Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

Гегель известен как немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика философии Гегеля

2. "Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии

3. Философская система Гегеля и ее структура

3.1 Логика Гегеля

3.2 "Философия природы"

3.3 "Философия духа"

Заключение

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.09 Кб (Скачать)

Введение

1. Общая характеристика  философии Гегеля

2. "Феноменология  духа" - "тайна  и исток" гегелевской  философии

3. Философская система  Гегеля и ее  структура

3.1 Логика Гегеля

3.2 "Философия  природы"

3.3 "Философия  духа"

Заключение

Список  источников и литературы

 
Введение
 

Гегель Георг  Вильгельм Фридрих (1770-1831) родился  в Штутгарте. Изучал философию и  теологию в Тюбингенском университете. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808-1816 - директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. - в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором) до конца жизни.

Гегель известен как немецкий философ, создавший  на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: "Феноменология духа", 1807; "Наука логики", части 1-3, 1812-16; "Энциклопедия философских наук", 1817; "Основы философии права", 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

 

1. Общая характеристика  философии Гегеля 

Целый ряд важных диалектических идей был сформулирован  в философских учениях Фихте (например, антитетический метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание процессов  природы). Вершиной классической немецкой диалектики стала философия Гегеля.

Он разработал диалектику в систематической, целостной  форме, но на основе идеализма и с  включением элементов метафизичности. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и  развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассматриваемых  в его философии сфер действительности - от чисто логических категорий  до категориальной диалектики исторического  процесса - Гегель старался найти и  указать проходящую через них "нить развития", хотя схематизма и искусственных  построений при этом избежать не удалось.

Его фундаментальный  вклад в развитие философии состоял  в том, что он впервые в истории  философской мысли дал глубокую систематическую разработку диалектического  метода мышления и стремился реализовать  его принципы при анализе всех сфер действительности.

Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеалистической  базе, поскольку за основу всех явлений  он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает  себя (т.е. превращается) в природу, а  потом в духе, т.е. в мышлении и  истории снова возвращается к  себе. Вот почему основное противоречие гегелевской философии - это противоречие между консервативной идеалистической  системой и революционным диалектическим методом.

Наиболее полно  диалектика Гегеля изложена в его  работе "Наука логики". В этом произведении он дал анализ важнейших  законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики. Логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это было можно с позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

Если Кант в  форме трансцендентальной логики представил лишь "неясный абрис" диалектической логики, то Гегель вполне ясно, определенно  изложил содержание последней как  целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принизил роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а  тем более не "третировал" ее. Гегель "третировал" не формальную логику (без нее вообще невозможно никакое познание), а тех ее неумеренных  сторонников, которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели видеть) логики разума, не понимали необходимости перехода к диалектическому мышлению.

Вместе с тем  философ отмечал ограниченность (но не порок!) формальной логики, обусловленную  тем, что она рассматривает формы  мышления в их неизменности и различии, вне их взаимосвязи и субординации. Признавая важное значение формальной логики, Гегель призывал "идти дальше" - к логике диалектической, которая изучает формы мышления как формы истинного знания в их взаимной связи и развитии, в их субординации.

Диалектика - основа, истинный центр всей философской  проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение  ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов  деятельности.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его  развития. Поэтому действительным целым  является не "голый результат", а результат вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по "спирали", поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть "корень всякого движения и жизненности", принцип всякого самодвижения и познания.

Разрабатывая  субординированную систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения от абстрактного к конкретному, Гегель действительно доказал, что логически формы и законы - не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал.

Характерная черта  гегелевского диалектического метода - его "революционный заряд", который  находился в непримиримом противоречии с его консервативной идеалистической  системой. В частности, Герцен называл  философию Гегеля "алгеброй революции". Анализируя его положение о взаимосвязи  разумного и действительного, Ф. Энгельс подчеркивает, что именно по всем правилам метода мышления Гегеля появился вывод: "достойно гибели все  то, что существует". "Опутанный" внутренними нуждами своей догматической  системы, он не сделал такого вывода со всей определенностью, но к этому  неизбежно привел его "в высшей степени революционный метод  мышления".

Именно в этом и состояло истинное значение и революционный  характер его философии, что она  раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном  характере результатов человеческого  мышления и действия. Обоснование  Гегелем положения о процессуальном характере истины имело огромное значение не только для философского и всякого иного познания, но и  для области практического действия. Это положение ярко высветило  то обстоятельство, что, оказывается, не только в познании, но и в реальной истории человечества нет и не может быть окончательного завершения, совершенного, абсолютного состояния, а всегда есть бесконечный процесс развития.

