Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 20:00, реферат
Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».
Целью данной работы, является изучение философской системы Гегеля, со всеми ее принципами и особенностями, начиная с биографии самого философа, которая определяет некоторые его философские взгляды.
Введение
1. Краткая биография Гегеля……………………………………………………..5
2. Философская система Гегеля………………………………………………….8
3. Логическое учение……………………………………………………………..9
3.1. Учение о бытие………………………………………………………………9
3.2. Учение о сущности………………………………………………………….11
3.3. Учение о понятии…………………………………………………………...12
4. Философия природы………………………………………………………….15
4.1. Механика…………………………………………………………………….15
4.2. Физика……………………………………………………………………….16
4.3. Органика……………………………………………………………………..16
5. Философия духа……………………………………………………………….18
5.1. Субъективный дух…………………………………………………………..18
5.2. Объективный дух……………………………………………………………19
5.3. Абсолютный дух…………………………………………………………….22
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Краткая биография Гегеля……………………………………………………..5
2. Философская система Гегеля………………………………………………….8
3. Логическое
учение…………………………………………………………….
3.1. Учение о бытие………………………………………………………………9
3.2. Учение
о сущности…………………………………………………………
3.3. Учение
о понятии………………………………………………………….
4. Философия
природы………………………………………………………….
4.1. Механика…………………………………………………………
4.2. Физика………………………………………………………………
4.3. Органика…………………………………………………………
5. Философия
духа……………………………………………………………….
5.1. Субъективный дух…………………………………………………………..18
5.2. Объективный дух……………………………………………………………19
5.3. Абсолютный дух…………………………………………………………….22
Заключение
Список литературы
Философская система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли. Представляя собой высшую точку в развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей научной значимости может быть сравнимо лишь с грандиозными системами античности - неоплатонизмом, системой Аристотеля. Гегель не отбрасывает, а развивает и обобщает - «снимает» - наработки всех предшествующих античных и европейских мыслителей от ионийских натурфилософов до Канта, и таким образом подводит черту под двумя тысячами лет истории философии. Он претендует на абсолютность своей системы, на последнее слово в истории, и нужно сказать, что эти претензии совсем не беспочвенны. С Гегелем можно спорить, но игнорировать его нельзя.
Став философской классикой, творчество Гегеля отнюдь не потеряло актуальности. Идеологическая борьба XX века теснейшим образом связана с осмыслением гегельянства, попытками его использования, спорами с ним. Некий современный исследователь даже склонен обозначать холодную войну как «великое противостояние Востока и Запада» «по вопросу интерпретации философии истории Гегеля». По крайней мере, на русскую идеологию влияние Гегеля неоспоримо. Общеизвестно, что его учение в «снятом» виде входит в марксизм, и Ленин перед революцией (конец 1914 г.) видит свою задачу именно в том, чтобы избавиться от господствующих вульгарно-механистических, негегельянских пониманий марксистской теории, вернуть марксизм к его истокам, к диалектике. Читая «Науку логики», он записывает такую фразу:
Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса, ... не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса пол века спустя!!
Центральной частью наследия Гегеля является его логика, изложенная в двух вариантах: в виде самостоятельной работы («Наука логики», т.н. «Большая логика») и в качестве первой части «Энциклопедии философских наук» (т.н. «Малая логика»). Вот что писал о ней Энгельс (в письме к Марксу): Ограниченный рассудок естествоиспытателей может использовать только отдельные места большой Логики... напротив, изложение в «Энциклопедии» как будто создано для этих людей... а так как я не могу и не хочу избавить этих господ от наказания изучать самого Гегеля, то здесь настоящий клад.
Вообще
замысел «Энциклопедии» состоит
в том, чтобы свести в рамки
единого сочинения все
Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».
Целью данной работы, является изучение философской системы Гегеля, со всеми ее принципами и особенностями, начиная с биографии самого философа, которая определяет некоторые его философские взгляды.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии – одного из теоретических источников марксизма, - впервые в истории развития философской мысли на основе идеалистического мировоззрения давший систематическую разработку диалектического способа мышления.
Гегель принимал за основу всех явлений природы и общества абсолют, т. е. некое духовное начало, обозначаемое им разными терминами: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея», которая существует до реального мира, природы и общества. «…Абсолютная идея, - абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней, - «отчуждает» себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, - т. е. в мышлении и в истории, - снова возвращается к самой себе». В этом состоит его объективный и абсолютный идеализм. Гегель выступал как продолжатель линии немецкой философии, представленной Кантом, Фихте и Шеллингом, в теориях которых проблемы диалектики были уже поставлены, но не получили той систематической разработки, которую ей дал Гегель.
