Философии техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить философию техники.
Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:
изучить происхождение и природу техники;
изучить основные проблемы философии техники;
рассмотреть положение человека в информационном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Происхождение и природа техники…………………………….………..4
Основные проблемы философии техники………………………….……7
Человек в информационном обществе………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14

Работа содержит 1 файл

2. Философия техники(кр, 11з,ЧГСХА).doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение…………………………………………………………….……..3

  1. Происхождение и природа техники…………………………….………..4
  2. Основные проблемы философии техники………………………….……7
  3. Человек в информационном обществе………………………………….10

     Заключение………………………………………………………………..13

     Список  использованной литературы…………………………………….14

 

Введение 

     В современной цивилизации наука  играет особую роль. Технологический  прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к  новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

     Рассмотрение  философской проблемы – философии  техники, как направления практической философии, хотелось бы начать с определения основных понятий, которые необходимы для целостного рассмотрения проблемы.  Я исходил здесь из того, что философия занимается изучением человека в его взаимосвязях с окружающей реальностью. При таком понимании философии трудно представить более подходящий объект применения философских знаний, чем техника и ее взаимодействие с общественным развитием. Для того, чтобы разговор на эту тему был предельно корректным, начну с некоторых определений и комментариев к ним. Данная процедура  в социальной философии и социологии называется операционализацией, т.е. разложение целого на составные элементы, способные описать в совокупности все содержание проблемы.  

     Предмет исследования – философия техники.

     Цель данной контрольной работы – изучить философию техники.

     Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:

  • изучить происхождение и природу техники;
  • изучить основные проблемы философии техники;
  • рассмотреть положение человека в информационном обществе.
 

 

  1. Происхождение и природа техники
 

     Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «τέχνη» - «технэ», которое означало умение, мастерство, искусство. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается.  Произведенный человеком объект часто называют артефактом. Латинское «artefactum» - «артефактум» означает буквально искусственно сделанное. Техника есть совокупность артефактов. Такое определение техники дает лишь первое представление о ней. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах:

    1. Узкое - как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности, т.е. техника есть совокупность артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деятельности;
  1. Широкое - как  обозначение совокупности приемов действия,  используемых  в       деятельности. Это может быть техника письма, рисования, техника выполнения       физических упражнений и т. д.  Таким образом, техника выступает как особый,  технический       подход  к  любой   сфере   человеческой   деятельности.

     Технический    подход  находится    во    взаимодополнительном   отношении   с    естественно-научным  подходом.

     Наряду  с феноменом техники требует  пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует её включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижения  ею стадии системности.

     «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на первый взгляд, ответить на вопрос, что такое наука, не сложно: это физика, химия, биология, математика и другие дисциплины, которые изучаются в школе и вузе.

     Сложнее дать общее определение науки. Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Д. Бернал пишет: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений…, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития».

     «Философский  энциклопедический словарь» дает следующее  определение «науки». Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. 

     Техника развивалась путем моделирования  естественных органов человека. С  помощью технических средств  воспроизводится не структура (устройство) естественных органов, а функция. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д.

     Принцип функционального  моделирования лежит в основе развития технических средств.

     Еще один важный принцип - принцип дополнения. Он выражается в том, что не только техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу, но и сам человек в технической системе является в определенном смысле ее дополнением. Человек без орудий производства бессилен, орудия производства без человека мертвы. Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники есть история последовательного замещения технологических функций человека.

     Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществеПервая — утверждается определяющая роль науки, технику воспринимают как прикладную науку. Это модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника — как его применение. Такая модель — достаточно одностороннее отражение реального процесса из взаимодействия.          

Другая  модель или точка  зрения — взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.          

Третья  точка зрения утверждает ведущую роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования технических устройств. Действительно, мельница, часы, насосы, паровой двигатель и т. д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает термодинамика.  
 

 

  1. Основные проблемы философии техники

     Проблема  соотношения науки  и техники

     В современной литературе по философии  техники можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники:

  1. техника рассматривается как прикладная наука;
  2. процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;
  3. наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
  4. техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;
  5. до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.

     Специфика естественных и технических наук

     Выявление специфики технических наук осуществляется обычно следующим образом: технические  науки сопоставляются с естественными (и общественными) науками и параллельно  рассматривается соотношение фундаментальных  и прикладных исследований. При этом могут быть выделены следующие позиции:

  1. технические науки отождествляются с прикладным естествознанием;
  2. естественные и технические науки рассматриваются как равноправные научные дисциплины;
  3. в технических науках выделяются как фундаментальные, так и прикладные исследования.

      Таким образом, в современной философии  техники исследователям удалось  выявить фундаментальное теоретическое  исследование в технических науках и провести первичную классификацию  типов технической теории. Разделение исследований в технических науках на фундаментальные и прикладные позволяет выделить и рассматривать техническую теорию в качестве предмета особого философско-методологического анализа и перейти к изучению её внутренней структуры.

     Голландский исследователь П. Кроес утверждал, что теория, имеющая дело с артефактами, обязательно претерпевает изменение своей структуры. Он подчёркивал, что естественнонаучные и научно-технические знания являются в равной степени знаниями о манипуляции с природой, что и естественные, и технические науки имеют дело с артефактами и сами создают их. Однако между двумя видами теорий существует также фундаментальное отличие, и оно заключается в том, что в рамках технической теории важнейшее место принадлежит проектным характеристикам и параметрам.

     Исследование  соотношения и взаимосвязи естественных и технических наук направлено также на то, чтобы обосновать возможность использования при анализе технических наук методологических средств, развитых в философии науки в процессе исследования естествознания. При этом в большинстве работ анализируются в основном связи, сходства и различия физической и технической теории (в её классической форме), которая основана на применении к инженерной практике главным образом физических знаний.

     Техника большую часть своей истории  была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой «автономии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

     В первый период (донаучный) последовательно  формируются три типа технических  знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические .

     Во  втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся именно к данному периоду.

     Третий  период – классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

     Наконец, для четвёртого этапа (настоящее  время) характерно осуществление комплексных  исследований, интеграция технических  наук не только с естественными, но и с общественными науками, и  вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

     Однако  для проведения методологического  анализа технического знания недостаточна простая эмпирическая констатация  определённых исторических этапов. Необходимо дать теоретическое описание функционирования и генезиса технических наук. А для этого важно определить их специфику. 
 

Информация о работе Философии техники