Философия науки и техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

В современной литературе по философии техники сформулировано несколько различных подходов к решению этой проблемы:
(1) Техника - это прикладная наука. Иначе говоря, наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. Несмотря на наличие в ней рационального зерна, она все-таки является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.
(2) Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эту модель взаимодействия в литературе называют эволюционной. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В эволюционной модели можно выделить три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: науку, технику и производство. Развитие каждой из них описывается по эволюционной схеме, принадлежащей С. Тулмину: создание новых вариантов (фаза мутаций) - отбор вариантов для практического использования (фаза селекции) - распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу (фаза диффузии и доминирования). Эта же схема приложима и к взаимодействию всех трех сфер. В науке создаются новые варианты, техника осуществляет их отбор, отобранные варианты распространяются в производстве.

Работа содержит 1 файл

философия науки и техники.pptx

— 568.39 Кб (Скачать)

Проблема  соотношения науки  и техники

В современной литературе по философии техники  сформулировано несколько  различных подходов к решению этой проблемы:

      (1) Техника - это  прикладная наука.  Иначе говоря, наука  занимается производством  знания, а техника  осуществляет приложение  полученных знаний  в практической  деятельности. Такая  модель взаимодействия  науки и техники  получила название  линейной. Несмотря  на наличие в  ней рационального  зерна, она все-таки  является чрезмерным  упрощением реальных  отношений, складывавшихся  между наукой и  техникой на протяжении  столетий.

      (2) Наука и техника  развиваются автономно  друг от друга,  однако эти процессы  являются все же  координированными.  Эту модель взаимодействия  в литературе называют  эволюционной. Координация  развития науки  и техники имеет  эмпирическую составляющую: иногда наука использует  технические устройства  для получения  собственных результатов,  иногда научные  результаты успешно  используются в  технике. В эволюционной  модели можно выделить  три взаимосвязанные,  но самостоятельные  сферы: науку, технику  и производство. Развитие  каждой из них  описывается по  эволюционной схеме,  принадлежащей С.  Тулмину: создание новых вариантов (фаза мутаций) - отбор вариантов для практического использования (фаза селекции) - распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу (фаза диффузии и доминирования). Эта же схема приложима и к взаимодействию всех трех сфер. В науке создаются новые варианты, техника осуществляет их отбор, отобранные варианты распространяются в производстве. 

(3) Наука развивалась  в зависимости  от уровня современной  ей техники (точка  зрения, в чем-то  обратная линейной  модели). Конкретизируя  свою позицию,  ее сторонники  утверждают, что научное  знание развивалось  за счет исследования  технических аппаратов  и инструментов  в попытке раскрыть  загадки их функционирования. Конечно, такие  исследования в  истории науки  неоднократно имели  место. Но все  же исследований  другого типа было, по-видимому, гораздо  больше.

      (4) Наиболее реалистичной  и соответствующей  многим историческим  фактам представляется  позиция, в соответствии  с которой, до  конца XIX в. наука  и техника действительно  развивались обособленно,  регулярного применения  научных знаний  в технической  практике не было, но в настоящее  время развитие  техники осуществляется  именно на основе  современных научных  достижений. Вообще  историю взаимоотношений  науки и техники,  как отмечают исследователи,  можно разбить  на четыре периода.  В первый период (донаучный)  последовательно  формируются три  типа технических  знаний: практико-методические, технологические  и конструктивно-технические.  Во втором периоде  происходит зарождение  технических наук (со  второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.). Третий период - классический (до  середины XIX века) характеризуется  построением ряда  фундаментальных  технических теорий. Последний (четвертый)  период (настоящее  время) отмечен  осуществлением комплексных  исследований, интеграцией  технических наук  не только с  естественными, но  и с общественными  науками, и вместе  с тем дальнейшей  дифференциацией  и "отпочкованием"  технических наук  от естественных  и общественных.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 

    • Философия науки как самостоятельная  отрасль знания сформировалась в рамках философии  сравнительно недавно. Конечно, первые философские  идеи, лежащие в  основании современной  науки, определяющие принципы и цели научного познания, принадлежат  еще родоначальникам  философии Нового времени - Ф. Бэкону и  Р. Декарту. Важный вклад  в становление  этой дисциплины внесли позднее И. Кант и  неокантианцы. Однако систематически проблемы научного познания стали  изучаться уже  в XX столетии в рамках направления, получившего  название "логический позитивизм". Как  философское течение, логический позитивизм существовал в 30-е - 60-е  годы прошлого столетия. На базе критики многих его идей сформировался  постпозитивизм, ведущие представители которого - К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд разработали свои концепции науки. Постпозитивизм, не разделяя многие установки логического позитивизма, тем не менее унаследовал от него, во-первых, исследовательскую проблематику (конечно же, существенно ее дополнив), и, во-вторых, инструменты анализа и решения изучаемых проблем - аппарат логических теорий, созданных современной логикой. В центре внимания философов науки XX столетия были прежде всего проблемы, связанные с методами научного познания: их структурой, познавательными возможностями и сферами применения. В связи с этим было принято говорить о философии и методологии науки как о едином направлении исследований.
 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 

