Философия техники и ее основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что таким ключом является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.

Содержание

Введение
1. Техника 5
2. Научно-техническое развитие 10
3. Философия техники 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

К.Р. Философия техники и ее основные проблемы.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал  ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной  службы» в г. Новокузнецке

   Контрольная работа

 

по  дисциплине: «Философия»

Тема: Философия  техники и ее основные проблемы. 
 
 
 
 

  Студент
  Рязанова Е.В.
   
  ГМУ- 2101
  Проверил:

преподаватель

  Михайлов П.В.
   
   
   
Новокузнецк
2010
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                             

1. Техника                                                                                                       5

2. Научно-техническое развитие                                                                 10                                    

3. Философия техники                                                                                  16

Заключение                                                                                                    21

Список литературы                                                                                       23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

 

        Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны исключительно с развитием техники, механизмов и машин. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека.

        Экономисты и социологи  именуют наше столетие веком научно-технической  или второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.

        Для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что таким ключом является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.

        Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация  и кибернетизация производства, компьютеризация  повседневной жизни - это такие достижения современной науки, которые говорят  об оправданности ее претензий оказывать  огромное и все возрастающее влияние на все сферы общественной жизни. Если раньше область техники ограничивалась сферой производства материальных благ, то ныне она пронизывает всю общественную жизнь.

        Техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.

        Ныне нет такой  крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так  или иначе связано с тенденциями  развития научно-технической революции. Но этого мало. Она оказывает все  более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

        Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить  как весь предшествующий ход научно-технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем. Кибернетика и бионика разрабатывают такие принципы техники будущего (безмашинная техника, например, или устройство, представляющее собой симбиоз живого организма с техникой), которые не укладываются в привычные представления. Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении. Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.

        Проанализировать эти, а также другие проблемы взаимного развития отношений между человеком и техникой в трудах философов современности и классиков является целью представленного реферата.

        Для исследования данной темы мной были использованы труды доктора философских наук профессора Орешникова Игоря Михайлович «Философия ХХ века» и «Философия науки и техники» в которых он рассматривает гуманистические ориентации нового эпохального мышления, мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Так же был использован труд русского религиозного философа, одного из основоположников экзистенциализма в России Бердяева Николая Александровича «Человек и машины» в котором он рассматривает проблему кризиса человека и человечности, вызванного «бурным развитием техники», проблему социологии и метафизики техники.  

 

  1. ТЕХНИКА

    Техника всегда привлекала внимания философов, и это легко объяснить. Дело в  том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря  труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность  и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия [4, С.241].

     Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того  или иного вида деятельности.

     В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэконианской и картезианской традициями [6]. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.

    Современная человеческая жизнь невозможна без  использования самой разнообразной  техники. С помощью машин человек  обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т.д. [5, С.148] Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.

    В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы, познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающей его мир.

    Современная цивилизация, взятая глобально, рассматриваемая целостно в отвлечении от ее внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространено ее обозначение как индустриальная цивилизация техногенного типа. Это определение достаточно приемлемо, поскольку многие другие или слишком расплывчаты и беллетристичны, или частичны, не схватывают глубинных сущностных оснований нынешнего бытия рода людей.

    Такое истолкование рубежа, достигнутого человечеством  на исходе XX столетия, лежит в русле социально-философского рационалистического истолкования истории. Оно, разумеется, отлично от характеристик, используемых в различных конфессиональных формах религии или в поисках эзотерической, оккультной мысли. Эта идея (в основном разработанная западной философией) отлична и от того формационного подхода, который был задан классическим марксизмом. Не отрицая эвристических возможностей марксистских идей, их объяснительной силы ряда фактов исторического развития, все же следует сказать, что они оказались недостаточными для уяснения мировой ситуации конца нашего века.

    Поэтому правомерно использовать в качестве сущностной характеристики эпохи названные нами понятия — техногенный мир индустриальная цивилизация. Наши определения позволяют отделить современность от былых исторических форм (традиционной, «пасторальной» цивилизации) и от грядущих очертаний мировой жизни, которые только-только начинают прорисовываться. Разумеется, модель исторического движения, трактуемая таким образом (традиционное — индустриальное — постиндустриальное, информационное — экологическое общество), не раскрывает во всей сферичности богатства истории. Эта модель может и должна быть дополнена. Однако она хорошо работает для выяснения сути и характеристик науки и техники, как важнейших детерминант общественной жизни, наших дней[1, С.63].

    Отметим, что названные качественные обозначения состояния современного мира в их полноте применимы лишь к части стран, охватывающих не более одной пятой населения земного шара. В историко-философском размышлении, пожалуй, надо судить о состоянии глобального социума по тому рубежу, который достигли лидеры, те, кто вышел на вершины возможного на настоящий момент.

    Вместе  с тем, определения «техногенное», «индустриальное» производны от того или иного понимания «науки» и «техники», «рациональности» вообще. Эти понятия сейчас заново переосмысливаются.

    Если  в прошлых столетиях проблемы науки интересовали лишь узкий слой причастных к ней интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба эти явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало несущей задачей философской мысли. Сейчас «философия техники», сформировалась как относительно самостоятельная область теоретического поиска. Первые зачатки философии техники возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века. в России (работы Энгельмейера); Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Яспсрс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в том числе наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

    Вместе  с тем еще в древней Греции использовалось понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, понимаемое как умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Язык античной эпохи зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником собственно человеческой жизни является наличие тех предметов и тех процедур, которые позволяют преобразовывать «природное» («физис») в «человеческое». Человек — это производящее существо, создающее собственную предметную среду, позволяющую реализовать его потребности и достигать ту или иную цель.

    По-разному  трактовалась техника в истории  мысли. В марксистской традиции —  как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру — это наша первооснова, корневое человеческое начало, способ самореализации человечества. По Эллюлю — это просто совокупность каких-либо механизмов, а более широко истолкованная процедура достижения цели.

    Германские  авторы Ленк и Рополь выделили из литературы по философии техники (ФРГ — 60-70-е гг.) ряд «существенных элементов» техники: прикладное естествознание; комплекс элементов и средств; воля к власти и подчинению природы; «открытие» и «упорядочение» природы; реализация идей; создание искусственной среды и т.д.

Информация о работе Философия техники и ее основные проблемы