Философия техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:01, реферат

Описание работы

Если попробовать охарактеризовать вышеописанное одним словом, этим словом будет техногенолиз. Техногенолиз, в отличие от техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники во все проявления жизнедеятельности человека. Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления.
Целью данной работы является представление своего видения влияния техногенолиза на человека; исследование понятий Философия и Техника, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………...….….3
Глава 1. Предмет философии техники……………………………………………..4
Глава 2. Специфика технического знания …………………………….…..…….…7
Глава 3. Черты, аспекты и задачи философии техники...………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….…20
Список использованных источников………………………………………….…..21

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 66.73 Кб (Скачать)

Технические науки так или иначе  связаны со всеми, но наиболее близки естественным, и в первую очередь, физическим. Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом. Сравним разные точки зрения на соотношение технических и естественных наук:

1. Технические науки тесно связаны  с естественными и могут рассматриваться в качестве прикладных по отношению к последним. Тогда выделяется следующая последовательность исследований: теоретические (фундаментальные) — прикладные — исследования-разработки (переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов и конструкций). Технические знания могут тяготеть как в сторону теоретических знаний, так и в сторону разработок (Алексеев И. С.).

2. Техническое знание существенно  отличается от естественнонаучного, так как оно всегда связано с «целевой направленностью» технических объектов: технический объект является не естественным, а искусственным, созданным для определенной цели, его строение и функционирование служит этой цели (Л. И. Иванов; В. В. Чешев). Задача различных разделов естествознания (физика, химия, биология) — получить информацию о свойствах, причинных связей, структурных образований и законах движения материальных объектов. Структура же технических устройств и их функции должны быть известны до их реализации в виде материальных объектов. Рост технических знаний заключается в расширении конструктивных возможностей человека, техническое творчество в отличие от научного состоит не в открытии того, что существует, а в конструировании того, чего еще не было

3. В современных условиях технические явления в экспериментальном оборудовании естественных наук играют решающую роль, а большинство физических экспериментов является искусственно созданными ситуациями. Объекты технических наук представляют собой своеобразный синтез «естественного» и «искусственного». Искусственность объектов технических наук заключается в том, что они являются продуктами сознательной целенаправленной человеческой деятельности. Их естественность обнаруживается прежде всего в том, что все искусственные объекты в конечном итоге создаются из естественного (природного) материала. С этой точки зрения естественнонаучные эксперименты являются артефактами, а технические процессы — фактически видоизмененными природными процессами. Осуществление эксперимента — это деятельность по производству технических эффектов и может быть отчасти квалифицирована как инженерная, т. е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств (Горохов В. Г.). 
В целом, соединяя разные точки зрения можно констатировать факт, что физический эксперимент часто имеет инженерный характер, а современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Физические науки открыты для применения в инженерии, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике. Характерной особенностью технических знаний является то, что они связаны с процессом интеллектуального конструирования, обслуживают нужды материальной конструктивной деятельности человека, выявляя методы решения конструктивных задач, приемы, процедуры создания технических объектов.

Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний — от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности и институты, связанными с их использованием. К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются: систематическая организация знаний, выделение классов фундаментальных и прикладных исследований, опора на эксперимент, построение математизированных теорий.

Таким образом, естественные и технические науки — равноправные партнеры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие. В настоящее время технические науки тесно связаны не только с естественными, но и с гуманитарными общественными (например, экономикой, социологией, психологией и т. п.).

В технических науках выделяют два вида исследований: прикладные и фундаментальные. Прикладное исследование — это такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное — адресовано другим членам научного сообщества. В современной технике велика роль как теоретической, так и прикладной компоненты, в союзе с творчеством. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальном промышленном исследовании. 
Поэтому наряду с естественнонаучными теориями ныне существует и техническая теория, которая не только объясняет реальность, но и способствует ее созданию, расширению бытия за счет нового технического мира. В сферу технической теории входит: прогнозирование развития техники и связанных с ней наук; научные законы, технические правила и нормы. Но техническая теория отличается от физической тем, что не может использовать идеализацию, в той степени, как это делается в физике. Таким образом, техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, поскольку не может не учитывать сложное взаимодействие физических факторов, имеющих место в машине. Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии.

Технические теории в свою очередь оказывают большое обратное влияние на физическую науку и даже в определенном смысле на всю физическую картину мира. Например, (по сути, — техническая) теория упругости была генетической основой модели эфира, а гидродинамика — вихревых теорий материи.

Специфика технической теории состоит  в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории.

Теоретические знания в технических науках должны быть обязательно доведены до уровня практических инженерных рекомендаций. Поэтому в технической теории важную роль играет разработка особых операций перенесения теоретических результатов в область инженерной практики, установление четкого соответствия между сферой абстрактных объектов технической теории и конструктивными элементами реальных технических систем, что соответствует фактически теоретическому и эмпирическому уровням знания.

В технической теории выделяют эмпирический и теоретический уровни: 
Эмпирический уровень технической теории образуют конструктивно-технические и технологические знания, являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т. д. технических систем. Это — эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике, но рассмотренные в качестве эмпирического базиса технической теории.

Конструктивно-технические знания преимущественно ориентированы  на описание строения (или конструкции) технических систем, представляющих собой совокупность элементов, имеющих определенную форму, свойства и способ соединения. Они включают также знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем. Технологические знания фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.

Теоретический уровень научно-технического знания включает в себя три основные уровня, или слоя, теоретических схем: функциональные, поточные и структурные.

