Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:50, реферат
Гегель известен как немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов.
Введение
1. Общая характеристика философии Гегеля
2. "Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии
3. Философская система Гегеля и ее структура
3.1 Логика Гегеля
3.2 "Философия природы"
3.3 "Философия духа"
Заключение
Список источников и литературы
3.3 "Философия
духа"
Завершающей частью гегелевской системы является "Философию духа", которую Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.
Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.
Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей "Феноменологию духа") являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. "Венцом" субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.
Во втором разделе
- "Объективный дух" - немецкий
мыслитель исследует социально-
Особо следует выделить "прозорливость" Гегеля в том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд - преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, - подчеркивал немецкий философ, - человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание - "зародыш" материалистического понимания истории (исторического материализма).
Вместе с тем в анализе мировой истории у Гегеля немало недостатков: идеализм; "герметический историзм" (метафизичность) - остановил развитие истории в "германском мире"; - национализм; затушевывание социальных противоречий; "мнимый критицизм" - апологетика существующего, и ряд других.
Абсолютным духом
немецкий философ называл формы
общественного сознания, которые
он сделал предметом специального рассмотрения.
В разделе "Абсолютный дух" Гегель
стремился рассмотреть эти
Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в философии - в форме понятия, т.е. как "мыслящее рассмотрение". Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку наук".
Вместе с тем
Гегель изобразил историю философской
мысли не как "перечень мнений",
а как закономерный процесс движения
мысли к истине. В этом процессе
выкристаллизовываются
Заключение
Гегель оказал огромное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на "правое", "левое" и "ортодоксальное" (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство.
Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге, Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование. В недрах левого гегельянства возникло широкое движение "младогегельянцев", вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.
Согласно известной, хотя и небесспорной формуле, Фейербах "перевернул Гегеля с головы на ноги", лишив самостоятельного существования его "абсолютную идею" и объявив Бога проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную гегелевскую философию одним из важнейших источников новой идеологии рабочего класса. Знаменитый тезис Гегеля "действительное разумно, разумное действительно" был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира. В конце 19 - начале 20 вв. возникает неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и др. философских направлениях.
Список
источников и литературы
1. Гегель Г. В.Ф. Сочинения, т. I-XIV.М. - Л., 1929-1959.
2. Гегель Г. В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн.С. - Пб, 1993-1994.
3. Гегель Г. В.Ф. Философия права. М., 1990.
4. Гегель Г. В.Ф. Наука логики. Т.1-3.М., 1970-1972.
5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.
7. Курбатов В.И. История философии: конспект. Ростов н/Д, 1997.
8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.
9. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.
10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.
11. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.
[1] Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 3. М., 1972. С. 65.
[2] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии., кн. 1. С.-Пб, 1993, с. 39.
[3] Гегель Г. В. Ф. Соч., т. II. М.-Л., 1934, с. 28.