Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 20:00, реферат

Описание работы

Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».
Целью данной работы, является изучение философской системы Гегеля, со всеми ее принципами и особенностями, начиная с биографии самого философа, которая определяет некоторые его философские взгляды.

Содержание

Введение

1. Краткая биография Гегеля……………………………………………………..5

2. Философская система Гегеля………………………………………………….8

3. Логическое учение……………………………………………………………..9

3.1. Учение о бытие………………………………………………………………9

3.2. Учение о сущности………………………………………………………….11

3.3. Учение о понятии…………………………………………………………...12

4. Философия природы………………………………………………………….15

4.1. Механика…………………………………………………………………….15

4.2. Физика……………………………………………………………………….16

4.3. Органика……………………………………………………………………..16

5. Философия духа……………………………………………………………….18

5.1. Субъективный дух…………………………………………………………..18

5.2. Объективный дух……………………………………………………………19

5.3. Абсолютный дух…………………………………………………………….22

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического понимания природы как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

     В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как "конечную" сферу существования "абсолютной идеи", приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественно-научным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Философия духа

     

     Третья  часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается" к самой себе в качестве "абсолютного духа", т.е. "абсолютной идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.

     Философия духа является завершающей частью системы  Гегеля. В духе идея становится конкретно разумной. Содержанием философии духа является не только учение о человеческом сознании, но и о различных видах человеческой деятельности.

     Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (абстрактное право, мораль, нравственность) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия).

     5.1 Субъективный дух

     

     Учение  о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида у Гегеля связывается с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, "работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в разрушении его...".

     Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит "объективный дух".

     5.2 Объективный дух

     Это понятие составляет ту часть гегелевской  системы, где философ излагал свои воззрения на социально-историческую жизнь общества. Объективный дух выступал у Гегеля, как объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. В своём развитии объективный дух, по Гегелю, проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь, нравственность охватывает: семью, гражданское общество и государство. Указанные ступени развития объективного духа рассмотрены Гегелем кратко в третьей части «Энциклопедии» и более обстоятельно в «Философии права».

     

     Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

     Усилия  Гегеля были направлены на раскрытие  содержания «разумности» моральных принципов и категорий, ибо всё разумное действительно. Гегель постоянно стремился установить связь моральных категорий с другими сторонами общественной жизни. Хотя и на основе идеализма Гегель высказал гениальные догадки о человеке как общественном существе; этические категории понимаются философом как имеющие смысл и значение только в обществе. Однако классовой природы морали Гегель никогда не понимал. В заключительной части учения о морали Гегель дал критику различных форм морального субъективизма, который ведёт к разложению всех типов общественных связей.

     Под нравственностью Гегель понимал  различные виды человеческих отношений: семью, гражданское общество и государство. Непосредственно нравственность выступает как природное единство – семья; дифференциация семьи вызывает гражданское общество; высшее единство, примиряющее все противоречия, даётся государством.

     

     В разделе «Гражданское общество»  Гегель дал характеристику буржуазного общества, где «каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто». Большое место отводил Гегель анализу труда, который он считал основным фактором процесса становления человека. Однако труд в условиях буржуазного общества развивает только практически необходимые способности: рассудок, внимание, память и др. Индивид здесь лишается личного почина и свободы. В особенности отрицательно сказывается на человеке капиталистическое разделение труда. Оказывается, что труд не только развивает человека, но и калечит его. Рассматривая гражданское общество в целом, Гегель приходил к выводу, что здесь с ростом общественного богатства параллельно идёт рост бедности и нищеты. Гегель видел, что поляризация нищеты и богатства приводит к духовному оскудению тех, кто трудится. Таким образом, гражданское общество, по Гегелю, противоречиво. Выход из этих противоречий философ видел в основании колоний. Рассуждения Гегеля о колонизации – двойственны. С одной стороны, он признавал её необходимость, а с другой – считал закономерным освободительное движение в колониальных странах.

