Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:50, реферат
Гегель известен как немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов.
Введение
1. Общая характеристика философии Гегеля
2. "Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии
3. Философская система Гегеля и ее структура
3.1 Логика Гегеля
3.2 "Философия природы"
3.3 "Философия духа"
Заключение
Список источников и литературы
Подчеркивание важной роли трудовой деятельности в жизни людей, в том числе в формировании их сознания. Гегель "ухватывает сущность труда", понимает человека как результат его собственного труда. Но это у него "абстрактно-духовный труд". В процессе трудовой деятельности человек, по Гегелю, формирует, "образует" не только вещи, но и себя самого.
Понимание истории как совместной деятельности индивидов, а природы их сознания - как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельности.
Представление
философии как целостной
Формулирование идеи триадичности (тезис - антитезис - синтез), выявление формы развития - спирали.
Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации.
Понимание истины как процесса. По образному выражению Гегеля, "истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в карман"[2]. Причем истина у него (как "великое слово") тесно связана с заблуждением как своей противоположностью.
Постановка вопроса о социальных антагонизмах - "диалектика господина и раба". Проблеме социальной борьбы угнетенных и угнетаемых, включая предельно острую форму этой борьбы, Гегель уделил значительное внимание, очень сочувственно относился к Великой французской революции.
3.
Философская система
Гегеля и ее
структура
В развитом виде содержание философской системы Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии философских наук" (1817), состоит в следующем В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее - в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;
развитие идеи
в сознании, праве, нравственности,
всемирной истории, т.е. в "духе"
- "Философия духа". На этом этапе
абсолютная идея возвращается к самой
себе и постигает свое содержание в различных
видах человеческого сознания и деятельности.
3.1
Логика Гегеля
Наука логики открывается
предварительным понятием, где, во-первых,
рассматриваются три отношения
мысли к объективности: метафизика,
эмпиризм и критическая философия
(как две разновидности
Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т.е. с созданной Аристотелем формальной логикой. В этой связи, говоря о "логическом" (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента)"всякого логически реального": а) абстрактная, или рассудочная (рассудок); б) диалектическая, или отрицательно-разумная; в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания.
Характеризуя эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей самостоятельным существованием. А если эта "неподвижная определенность" абсолютизируется, то получается догматизм.
Иначе говоря, рассудок - важный необходимый момент мышления, он как "неподвижное мышление", отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом.
Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции.
Диалектический момент есть снятие конечными определениями самих себя и их "переход в свою противоположность". Исторически этот момент выступает в двух формах - скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика - принцип всякого движения и жизни.
Положительно-разумное мышление постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах.
Итак, логика Гегеля - это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.
Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории - категории бытия, противоположностью которой является категория "ничто", а их синтезом - категория "становление". Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами - "бытие" и "ничто". Все остальные категории - это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.
Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним категории "развитие"; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета.
Важнейшие категории этого учения - качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики - закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.
Учение о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, - сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др.
Кредо Гегеля в
рассматриваемом вопросе
Вот почему, иронизировал Гегель, "смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить". Мышление должно выражать реальные противоречия предмета. Более того, как он считал, присутствие в мышлении противоречия - критерий его истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения.
При этом речь, разумеется, не идет о так называемых формально-логических противоречиях (путаница, непоследовательность мышления), которые, конечно же, должны устраняться из мышления (в реальности их нет). Противоречие, будучи источником саморазвития, само развивается, есть процесс. Основные этапы его развертывания: тождество, различие, основание, где противоречие разрешается. Разрешение одного противоречия есть одновременно возникновение другого противоречия.
Учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю - не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления - понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов - абстрактного и конкретного как "единства многообразного").
Рассматривая
категорию "объект", немецкий философ
различает такие его
3.2 "Философия
природы"
"Философия
природы" - это, по Гегелю, учение
об идее в форме инобытия, т.е.
в форме природы. Задачу
Прежде всего отметим, что немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание, разделяя все его достоинства и ограниченности - особенно господство в нем механистически-метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда удачно) эти ограниченности по-своему преодолеть.
В частности, он стремился осмыслить природу в ее целостности и развитии и соединить диалектику с естественными науками. При всех рациональных идеях "Философия природы" - наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое осмысление достижений науки в целом.
"Философия
природы" распадается у Гегеля
на три больших раздела:
Уже внешнее структурное членение указанной работы содержит по крайней мере две важных позитивных идеи: направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления природы, включая человека и общество); подчеркивание (вслед за Шеллингом) иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему, т.е. "догадка" о формах движения материи и о классификации естественных наук по этому основанию.
В "механике"
Гегель рассматривает такие
Самая фундаментальная положительная идея данного раздела, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без движения. При этом материя внутренне противоречива.
В "физике" речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные "стихии" (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах. Так, физика всеобщей индивидуальности переходит в физику особенной индивидуальности, которая, в свою очередь (что примечательно) перерастает в химический процесс. При анализе последнего Гегель использует такие понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня, нейтрализация, разделение и др.
"Органическая
физика" содержит три последовательно
восходящие один к другому
подраздела: геологическая природа,
растительная природа и
В заключении "Философии природы" мыслитель пишет, что его цель состояла в том, чтобы дать изображение природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть в природе свободное отражение духа, познать бога не в рассмотрении духа, а в этом его непосредственном наличном бытии (т.е. в природе).
Несмотря на
наличие целого ряда вздорных, фантастических,
а порой и нелепых рассуждений
немецкого философа о природных
явлениях и процессах (обусловленных
прежде всего уровнем естествознания
его времени), он высказывал немало рациональных
философско-методологических и научных
идей. Кроме тех, что уже были отмечены
нами ранее, укажем на следующие: необходимость
единства философского и частно-научного
изучения природы; понимание того, что
природа есть целостный, взаимосвязанный
процесс, а отсюда его призыв к естествоиспытателям
овладеть диалектическим методом (которого
тогда там еще не было); осознание противоречия
как "корня движения и жизненности"
в природе и др.