Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:23, реферат
Европейскую философию Нового времени XVII–XIX веков принято называть классической. Это время создания оригинальных философских концепций, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации и стремлением к приобретению научного статуса. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в эпоху Возрождения, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.
1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени 3
2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени 8
3. Философия французского Просвещения XVIII века 14
Список использованной литературы 17
План
1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени 3
2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени 8
3. Философия французского Просвещения XVIII века 14
Список
использованной литературы 17
Европейскую философию Нового времени XVII–XIX веков принято называть классической. Это время создания оригинальных философских концепций, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации и стремлением к приобретению научного статуса. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в эпоху Возрождения, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.
Развитие такого рода философии неразрывно связано с социальными и научными изменениями, имевшими место в европейской культуре этой эпохи.
Контуры новоевропейской культуры стали обрисовываться в XVI столетии. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа. Она положила дорогу к переосмыслению догматов христианства. «Мышление становится более независимым и мы теперь покидаем его единство с теологией; оно отделяется от последней подобно тому, как оно и у греков также отделилось от мифологии»1. Духовная атмосфера в обществе изменилась, что привело к активизации социальной жизни и утверждению нового активного сословия – буржуазии. Усиливается борьба против сословно-феодальной государственности и церкви. Английская революция в XVII веке, а затем французская в XVIII – вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры. «Новизна этой эпохи – в освобождении экономической, политической и духовной жизни от пут европейского феодализма»2.
XVII век нес с собой подъем чувства личности и продолжил присущее эпохе Возрождения разрушение средневековой, феодальной системы ценностей, начатое итальянскими гуманистами. «Не покорный долгу рыцарь и не благочестивый монах-отшельник, а предприимчивый купец и любознательный ученый становятся теперь олицетворениями человеческого идеала»3.
Развитие
нового – буржуазного – общества
в эпоху Возрождения и Нового
времени порождает изменения
не только в экономике, политике и
социальных отношениях, оно меняет
и сознание людей. Важнейшим фактором
такого изменения оказывается наука,
и прежде всего экспериментально-
Возникновение
того типа научно-рациональной деятельности,
который формируется в
Развитие философии было неразрывно связано с ходом научной революции, сопровождая, стимулируя и поддерживая ее и получая от нее взамен импульс к переменам. «С началом Нового времени философия стала утверждаться как совсем независимая сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться от пут религии, дабы вступить в новый союз с наукой»6.
Становление науки Нового времени связано с глубокими методологическими переменами. «В Древнем мире боже существовала богатая наука – геометрия греков, юриспруденция и естественная история римлян, алгебра арабов. Однако она была умозрительной и созерцательной. Наука Нового времени ориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца»7
При
рассмотрении проблем, стоящих перед
философией науки XVII века, следует учитывать
специфику нового типа науки – экспериментально-
Поскольку
материализм соответствует
Законами развития и движения мира понимаются только механические законы. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим. Разрабатываются новые методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Становление
и развитие новоевропейской философии
происходило в тесной связи с
зарождающейся
Опыт и эксперимент в понимании философов-механицистов начинает играть роль проверки теоретической науки, подтверждения ее стремления быть наукой об этом мире. Для ученых середины XVII века изначальная генетическая связь теории с обыденным опытом становится утерянной, и единственный способ удостоверения теории должен быть найден в апостериорном сравнении теории с опытом. «Сущность методологической новизны философских систем XVII века заключается в признании гипотетического характера теоретического знания. Это признание было тесно связано с изменением в экспериментальном основании науки, с движением от контекста открытия к контексту оправдания»8.
В
XVII-XVIII столетии идеалы и нормативы
естественнонаучного
В
соответствии с этими установками
строилась и развивалась
В результате «научной революции» рождается новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник и новый образ науки – развивающейся автономно, социальной и доступной контролю.
Формируется знания, которое, в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику и создает новый тип ученого: не средневекового философа, не гуманиста, не мага, астролога или даже ремесленника или художника Возрождения. «Этот новый тип ученого, рожденный научной революцией, – больше не маг или астролог, владеющий частным знанием посвященных, и не университетский профессор, комментатор и интерпретатор текстов прошлого, это ученый нового типа, т.е. носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта»9.
Научная революция породила современного ученого-экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все более строгим благодаря новым измерительным приборам, все более и более точным. Деятельность ученого нового типа часто протекает вне (а то направлена и против) старых структур знания, например университетов. В XVI и XVII вв. университеты и монастыри теряют положение единственных центров культуры. Инженер или архитектор, который проектирует каналы, плотины, укрепительные сооружения, занимает равное или даже более престижное положение, чем врач, придворный астроном, профессор университета.
Общая
ориентация на практическую эффективность,
полезность научного знания в философии
Нового времени была реализована
в двух вариантах – эмпиризме
и рационализме, конкурентная борьба
между которыми во многом определила
и духовную атмосферу эпохи в
целом, и ряд существенных различий
между «островной» и «
Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон. Бэкон, как и большинство мыслителей его эпохи, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки относительно понимания Средних веков. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.
Ф. Бэкон начинает свое программное сочинение «Новый органон» противопоставлением двух позиций – абсолютного догматизма и полного скептицизма. «Те, кто осмелился говорить о природе, как исследованном уже предмете, делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать – нанесли величайший ущерб философии и наукам… Те же, кто вступил на противоположный путь и утверждал, что решительно ничего нельзя познать, приводили в пользу этого доводы, которыми, конечно, нельзя пренебречь»10. Симпатии Бэкона на стороне тех, кто, осознавая эти две опасные крайности, выбирает средний путь, благоразумно удерживаясь самонадеянностью окончательных суждений и отчаянием скептицизса.
Если чувственный опыт превратить из случайного и хаотичного в систематически-методический, т.е в научный эксперимент, тогда последний станет носителем всеобщего, сущности, «формы природы», источником доказательного необходимого знания всеобщих аксиом. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте»11. Такой организованный эксперимент способен «вырвать у природы ее тайны». Тайны природы – это скрытые за явлениями всеобщие «формы природы», те сущности или божественные архетипы, которые запечатлены материальному миру Творцом в акте творения. «Бэконовский «эксперимент» далек от античного опыта, всматриваясь в который «умным зрением», философ мог извлекать из него универсальное, достоверное знание. Бэконовский «эксперимент» – это компонент vita activa, это осуществление дарованной человеку богом власти над природой. Бэкон приходит к утверждению достижимости достоверного знания»12.
Будучи материалистом, Бэкон рассматривал практическую эффективность знаний как доказательство их истинности, а их истинность – как залог последующего успешного их практического применения. Бэкон говорит, знание есть сила, и тот, кто овладеет знаниями будет могущественен. «Мы столько можем, сколько мы знаем». Механизм практического применения знаний основан на том, что из них вытекают руководства к действию.
Учение
Бэкона о методе познания начинается
с критической его части, движимой,
как и у Декарта, сомнением
во всем. Бэкон атакует схоластику
и раскрывает слабые стороны человеческих
познавательных способностей. Эти слабости
ведут не к каким-то случайным
просчетам и ложным шагам, а к
неизбежно возникающим