Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, реферат
Понятие "немецкая классическая философия", введенное Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля………………….…………………………..….4
Философская система Гегеля…………………………………………………..7
Логика………………………………………………………….………………...9
Философия природы………………………………………….………………..14
Философия духа…………………………………………………..……..…….16
Феноменология духа……………………………………………….…………..18
Заключение………………………………………………..…………………….20
Список литературы…………………………………………………………….22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля………………….…………………………..….4
Философская система Гегеля…………………………………………………..7
Логика………………………………………………………….…
Философия природы………………………………………….………………
Философия духа………………………………………
Феноменология духа……………………………………………….…………..
Заключение………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………
Введение
Понятие "немецкая классическая
философия", введенное Ф.Энгельсом
и утвердившееся в марксистских
работах, обозначает ту линию в развитии
новоевропейской мысли второй половины
XVIII в. - первой половины XIXв., которая
была представлена учениями Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем
различии эти учения тесно связаны
между собой узами
Немецкая классическая философия
развивалась в эпоху
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее".
1)Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22-24.
Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте
- столице Вюртембергского
Гегель разочаровался в карьере пастора, и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течение которых он, подобно своим предшественникам к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем - сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в немецком городе Франкфурт-на-Майне (1797-1800). В Берне началось, а во Франкфурте продолжалось философское творчество Гегеля - создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля выступает как диалектическая: она выявляет внутренние противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другое рассматривалось в их развитии.
Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегель приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает право преподавать в местном университете как приват-доцент философии.
Первой значительной философской
публикацией Гегеля, сделавшей его
известным, была объемистая работа "Различие
между системами философии
В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для "Критического журнала философии", который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем. Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда шеллинговская мысль, вслед за фихтиевской, исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула в теософские тупики.
Читая в Йенском университете
лекции по логике, метафизике, философии
природы, философии духа, естественному
праву, истории философии, Гегель постепенно
осуществляет разработку своей оригинальной
философской системы. Из набросков
этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется
к концу 1806 г. "Феноменология духа",
которая после написания
Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием на время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг, где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года, после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта.
После этого Гегель при
содействии того же Нитхаммера был
назначен директором гимназии в Нюрнберге.
Наряду с исполнением административных
обязанностей Гегель читал гимназистам
введение в философию (философскую
"пропедевтику"). Длительный Нюрнбергский
период жизни Гегеля (1808-1816) оказался
очень плодотворным в творческом
отношении. Именно в Нюрнберге Гегель
неспешно и продуманно работал над
своим главным философским
В Берлине Гегель опубликовал
сравнительно немного произведений.
Из них новыми работами были "Основоположения
философии права" (1821) и "Философия
права" (1826). Большое внимание Гегель
уделял доработке прежних
Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 г. эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа - гегельянство.
Философская система Гегеля
Философская система делится Гегелем на три части: Первая часть-это логика, вторая часть - это философия природы, третья часть - это философия духа.
На философию Гегеля влияние
оказали идеи Шеллинга. Гегель - объективный
идеалист, и стремился создать
систему, основанную на объективном
идеализме. Считал, что в основе мира
лежит активное творческое начало.
Под таким началом Гегель понимал
логику: "Все в мире логично",
в мире существует объективная логика.
Логика, по которой развивается мир
- это диалектическая логика. Гегель
не противопоставляет диалектику и
логику в отличие от Шеллинга. Старался
развернуть диалектику как единый логический
процесс. Гегель разработал диалектику
как логическую науку со своими законами,
понятиями. Гегель ставит себе цель превратить
философию из любви к знаниям
в строгую логическую систему
знаний. Эта цель воплотилась в
попытке понять всё многообразие
наличных форм природы и духа и
совершенно конкретной идеи развития
абсолютного духа. Субъект, из которого
Гегель пытался развить всю историю
природы и духа, был у него не
индивидуальным духом, как у Канта
и Фихте, а именно абсолютным духом,
развивающим всё своё конкретное
содержание из единственного принципа.
Важнейшая заслуга Гегеля - в открытии,
что всякая действительность есть действительность
историческая и её сущность может
быть постигнута лишь посредством изучения
её развития (не априорно). Сам абсолют
- не есть некая неизменная субстанция,
он есть результат развития. Поэтому
постигаться абсолют должен обязательно
в своём развитии. До Гегеля большинство
философов опирались на идею развития
Аристотеля. В системе Аристотеля
каждое явление бытия рассматривалось
не в том порядке, каком оно
развивалось из предыдущего, а в
том, на сколько в нём реализуется
идеальная цель развития, на сколько
оно приближено к осуществлению
этой цели. Такая концепция получила
название телеологической (целевой). Согласно
этому взгляду, природа - есть система
форм, из которых одни ясно, другие смутно
воплощают идею развития целого. Философия
должна расположить все эти частные
явления в лестницу форм по степени
их приближения к идеальной цели.
Если рассматривать систему Гегеля,
то ей была присуща двойственность:
с одной стороны - доведение телеологического
понимания развития до его логического
конца, а с другой - первая гениальная
попытка изображения
Логика, с его точки
зрения, есть система "чистого разума",
совпадающего с божественным разумом.
Однако откуда Гегель смог узнать мысли
Бога, да еще до сотворения мира? Этот
тезис философ просто постулирует,
т.е. вводит без доказательств. Фактически
же свою систему логики Гегель черпает
не из священных книг, я из великой
книги самой природы и
"Мыслями Бога" оказываются
наиболее общие законы
Исходным пунктом философии
Гегеля выступает тождество мышления
(сознания) и бытия. Вещи и мысли
о них совпадают, поэтому мышление
в своих имманентных
Логика
Тождество бытия и мышления,
с точки зрения Гегеля, представляют
собой субстанциональное
Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному - общий принцип развития.
Высшая ступень развития - "абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.
Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.