И хотя революционная  сторона гегелевской философии - диалектический метод - была в конечном итоге "задушена" ее догматической  непомерно разросшейся консервативной стороной, именно первая сторона оказалась  тем величайшим философским завоеванием, которое в своем материалистическом переосмыслении оказала кардинальное воздействие на развитие познания и  практики.

Именно этот метод способствовал появлению  в политике самой крайней оппозиции, представители которой видели на всем "печать неизбежного падения". Исходя из того, что "нет ничего раз  навсегда установленного, святого", они свергали отжившие общественные порядки. А это свидетельствовало  о том, что диалектическая философия, перед которой "ничто не может  устоять", не только играла важную роль в теоретической жизни, но и имела  огромное практическое значение. Тем  самым она оказывала революционизирующее  воздействие не только на сферу философского познания, но и на область практической политики, хотя сам Гегель был весьма далек от этого, склоняясь к очень  мирным политическим выводам.

Диалектика как  Логика, теория познания и всеобщий метод не должна, по Гегелю, содержать  пустые, мертвые формы мысли и  принципы, в нее должна войти вся  жизнь человека (и индивидуальная и родовая). Философ стремился  рассмотреть логику в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного существа, который изменяет внешнюю действительность и делает ее объективно-истинной. А это значит, что исследование всеобщих закономерностей "жизни человека", т.е. его практической деятельности во всех ее формах на основе исторического материализма ("одного из гениальных зерен, в зародыше имеющихся у Гегеля"), является ключом к разгадке тайны логических категорий, законов и принципов, механизма их обратного воздействия на практику. Если "жизнь" не включена в Логику, последняя пуста, бессодержательна и, кроме того, "бесконтрольна", так как открываются широкие возможности для произвола, субъективизма и т.п.

В гегелевской  диалектике, даже с точки зрения "чистого мышления", есть что-то большее, чем просто софистика и  схоластические изощрения. "Истина - это не бытие и не ничто, она  состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие. Но точно так же истина не есть их неразличенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны и неразделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но благодаря такому различию, которое столь же непосредственно растворилось"[1].

Идеи Гегеля о соотношении разума и практики, теоретической и практической деятельности, его понимание диалектики материального  и идеального, указывали на необходимость  глубокого материалистического  исследования этих вопросов. Гегель впервые  включил практику (хотя и понимаемую как "абстрактно-духовный труд") в  рассмотрение диалектико-методологических проблем, сделал ее ключевой категорией своей Логики. Последняя, резюмированная в диалектическом методе, есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне  не только как существа мыслящего, познающего, но и действующего, преобразующего действительность. А это значит, что диалектика "принадлежит" не только "теоретической", но и "практической идее", служит (и должна служить) не только средством развития теории, но и орудием "добра", "воли", "жизни" - практически-преобразовательной деятельности.

 

2. "Феноменология  духа" - "тайна  и исток" гегелевской  философии 

В работе "Феноменология  духа" (1807) уже достаточно четко  сформулировано исходное положение  философии Гегеля - тождество бытия  и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и вместе с тем как процесс порождения всей действительности.

В "Феноменологии  духа" рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его  проблесков до сознательного овладения  наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии). Тем  самым феноменология предстает  как "лестница знания", возводящая индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и  абсолютного знания.

При этом переход  сознания от одной ступени к другой обусловлен противоречием между  предметом и знанием о нем, между сущностью и явлением. Следовательно, движение идеи в "Феноменологии духа" - это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне.

Наиболее  важные рациональные идеи "Феноменологии  духа" состоят  в следующем:

Разработка и  реализация принципа историзма. Необходимость  историзма как закона (принципа) познания вытекает у Гегеля прежде всего из необходимости доказательства исходного пункта его философской системы - идеи о тождестве бытия и мышления. Показывая в "Феноменологии духа" процесс развития абсолютной идеи "от естественного сознания до чистого понятия", где и достигается полное тождество бытия и знания, Гегель в связи с этим формулирует важнейшее методологическое положение о том, что любой результат этого развития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привел к этому результату. "Действительным целым", по Гегелю, является не "голый результат", а "результат вместе со своим становлением", т.е. со всей предшествующей историей предмета.

Информация о работе Философская система Гегеля