Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:41, реферат
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Введение………………………………………………………………………3
1. Техника……………………………………………………………………6
1.1. Феномен техники, её назначение и сущность……………………6
1.2. Основные этапы развития философии техники………………..10
2. Рациональность и наука…………………………………………………17
2.1. Наука как рациональное знание.....………………………………..19
2.2. Периоды зрелости науки..…………………………………………24
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания...…28
2.4. Научно-техническое развитие…………………………………….32
3. Философия техники….……………………………………………………..39
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…43
5. Литература………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Сейчас «философия
техники», «философия науки»
Тенденции развития
человечества последних
Если попробовать
Однако техника призвана
помогать человеку. Только лишь
по сей день происходят аварии
регионального масштаба, климатические,
экологические изменения
Однако это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза на человека, та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мой взгляд, существует и другая - невидимая, непрямая форма влияния техногенолиза; а как известно, самый страшный враг – это невидимый. Рассмотрению именно этой второй формы влияния посвящена представленная ниже работа.
Поскольку не существует
общепринятых определений
Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.
Таким образом, целью
данной работы является
Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно- технической или второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.
Когда-то алхимики
тщетно пытались найти
Ныне для многих
исследователей в области
Атомная и термоядерная
энергия, начало космической
Техника, основанная
на современной науке,
Ныне нет такой крупной
народнохозяйственной проблемы, решение
которой не было бы так или
иначе связано с тенденциями
развития научно- технической революции.
Но этого мало. Она оказывает
все более заметное влияние
на политику, идеологию, искусство,
религию, на мировоззрение
Произошел резкий, качественный скачок в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно- технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем. Кибернетика и бионика разрабатывают такие принципы техники будущего (безмашинная техника, например, или устройство, представляющее собой симбиоз живого организма с техникой), которые не укладываются в привычные представления. Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении. Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.
Проанализировать эти,
а также другие проблемы
Современная цивилизация,
взятая всепланетно, глобально,
Такое истолкование
рубежа, достигнутого человечеством
на исходе XX столетия, лежит в
русле социально-философского
Поэтому правомерно
использовать в качестве
Однако она хорошо работает для выяснения сути и характеристик науки и техники как важнейший детерминант общественной жизни наших дней.
Отметим, что названные
качественные обозначения
Вместе с тем, определения
«техногенное», «
Если в прошлых столетиях
проблемы науки интересовали
лишь узкий слой причастных
к ней интеллектуалов, а отношение
к технике было сугубо
Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология. Отметим то обстоятельство, что, если наука — древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философского, анализа сравнительно недавно. Первые зачатки философии техники возникли в XIX в. в Германии, Франции, в начале XX в. в России (работы Энгельмейера);
Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Яспсрс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в том числе наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Вместе с тем еще в древней Греции использовалось понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, понимаемое как умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Язык античной эпохи зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником собственно человеческой жизни является наличие тех предметов и тех процедур, которые позволяют преобразовывать «природное» («физис») в «человеческое». Человек — это производящее существо, создающее собственную предметную среду, позволяющую реализовать его потребности и достигать ту или иную цель.
По-разному трактовалась техника в истории мысли. В марксистской традиции — как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По
Хайдеггеру,—это наша
первооснова, корневое
Германские авторы
Ленк и Рополь выделили из
литературы по философии
Небезынтересно истолкование
техники в некоторых
Так, германский теолог
Р. Дворак еще в 40-е гг.XX в.
уверял, что в наши дни техника
есть неуклюжая попытка
Рассматривая технику,
в узком смысле ее трактуют
как совокупность предметных
артефактов (т.е. искусственно созданных)
для осуществления инженерной
преобразовательно-
В конструировании,
реконструировании предметной
История техники —
это объективная предпосылка
человеческой деятельности. Конечно,
каменная индустрия
Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическо-марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.
Современный мир — это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника— исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».