Гегель родился в г.Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. С 1788 по 1793 прослушал двухлетний философский и трёхлетний теологический курсы в Тюбингенском теологическом институте, получив степень магистра философии и кандидата теологии. Революционные события во Франции были восторженно встречены будущим философом. В это время (1794-96) Гегель выступал как сторонник республики, отрицательно относился к феодально-абсолютистским порядкам Германии и к христианской религии, высоко оценивал античную демократию и проповедовал принцип активного вмешательства в жизнь. Эти идеи нашли отражение в рукописях: «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса» и «Позитивность христианской религии».
В 1797-1800гг. Гегель был домашним учителем во Франкфурте-на-Майне. Здесь он написал брошюру «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата», ставя вопрос о необходимости конституционных реформ в Вюртемберге. В 1799 закончил трактат «Дух христианства и его судьба». К этому же периоду относятся занятия Гегеля политической экономией: он пишет комментарий к сочинению Стюарта «Исследование принципов политической экономии».
Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. В 1801 Гегель переезжает в Йену, где начинается его академическая деятельность в качестве университетского преподавателя.
Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу 1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807 г.
В издаваемом совместно с Шеллингом «Критическом журнале» Гегель напечатал ряд статей, направленных против философии Канта и Фихте. Самое крупное произведение йенского периода – «Феноменология духа» (1807). Гегель некоторое время редактировал «Бамбергскую газету», с 1808 по 1816 состоял директором гимназии в Нюрнберге, где написал самую значительную свою работу – «Науку логики» (1812-1816). Таким образом, лучшие произведения философа созданы в тот период, когда он стоял в оппозиции к прусским порядкам.
Общеевропейская реакция, установившаяся после падения Наполеона, отразилась и на эволюции взглядов Гегеля. Во вступительной лекции (28 октября 1816) в Гейдельбергском университете Гегель заявил: «…Прусское государство, в особенности, построено на разумных началах». С этого момента начинается деятельность Гегеля в качестве официального философа прусского правительства.
Непродолжительный гейдельбергский период (1816-1818) важен тем, что здесь Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под названием «Энциклопедия философских наук» (1817). Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (именуемый «малой логикой» в отличие от исходной «большой логики»), «Философию природы» и «Философию духа». После «Критической философии» Канта эта была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.
В 1818 Гегель был приглашён в Берлинский университет, где преподавал до конца жизни. Консервативные стороны его философии резко выявились именно в это время, особенно в «Философии права» (1821), затем в лекциях по философии религии, философии истории, которые он стал читать впервые в Берлине (опубликованы после его смерти учениками).
Несмотря на примирение
Гегеля с прусскими порядками, он
всё же до конца жизни положительно
оценивал французскую буржуазную революцию,
враждовал с реакционерами Шлейермахером,
Галлером и Савиньи. Именно благодаря
проискам реакционеров Гегель не был избран
в Прусскую академию. 14 ноября 1831 великий
мыслитель скончался от холеры и был похоронен
рядом с Фихте и Зольгером. Он
ушел из жизни в апогее авторитета созданной
им философии, на базе которой появилась
целая школа - гегельянство
2. Философская система Гегеля
Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем «инобытии»), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) – тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы – переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:
- в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);
- в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;
- в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).
Философской
системе гегелевского объективного
идеализма присущи некоторые
особенности. Во-первых, пантеизм.
Божественная мысль витает не где-то в
небесах, она пронизывает весь мир, составляя
сущность каждой, даже самой малой вещи.
Во-вторых, панлогизм. Объективное
божественное мышление строго логично.
И, в-третьих, диалектика.
3. Логическое учение
Логическое учение Гегель излагал четырежды: в раннем очерке (Иенская логика), в «Науке логики» (Большая логика), в первой части «Энциклопедии философских наук» (Малая логика) и популярно в «Философской пропедевтике» (так назывались те лекции Гегеля, которые он читал для гимназистов в Нюрнберге).
Логика занимает центральное место в системе Гегеля, поскольку её предметом является сама абсолютная идея, развёртывающая в логике свои моменты как категории и составляющая основу, существо всей действительности. Чистые логические сущности первичны по отношению к действительности.
Но что представляет из себя та абсолютная идея, порождением которой выступает весь мир? Это — идея, содержащая в себе всю идеальную сторону мира, причем мира, понятого как единство. Кроме того, это единство уже не непосредственное, а различенное, то есть такое единство, в котором выявлены все его отдельные моменты. Идея — это систематизированное единство. Так оказывается, что содержание абсолютной идеи — не какое-то особое определение, самостоятельная логическая конструкция, а вся система гегелевской логики, которая как раз и представляет собой систематизацию идеального. Содержание идеи совпадает с содержанием «Логики». Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждый отдел в свою очередь, расчленяется по принципу триады.