Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

Гегель известен как немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика философии Гегеля

2. "Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии

3. Философская система Гегеля и ее структура

3.1 Логика Гегеля

3.2 "Философия природы"

3.3 "Философия духа"

Заключение

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.09 Кб (Скачать)

3.3 "Философия  духа" 

Завершающей частью гегелевской системы является "Философию  духа", которую Гегель расчленил  на три раздела: субъективный дух, объективный  дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии  и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается  Гегелем с интеллектуальным развитием  всего человеческого рода. Иначе  говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.

Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его  телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о  специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.

Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей "Феноменологию духа") являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. "Венцом" субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.

Во втором разделе - "Объективный дух" - немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь  становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной  истории. Так, в параграфе "Всемирная  история" Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и  многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о  прогрессе и его критерии (история - "прогресс в сознании свободы"), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического  метода при исследовании истории  и др.

Особо следует  выделить "прозорливость" Гегеля в том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд - преобразование природы с помощью  орудий труда. В своих орудиях, - подчеркивал немецкий философ, - человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание - "зародыш" материалистического понимания истории (исторического материализма).

Вместе с тем  в анализе мировой истории  у Гегеля немало недостатков: идеализм; "герметический историзм" (метафизичность) - остановил развитие истории в "германском мире"; - национализм; затушевывание  социальных противоречий; "мнимый критицизм" - апологетика существующего, и ряд  других.

Абсолютным духом  немецкий философ называл формы  общественного сознания, которые  он сделал предметом специального рассмотрения. В разделе "Абсолютный дух" Гегель стремился рассмотреть эти формы  во взаимосвязи и субординации между  собой и другими сторонами  социальной жизни.

Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в  трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве  он познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в философии - в форме понятия, т.е. как "мыслящее рассмотрение". Но при этом он ставит философию  выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку наук".

Вместе с тем  Гегель изобразил историю философской  мысли не как "перечень мнений", а как закономерный процесс движения мысли к истине. В этом процессе выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской системы. Предшествующее философское учение в "снятом виде" входит в более поздние учения. Один из серьезных недостатков историко-философской  концепции Гегеля - "третирование материализма". Второй недостаток - объявление своей философской системы конечным пунктом, "венцом развития" мировой философской мысли.

 

Заключение 

Гегель оказал огромное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи  разделились на "правое", "левое" и "ортодоксальное" (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство.

Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге, Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование. В недрах левого гегельянства возникло широкое движение "младогегельянцев", вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Согласно известной, хотя и небесспорной формуле, Фейербах "перевернул Гегеля с головы на ноги", лишив самостоятельного существования  его "абсолютную идею" и объявив  Бога проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную  гегелевскую философию одним  из важнейших источников новой идеологии  рабочего класса. Знаменитый тезис  Гегеля "действительное разумно, разумное действительно" был истолкован ими  в смысле необходимости сознательного  преобразования мира. В конце 19 - начале 20 вв. возникает неогегельянство, отзвуки  которого слышны и по сей день в  неомарксизме, герменевтике и др. философских направлениях.

 

Список  источников и литературы 

1.                 Гегель Г. В.Ф. Сочинения, т. I-XIV.М. - Л., 1929-1959.

2.                 Гегель Г. В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн.С. - Пб, 1993-1994.

3.                 Гегель Г. В.Ф. Философия права. М., 1990.

4.                 Гегель Г. В.Ф. Наука логики. Т.1-3.М., 1970-1972.

5.                 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

6.                 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.

7.                 Курбатов В.И. История философии: конспект. Ростов н/Д, 1997.

8.                 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.

9.                 Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.

10.            Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

11.            Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.

 
 

[1] Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 3. М., 1972. С. 65.

[2] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии., кн. 1. С.-Пб, 1993, с. 39.

[3] Гегель Г. В. Ф. Соч., т. II. М.-Л., 1934, с. 28.

Информация о работе Философская система Гегеля