав и в том своем
предположении, что мировой дух (или мышление
человечества, мировая духовная культура),
развиваясь, «не оставляет ничего позади
себя», а вбирает, впитывает, «снимает»
все мало-мальски значимые достижения
духовной жизни, а следовательно, и гегелевские
диалектику, историзм и рационализм
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское
соглашение, 2002. – 221с.
2. Введение в философию: Учебник для вузов.
В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.:
Политиздат, 1989. – 367с.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.
– СПб.: Наука, 1993. – 337с.
4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов
– 100 ответов: Учебное пособие для студ.
вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 128с.
5. Сергейчик Е.М. Философия истории. –
СПб.: Лань, 2002. – 608с.
6. Философия: Учебник для вузов / Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677с.
7. http://www.coolreferat.com