    • Философия техники как самостоятельная  философская дисциплина сформировалась позднее  философии науки. Сам термин был  введен немецким философом  Э. Каппом, опубликовавшим в 1877 году книгу под названием "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения". На протяжении XX столетия к философским проблемам, связанным с техникой, обращались многие выдающиеся мыслители, включая одного из самых значительных философов прошлого века - М. Хайдеггера. Это предопределило два способа постановки философского вопроса о технике. Первый, имеющий больше сторонников, состоит в представлении техники как специфического феномена человеческой культуры, второй же усматривает в технике, техническом универсальное основание культуры, фундаментальное отношение человека к миру. В первом случае речь идет о философии техники как об одном из направлений философских исследований (наряду с философией науки, философией религии или философией права), во втором случае мы можем говорить о возможном, хотя и до сих пор не развернутом, философском учении (здесь аналогом выступает, например, философия жизни). В дальнейшем мы будем рассматривать философию техники в первом из указанных смыслов

Основные  направления философии  науки 

Непосредственной  предшественницей философии  науки является гносеология XVII—XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой  было осмысление сущности научного знания и  методов его получения. Гносеологические вопросы  были центральной  темой классического  этапа философии  Нового времени —  от Р. Декарта и  Дж. Локка до И. Канта. Без понимания  этих вопросов нельзя понять философию  науки XIX—XX вв.

Основания науки и их структура 

идеалы  и нормы познания

  в той или иной  области 

научную картину мира 

философские основания

Идеалы  и нормы – это  эталонные установки  и регулятивы научного познания, где идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы – регулируют конкретные условия достижения цели на различных этапах исследования.

Научная картина мира дает общее представление  об устройстве окружающего  мира и места человека в нем. Имеет парадигмальный (парадигма – это образец, модель) характер, что задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование норм научного исследования. В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности. Выделяется три картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Философские основания науки  – это самые  общие мировоззренческие  идеи и принципы, стандарты и понятийный аппарат науки, которые  формируются в  рамках философии  науки. В качестве философского регулятива современной науки утвердились вероятностный подход, потребность в междисциплинарных исследованиях, принцип развития, принцип неопределенности, интеграция подходов естественно-научного и гуманитарного знания.

Институциональные формы научной  деятельности 

   форма познавательной деятельности

   социальный  институт

   система дисциплинарных знаний 

Научная деятельность осуществляется в специальных  организованных формах, что придает ей черты устойчивой социальной системы. Современная теория научного познания, как правило, выделяет три аспекта бытия  науки:

Наука как социальный институт является предметом  социологии науки, которая  изучает функционирование и развитие науки, её функции в социокультурном пространстве общества и взаимоотношение с другими социальными институтами. 

   Функции науки

      наука становится непосредственной производительной силой, стимулирующей непрерывный  процесс формирования и развития нового знания

      осуществляет  объективную оценку значимости тех  или иных открытий, изобретений и  т.п.

   как социального 

      систематизирует полученные теоретические и технологические  знания

      осуществляет  трансляцию полученных знаний во все  сферы общества

   института

      осуществляет  подготовку научных кадров

      выполняет образовательную функцию

Основные  идеи философии техники 

В основе техники лежит  органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

Техника — это путь к  новым горизонтам бытия.

Различают следующие этапы  развития технических  знаний:

донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем  и не подразумевают  использование научных  знаний;

зарождение  технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные  знания и появляются первые технические  науки.

классический (до середины XIX века) — характеризуется  формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для  дальнейшего развития.

современный (с середины XIX века) — технические  науки начинают интегрироваться  не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные  исследования, технические  науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Общие характеристики техники 

   Искусственное образование

   Средство, орудие

   Самостоятельная реальность

   Использование сил и энергий природы

   Связь с технологией

*Техника есть искусственное образование, она специально изготавливается, создается человеком. В этом смысле техника - продукт культуры, а не природы. Техника воплощает в себе культурные идеи и опыт. Создание и использование техники подразумевает существование технологии и специальной организации деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

*Техника является средством, орудием, которая служит для решения определенных задач, удовлетворяя тем самым какие-либо потребности человека. В силу этого к технике можно отнести любые такие средства: от простейших орудий труда до сложнейших технических систем.

*Мир техники - это отдельная, самостоятельная реальность. Техника может противостоять не только природе, как искусственное - естественному, но и человеку (как творение - творцу). Чем более независимой, автономной от человека становится техника, тем более зависимым в своем существовании от техники становится человек.

*Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы, природа при этом рассматривается как неиссякаемый источник энергии и материалов, а техника, создаваемая на основании современных научных теорий, становится средством подчинения природы человеку. Основные виды современной технической деятельности - это инженерное конструирование и изобретение.

*Техника в современном мире тесно связана с технологией, а та, в свою очередь, со всем комплексом естественнонаучного и технического знания. Уровень развития техники напрямую зависит от уровня научного и технологического развития общества, а опосредованным образом - от культурного уровня общества в целом.

Современная социальная философия  изучает следующие  вопросы, связанные  с техникой: 

   Вопросы

      Что такое техника как феномен?

      В чем общественная обусловленность  техники?

      Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

      Каковы  формы и пределы ее воздействия  на человеческое бытие?

Техника должна быть понята: 

Информация о работе Философия науки и техники