Философская система Георга Фридриха Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX вв. В этот период начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.
Я выбрала для написания контрольной работы тему «Философская система Георга Фридриха Гегеля», для того, чтобы выяснить каким образом этот философ проанализировал историческое движение человеческой мысли и с помощью каких понятий он ее выразил.

Содержание

Введение
1.Георг Вильям Фридрих Гегель – жизненный путь и исторические условия творчества.
2. Философская система Георга Вильяма Фридриха Гегеля.
Список литературы.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАНИЕ - для слияния.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ПО  ФИЛОСОФИИ 
 
 
 

Тема: «Философская система  Георга Фридриха Гегеля» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН 

Введение

1.Георг Вильям  Фридрих Гегель – жизненный путь и исторические условия творчества.

2. Философская  система Георга Вильяма Фридриха Гегеля.

Список литературы.

Заключение

Список литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Вершиной  развития классической философской  мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX вв. В этот период начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.

     Я выбрала для написания контрольной  работы тему «Философская система Георга Фридриха Гегеля», для того, чтобы выяснить каким образом этот философ проанализировал историческое движение человеческой мысли и с помощью каких понятий он ее выразил.

     В первой главе мы познакомимся с краткой  биографией этого философа, а также  познакомимся с основными и, на мой  взгляд, главными его работами. В  своей контрольной работе я рассмотрю  наиболее значимые исследования Г. Гегеля, которые в основном направлены на раскрытие этапов развития "мирового духа". Далее, выясню, почему Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом", какой смысл он вложил в это понятие.

     Для выполнения контрольной работы, я буду пользоваться разной литературой,  учебниками по философии, предназначенных как для средних учебных заведений, так и для вузов, а также словарями, чтобы раскрыть основные термины и понятия.

     Проанализировав философскую систему Гегеля, я  сделаю выводы, какой вклад внес этот философ в развитие человечества своего времени, и как можно использовать его познания на сегодняшний день.  
 
 

 

.Георг Вильям Фридрих Гегель – жизненный путь и исторические условия творчества. 
 

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.

     Восторженно приветствовал революционные события  во Франции конца XVIII в., выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды. В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.

     В философии XX в. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.

     Размышления о свободе, несомненно, соотносятся  с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в "Лекциях  по философии религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек по природе добр", "человек по природе зол".

По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе  добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.

     Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли.

     Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа".

     То, к чему стремился Гегель, можно  назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о назначении человека.

     Гегель  рассуждал только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е. о реальной личности, от которой  и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.

     В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым  Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.

     Всякое  противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у  философа стремления истолковать его  через человека.

     Он  объясняет противоречие жизни как  простую "хитрость", к которой  прибегает идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.

     Вопреки притязаниям на окончательное решение  вопроса "Что такое человек?", поставленного Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает. Если человек есть только медиум (посредник), через который познает себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений для познания не может быть.

 

      Философская система  Георга Вильяма Фридриха Гегеля. 
 

     Гегель  называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". "Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании.

     Процесс самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума" включает три  этапа:

     На  первом этапе Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий.

     В философии Гегеля логика подразделяется на учение о бытии, о сущности и  о понятии. Исходное положение его философии - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея - это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом "чистом бытии" наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д.

     От  бытия как явления Гегель переходит  к сущности, а после этого - к  понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. [6]

     Второй  этап развития Абсолютной идеи - ее "отчуждение" в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.

Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы.

     Третий  этап - это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории ("в духе"), так называемая философия духа. Познавшая свое "инобытие", Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.

     Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология, феноменология и психология); учение об объективном духе - это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии.

     Таким образом, движение "абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного  мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития "абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится "абсолютным духом", является философская система самого Гегеля.

     Отныне  восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается, и дальнейший процесс  движения мыслится только как замкнутый  круг, простое повторение ею пройденного пути.

Система философии  Гегеля - это система объективного идеализма: Абсолютная идея как чистая мысль порождает природу и  человеческое сообщество. Эта система  построена по принципу триады: тезис - антитезис - синтез, что придает ей логическую стройность. Все категории в системе не постулируются, а выводятся одна из другой. И вместе с тем завершенность системы как бы противоречит самому главному ее принципу существования - развитию.

     Системность здесь приходит в столкновение с  вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых.

     Система философии Гегеля - это система  объективного идеализма: Абсолютная идея как чистая мысль порождает природу  и человеческое сообщество. Эта система  построена по принципу триады: тезис - антитезис - синтез, что придает ей логическую стройность. Все категории в системе не постулируются, а выводятся одна из другой. И вместе с тем завершенность системы как бы противоречит самому главному ее принципу существования - развитию.

     Системность здесь приходит в столкновение с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых.

     От  системы Гегеля следует строго отграничивать  его диалектический метод: сама гегелевская  система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует  отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:

     Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;

     Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;

     Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление  старого;

2) преемственность  в развитии;

3) утверждение нового.

     Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской  философии состоят в признании  разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.

     В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.

     Таким образом, наряду с идеалистической  системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.

Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской  мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.

     Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие  на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.

Информация о работе Философская система Георга Фридриха Гегеля