Функциональная схема фиксирует  общее представление о технической системе, независимо от способа ее реализации, и является результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории. Функциональные схемы совпадают для целого класса технических систем. Блоки этой схемы фиксируют только те свойства элементов технической системы, ради которых они включены в нее для выполнения общей цели.

Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие  в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое. Блоки таких схем отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования. Такие схемы строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений.

Структурная схема технической  системы фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования). Это могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, которые могут отличаться по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик.

Таким образом современное техническое  знание представляет собой сложную  систему взаимодействующих элементов  теоретического, эмпирического и прикладного уровней, тесно связанную с системами знаний других наук, а также с широкой сферой социального, гуманитарного, обыденного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Черты, аспекты  и задачи философии техники

 

Технические образования, феномены и процессы оказываются все более наддисциплинарными. Междисциплинарная укладка таких технических в самом широком смысле этого слова феноменов имеет некоторые стороны, которые наиболее отчетливо выкристаллизовываются лишь в последнее время, хотя они отчасти известны уже давно, но, очевидно, были частично забыты. 

Историчность. Фрейер уже в 1929 г. подчеркивал «всемирно-историческое значение современной техники», не соответствующее ее культур-философскому структурному пониманию, сторонники которого стремятся рассматривать ее как чистую систему средств на службе других культурных ценностей. Фрейер уже тогда требовал содержательной «философии истории техники». В самое последнее время только еще начинают рассматривать историчность технических феноменов; это означает, в частности, заново открыть и установить их историческую обусловленность и не рассматривать технику больше просто как универсально-антропологическую константу, даже если отдельные авторы и продолжают говорить о «биологической склонности к технике» и о «амбивалентной позиции» по отношению к ней, а следовательно, и в ней самой желают видеть независимое от специфики той или иной эпохи человеческое начало.

В области исследований по истории техники были основаны кафедры, научные объединения и журналы, опубликованы монографии и сборники - очень важная корректива нашего столь чуждого истории времени. И философский анализ также начинает принимать во внимание этот исторический аспект техники. В философии Ортега-и-Гассет и Хайдеггер интерпретировали эту историчность еще слишком односторонне как антропологически-культурфилософскую или как бытийно-историческую, но всегда отчетливо видели ее. Блюменберг несколько десятилетий назад попытался раскрыть суть процессов технизации с помощью толкования и развития поздней философии жизненного мира Гуссерля. Роль философии он видит в том, чтобы управлять в процессе технизации утерянными и пропущенными «смысловыми структурами». Философия истории Шаппа, как теория непрерывно и идентично установленных конституитивных начал индивидуального и исторического развития является, по мнению Тухеля, особенно пригодной основой для создания исторически ориентированной философии техники, хотя у самого Шаппа, кроме общих замечаний к положению «для-чего-вещи», едва ли вообще найдется какой-либо намек на техническое начало. Философия истории техники остается здесь еще голым постулатом.

Общественно-научный  контекст. Вторая сторона наддисциплинарного подкрепления технических феноменов историческими - социально-научная. Необходимо обращать внимание не только на тесную интеграцию с экономическими факторами и разработками, но также тесное связывание с культурными традициями, социальными условиями и развитием, с политическими, экономическими, соцально-психологическими факторами. Гелен говорил о все менее прозрачных «суперструктурах», в  которых «наука, ее технологическое применение и промышленное использование» словно в функционально связанном единстве сами себя автоматизируют. Более детальный, особенно методологически более точный анализ этих тезисов, сильно заостренных на саморазвитии, все еще отсутствует. Можно надеяться, что такое краткое замечание побуждает к исследованиям в данном направлении. Научно-эксплицированный и философски ясный анализ всего того, что может быть названо в широком смысле реально-техническим, предполагает также обращение к его социальным и политическим следствиям, которые сегодня все чаще обсуждаются под рубрикой «технократия». Здесь нет возможности эту обширную тематическую область достаточно подробно и серьезно обсуждать. До сих пор дисциплинарно ориентированные отдельные науки могли охватывать эти феномены лишь частично и недостаточно, как это убедительно показывает Линде в отношении технических артефактов на примере структурно-функциональной социологии; это в последнее десятилетие господствующее в социологии направление (в противоположность, скажем Марксу) практически совершенно упустило из вида предметы и тем самым технические артефакты, вещи, устройства, т.е. реальную предметную технику. Это — курьез века, который мы называем «техническим». Лишь немногие специалисты в области социологии техники или проницательные социальные философы, или представители индустриальной экономической науки, склонные к обобщениям, восприняли эту традицию.

Системные аспекты. В своей уже упомянутой выше программной статье 1929 г. Фрейер назвал в качестве характерной функции современной техники наряду с эмансипацией от «ограничений органической природы» и трансформацией «скрытой энергии» в «планомерное управление» имеющимися в распоряжении человечества формами энергии также и тенденцию к «систематике» и «взаимному прорастанию отдельных технических средств и методов с целью создания сплошной сети овладения природой». Этот системный аспект неявно содержится уже в тезисе Готтль-Оттлилиенфельда о «сплетении отдельных технических достижений в единое движение техники». Творческие аналогии с различными областями, результаты более ранних достижений являются условием подлинно инновационного технического прогресса, который имеет «важное значение для удовлетворения потребностей». Технологический прогресс, прогресс в техническом знании (без необходимости введения инноваций) является плодотворным для внутреннего взаимного сплетения подсистем.

Информация о работе Философия техники