     В учении о государстве ярче всего  проявилась классовая ограниченность Гегеля, резче всего обнаружились компромиссные черты его общественной теории. Гегель решительно восставал против объяснения государства, основанного на теории естественного права. Государство, по его мнению, создано отнюдь не для обеспечения охраны свободы личности и собственности. Государство – не средство, а цель в себе. «Существование государства, -подчёркивал Гегель, - это – шествие бога в мире». Идея государства, по Гегелю, реализуется в государственном строе, в отношении отдельных государств друг к другу и к всемирной истории. Наилучшим государственным строем Гегель считал конституционную монархию. Антидемократизм Гегеля и примирение с феодализмом сказывались в том, что вместо народного представительства он выдвигал представительство сословий, назначение которого – примирять противоположности между монархическим принципом и народом. Гегель вообще делал реакционные выводы о том, что все противоречия гражданского общества примиряются в государстве.

     

     Учение  Гегеля о международном праве  также носит черты классовой  ограниченности и консервативности. Так, критикуя идею Канта о вечном мире и возможность её осуществления в федерации государств или народов, Гегель отвергал идею создания гарантии международной безопасности. Он говорил о «высоком назначении войны», благодаря которой будто бы «сохраняется нравственное здоровье народов», что войны, будучи удачными, не дают развиваться «внутренним смутам» и «укрепляют государство».

     Идеалистическое понимание истории как прогресса  в сознании свободы определяло и идеалистический характер гегелевской периодизации истории (4 периода: Восточный мир – Китай, Индия, Персия, Египет,- Греческий мир, Римский мир, Германский мир). По этой периодизации только германские народы дошли до христианского сознания, до понимания того, что свобода составляет основное свойство их природы.

     Недостатком исторической теории Гегеля является также наличие в ней националистических предрассудков: пренебрежительное отношение к восточным народам, возвеличивание германских народов и т. д.

     5.3 Абсолютный дух

     Абсолютным  духом Гегель называл формы общественного  сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. Сама постановка вопроса об абсолютном знании у Гегеля, направленная против романтического релятивизма, носила метафизический характер, поскольку основывалась на постулате возможности завершённости знания. Гегель стремился рассмотреть формы общественного сознания в многосторонней связи друг с другом и с другими сторонами общественной жизни и выявить содержащуюся в них нить развития. Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывается в трёх формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познаёт себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия.

     

     Рассматривая  проблемы эстетики, Гегель считал содержанием  искусства идею, а её формой – чувственный образ. Прекрасное в искусстве не есть логическая идея, а идея, поскольку она оформилась в действительности и вступила с последней в непосредственное единство. Оформленная соразмерно понятию, действительность есть идеал. Ступени развития идеала Гегель называет формами искусства, которые дифференцируются по принципу различного соотношения между идеей и внешним обликом. В классической форме (античное искусство) идея и её внешний облик находятся в полном соответствии. С различными формами искусства связана система отдельных искусств: архитектура относится к символическому искусству, скульптура – к классическому, живопись, музыка и поэзия – к романтическому.

     Религия является второй формой самораскрытия  абсолютного духа. Рассматривая религию  как специфическую форму знания, Гегель порывал не только с атеистическими традициями, где религия выступала как полная противоположность знанию, но и с Кантом, считавшим, что догматы религии суть лишь постулаты практического разума. Гегель восстанавливал отвергнутые Кантом доказательства бытия бога. Утверждение Гегеля о тождественности содержания религии и философии содержало внутреннее противоречие. С одной стороны, этим отождествлением Гегель восстанавливал антинаучный тезис об отсутствии противоположности между верой и знанием; с другой стороны, этим Гегель открывал возможность исключить из религии мистические и догматические элементы и истолковать религиозные догмы в философских понятиях.

     Религия, по Гегелю, снимается философией –  более высокой формой познания абсолюта.

     Философию Гегель определял как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить её как «науку наук». Гегель указывал на связь философии с историческими условиями её существования. Каждая философская система есть изображение определённой ступени в процессе развития идеи, то есть она ограничена историческими условиями познания и в то же время содержит момент абсолютного. В этом развитии выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской системы.

     Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания "абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется.

     

     В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее, было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лёг в основу более поздних философских работ.

     Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности.

Информация о работе Философская система Гегеля